Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на совещании 11 мая анонсировал реформы в зерноводстве, включающие либерализацию цен на зерно.
Как мы уже писали, с 1 июня государство будет закупать зерно по рыночным ценам. Для фермеров и кластеров создадут возможности, чтобы они могли продавать своё зерно на бирже. Закупочная цена зерна увеличится с 1,55 млн до 3 млн сумов. При этом фермерам будет выплачена положительная разница исходя из средних цен, сформировавшихся на бирже в июле-августе.
Компания «Уздонмахсулот» и входящие в его состав 43 предприятия начнут работать в рыночных условиях. Если сейчас они закупают зерно по 1550 сумов за 1 кг и продают муку по 2485 сумов за 1 кг, то теперь и «Уздонмахсулот», и частные предприятия будут закупать пшеницу для производства муки по рыночным ценам через биржу.
«Газета.uz» поговорила с директором Департамента финансов агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды при Министерстве финансов Тулкином Мирзаевым, чтобы узнать, как реформа повлияет на стоимость муки и хлеба.
По словам представителя Минфина, сегодня цены на муку в основном и так определяются рыночными принципами. Со ссылкой на данные Государственного комитета по статистике он сообщил, что на начало мая средняя розничная цена 1 кг импортной и местной муки составляла от 5400 сумов. При этом мука первого сорта в Каракалпакстане стоит в среднем 5820 сумов, Ташкенте — 5690 сумов, Бухаре — 5600 сумов, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областях — до 5000 сумов.
«Цена на муку также зависит от её качества. Некоторые зерновые предприятия с хорошей модернизацией могут выпускать более качественную муку, из-за чего у них цена может быть выше», — сказал он.
Тулкин Мирзаев отметил, что зерно на рынке без учёта госзакупок торгуется в районе 3,5−4,2 млн сумов за тонну. На бирже также выставляется местное зерно, но в небольших объёмах. В частности, в первом квартале выставлено 7000 тонн.
«По нашему мнению, во время сезонного сбора урожая пшеницы стоимость зерна на бирже может составлять 3−3,5 млн сумов за тонну, а потом может немного повыситься. Если сейчас на рынках зерно стоит в районе 4 млн сумов, то после выставления на биржу стоимость будет формироваться в этих пределах», — сказал он.
Что касается муки и хлеба (лепёшек), то здесь тоже не ожидается существенных изменений по ценам.
«Государство сейчас покупает зерно по 1,55 млн сумов и не выставляет на торги, а распределяет по регионам. Там мука продаётся по сниженной цене. Но эти объёмы составляют около 20−30% потребления муки населением. Это не может повлиять на рынок в целом», — отметил глава департамента.
В 2021 году общее потребление зерна в Узбекистане составило 8,6 млн тонн, из этого чуть больше 2 млн тонн пришлось на госзакупки. «То есть большая часть муки производится из местного зерна по рыночной цене или импортного зерна (большая часть завозится из Казахстана — ред.). Сюда ещё надо включить то, что в больших объёмах импортируется казахская мука. В прошлом году мы импортировали 3 млн тонн зерна в эквиваленте (включая муку). У нас 70−80% рынка зерна и муки формируются рыночными ценами», — сообщил он.
Тулкин Мирзаев отметил, что в 2022 году в Узбекистане прогнозируется рост урожая зерна на 1−1,5 млн тонн (в 2021 году произведено чуть больше 6 млн тонн), в Казахстане — на 1,5−2 млн тонн, в России — на 7,5−8 млн. В Украине ожидается снижение урожайности на 15 млн тонн — с 32 млн до 17 млн. Этот дефицит будет частично покрываться возросшими объёмами урожая в других странах.
Представитель Минфина сообщил, что Казахстан экспортирует 80−85% своего зерна в Центральную Азию, благодаря чему резких колебаний цен на зерно в регионе не ожидается.
Кроме того, реформы предполагают отмену продажи удешевлённой муки. В связи с этим правительство сейчас разрабатывается меры по поддержке социально уязвимых слоёв населения. «Мы будем использовать инструменты социальной поддержки. В частности, разрабатывается меры по выделению единовременной помощи», — сказал он.
После частичной либерализации цен на формовой хлеб (буханку) государство выплачивало социально уязвимым слоям населению ежемесячную компенсацию в 50 тысяч сумов. Позже эта сумма была включена в механизм минимальных потребительских расходов, которая определена в 498 тысяч сумов. С ростом МПР растут размеры пенсий и пособий.
