Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление, направленное на значительное упрощение условий работы такси и сокращение теневого сектора на этом рынке. Об этом сообщает Телеграм-канал «Нигох».

Документом физическим лицам, зарегистрированным как индивидуальные предприниматели (ИП), до 31 декабря 2022 года в качестве эксперимента разрешено оказывать услуги по перевозке пассажиров на легковых автомобилях, имеющих не более четырёх пассажирских мест.

Основные требования для оказания услуг такси в качестве ИП:

  • возраст водителя — от 21 года;
  • возраст транспортного средства — не более 10 лет;
  • периодичность прохождения техосмотра автомобиля- не менее 1 раза в полгода;
  • водители должны ежемесячно проходить медицинский осмотр в частных клиниках или семейных поликлиниках.

Государственная пошлина за выдачу лицензионной карточки с индивидуальных перевозчиков взимается один раз в год в размере 1 базовой расчетной величины. При этом за оказание государственных услуг сбор не взимается;

С 1 сентября 2021 года ИП, оказывающие услуги такси, обязаны при поиске клиентов пользоваться услугами компаний-агрегаторов, предоставляющих интерактивные сервисы.

К автомобилям и юридических лиц, и ИП, занимающихся перевозкой пассажиров, установлены следующие единые требования:

  • на крыше транспортного средства должен быть установлен фонарь (плафон) оранжевого цвета с надписью «TAXI»;
  • автомобили должны быть оснащены устройствами (мобильные телефоны, планшеты и другие), способными принимать электронные платежи и регистрировать пройденный путь;
  • на панели приборов автомобиля должна быть установлена специальная табличка с указанием информации о транспортном средстве.

Юридические лица, оказывающие услуги такси, получили ряд преференций:

  • возможность остановки, посадки и высадки пассажиров в зонах действия знака «остановка запрещена», а также на территориях, прилегающих к аэропортам и вокзалам;
  • бесплатный въезд и выезд из платных парковок аэропортов, вокзалов, автовокзалов с государственной долей, рынков и торговых комплексов для посадки и высадки пассажиров;
  • разрешение на передвижение по специальным полосам, выделенным для автобусов.

Кроме того, до 1 января 2023 года отменены требование к окраске такси в бежевый (для Ташкента) и жёлтый (для других регионов) цвета и получению специального государственного номерного знака серии «ТТ».

История вопроса

Отметим, что правительство планировало разрешить физлицам оказывать услуги такси с 2017 года. Тогда об этом говорил министр финансов Джамшид Кучкаров, но его заместитель Ахадбек Хайдаров позже заявил, что «мы еще не готовы к этому».

Весной 2018 года был разработан проект указа президента, которым планировали разрешить индивидуальным предпринимателям оказывать услуги такси, а также отменить требования по установке в такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи. Но в окончательный вариант указа эти предложения снова не вошли.

В 2019 году стало известно, что ИП снова хотят разрешить оказывать услуги такси. Предлагалось позволить физлицам оказывать услуги по перевозке пассажиров в качестве индивидуальных предпринимателей, но проект в итоге не был принят.

В октябре 2020 года Минфин разработал проект указа президента, которым предлагалось разрешить физлицам оказывать услуги такси в качестве самозанятых с 1 января. В окончательный вариант документа данная норма не была включена.

Проблема нелегального извоза обсуждается уже более 10 лет. С 1 января 2012 года в стране были введены обязательные единые требования к такси и к их водителям, однако незаконный рынок такси остаётся огромным.