Агентство статистики при президенте Узбекистана объявило обновлённые минимальные потребительские расходы (МПР) населения. Этот показатель, используемый для определения черты бедности в стране, повышен на 14% — с 498 тысяч до 568 тысяч сумов на человека в месяц (с 16,6 тысячи до 18,9 тысячи сумов в день).

Согласно законодательству, агентство должно было объявить показатель до 20 января. В Статагентстве сообщили, что они работают в рамках постановления правительства о программе статистики на 2023 год, согласно которому публикация показателя была запланирована на июль. В последний раз МПР обновлялся 9 января 2022 года. С тех пор инфляция превысила 16,1%, а продовольственная — 20,3%.

В 2021 году показатель рассчитывался в рамках результатов обследования 10,6 тысячи домохозяйств (в 2020 году их было 5400). При этом участвующие в опросе домохозяйства были разделены на 10 групп по размеру расходов, и из этих семей было выделено 30% домохозяйств с наименьшими расходами (доходами).

На основании данных, полученных в результате опроса, минимальные потребительские расходы на необходимое ежедневное потребление продуктов питания (2200 ккал), непродовольственных товаров и услуг в месяц составили 498 тысяч сумов на человека.

С 2022 года критерий среднедушевого дохода в месяц, применяемый при признании семьи малообеспеченной через информационную систему «Единый реестр социальной защиты», приравнен к минимальным потребительским расходам. Некоторые пособия и другие социальные нормы должны выплачиваться не ниже МПР.

Минимальные потребительские расходы учитывают ежедневные потребности человека в продовольственных и непродовольственных продуктах, а также услугах. Этот метод подразумевает определение базовых расходов, необходимых для подсчёта дневного бюджета человека.

Показатель рассчитывался исходя из целей и задач:

  • по внедрению ориентировочного показателя для определения целевой (таргет) группы населения, нуждающейся в материальной и иной социальной поддержке государства;
  • использования минимальных потребительских расходов для определения черты бедности и учёта реальных потребительских свойств и нужд населения в целевой группе;
  • повышения эффективности и адресности задач, а также мер, определённых в стратегии и программах по борьбе с бедностью, наряду с осуществлением их постоянного мониторинга.