Кроме того, вырос охват социальными пособиями. Если в сентябре число их получателей составляло около 1,2 миллиона человек, то на сегодняшний день их свыше 1,9 миллиона, заявили в Минфине.
В Минфине также отметили, что среднесрочной перспективе ожидается повышение урожайности пшеницы в стране из-за увеличения стимулов производства зерна в результате внедрения рыночных принципов закупки зерна. Урожайность может подняться выше 100 ц/гектар.
Экономист Отабек Бакиров также заявил, что не стоит ожидать сильного влияния реформ в зерноводстве на стоимость муки и хлеба. По его словам, либерализация цен повлияет только на стоимость буханки, которая всё ещё субсидируются, несмотря на то, что цены на неё «отпустили» ещё в 2018 году.
«Нет причин паниковать, что хлеб и мука подорожают. Наоборот, если всё сказанное сегодня сработает на практике, то цены на муку и хлеб будут сбалансированы и будут постепенно падать», — считает он.
Регион | Стоимость буханки |
В среднем по Узбекистану | 2233 сумов |
Каракалпакстан | 2172 |
Андижан | 2189 |
Бухара | 2211 |
Джиззак | 2552 |
Кашкадарья | 2071 |
Навои | 2100 |
Наманган | 2647 |
Самарканд | 2270 |
Сурхандарья | 2321 |
Сырдарья | 2236 |
Ташкентская область | 1848 |
Фергана | 2098 |
Хорезм | 2949 |
Город Ташкент | 1600 |
Средние цены на формовой хлеб из первого сорта муки в торговых комплексах и на дехканских рынках по состоянию на 30 марта 2022 года. Источник: Минфин / Госкомстат.
По данным Госкомстата на 30 марта, самая высокая средняя цена на формовой хлеб зафиксирована в Хорезмской области — 2949 сумов, самая низкая — в Ташкенте — 1600 сумов.
Василий Васильев
Ключевая фраза тут: “если всё сказанное сегодня сработает на практике, то..“. Посмотрите цены на бензин, где ситуация с импортным/местным примерно такая же уже не первый год. Ситуация “цены на.. будут сбалансированы и будут постепенно падать“ не наблюдается.
Антон Павлович
Цена на муку казахскую неделю назад 5кг 45к, теперь 54к. Это как в пандемию обещали не допустить рост цен на продукты и лекарства. МинФин как всегда ни о чем.
Karen Srapionov
Этот разговор нужно було начинать не на следующий день после внесения изменений, а год назад, чтобы готовить население, а сейчас везде люди будут нервничать и говорить чушь вроде “понабрали кредитов, теперь цены поднимают чтобы с нас эти кредиты отдать! В советское время такого небыло!“. И причиной этого только нулевая подготовительная информацилнная работа. Пытаются в секрете держать то, что давно известно и понятно всем — цены на электричество, бензин, коммуналку, муку, сахар будут растисильно и это необходимо сделать.
Даже если не вдаваться в цифры и использовать то, что говорит представитель МФ, то СРЕДНЯЯ цена вырастет минимум на 10-20% (почти 50% рост закупочной цены зерна на долю рынка в 20-30%). При этом цена на тот хлеб и муку, которая распределялась в регионах по дотируемым ценам вырастет на те же 40-50%, как и стоимость зерна.
Если этого не сделать и искуственно ограничить цены на муку, то страдать будут зерноперерабатвающие заводы, где не только государство, но и трудовые коллективы являются акционерами — это очередное нарушение прав инвесторов.
Субсидирование цен продавцам муки выльется в коррупци и мошенничество — будут пытаться и субсидии получить и продать муу по рыночной цене — только нервы, возмущение и растраты получатся.
В такой ситуации только прямые денежные трансферты социально уязвимым группам населения, потребляющим этот хлеб могут оказаться эффективными, но я не уверен, что есть эффективный механизм такого распределения.
Ещё раз — мера абсолютно верная. Подготовка к её введению со стороны кажутся нулевыми.
Тохир Рихсибоев
Конкретно не на что и не ответил. Простая балтовня. Наверно не знает сколько стоит мука в магазинах и на сколько подарожало с начала года.
Zokirkhoja Isakhodjaev
Обычно после слов: — “В Министерстве финансов не ожидают существенных колебаний цен“ у нас, все происходит в точности наоборот.
Так нам говорил и ЦБ, когда нац. валюта начала свое падение, так на говорил и Узбекнефтегаз, когда цены на бензин взлетели.
Так что, все самое интересное впереди