Расходы на содержание органов государственного управления, юстиции, прокуратуры и судов, а также органов самоуправления граждан (махаллей) и государственную поддержку ННО и других институтов гражданского общества в Узбекистане в 2023 году выросли на четверть. Это следует из данных Министерства экономики и финансов.

В 2021 году на эти цели было выделено 10,46 трлн сумов: на содержание органов государственного управления, юстиции и прокуратуры — 8,48 трлн сумов, судебных органов — 849,8 млрд сумов, махаллей и государственную поддержку ННО — 1,13 трлн сумов.

В 2022 году эти расходы выросли на 30,5% — до 13,65 трлн сумов: органы госуправления, юстиции и прокуратуры — 11,47 трлн сумов (+35,2%), судебный орган — 1,12 трлн сумов (+31,5%), махалли и ННО — 1,07 трлн сумов (-5,6%).

В декабре 2022 года в Узбекистане была анонсирована административная реформа. Президент Шавкат Мирзиёев тогда заявил, что пришло время перейти от «ручного управления» к компактной и эффективной системе управления. Указ и постановление об административной реформе предусматривали сокращение самостоятельных исполнительных органов власти, подотчётных правительству, с 61 до 28, а также уменьшение штата органов исполнительной власти, включая руководящий состав, максимум на 30% с внедрением «справедливой системы оплаты труда».

Средства, высвобождаемые в результате оптимизации штатных единиц, планировалось направить на решение социальных проблем. Бывший замминистра финансов Одилбек Исаков отмечал, что за счёт сокращения госорганов и оптимизации их расходов госбюджет сэкономит 2,8 трлн сумов.

В «Бюджете для граждан» на 2023 год (публикуется в начале каждого года) закладывалось выделение на эти цели 15,24 трлн сумов: 13,79 трлн сумов для органов госуправления, прокуратуры, юстиции и судов и 1,45 трлн сумов для махаллей и ННО. С учётом админреформы эти расходы должны были снизиться до 12,44 трлн сумов.

В частности, планировалось сэкономить:

  • 2,4 трлн сумов — за счёт сокращения штата министерств и ведомств до 30%;
  • 300 млрд сумов — за счёт продажи свыше 300 высвобождаемых зданий госорганов;
  • 16,5 млрд сумов — за счёт продажи на аукционе 55 автомобилей руководителей, должности которых будут сокращены;
  • 17 млрд сумов — за счёт сокращения числа командировок в регионы и внедрения системы «виртуальный визит»;
  • 22 млрд сумов — за счёт оптимизации расходов по содержанию аппарата госуправления (канцтовары и другое);
  • 18 млрд сумов — за счёт определения норм, включающих в себя максимальные цены, и оптимизации расходов при проведении официальных мероприятий.

Законодательная палата приняла закон о государственном бюджете на 2023 год в декабре 2022 года до выхода указа об админреформе, и в финансовом документе сохранились прежние количество министерств и ведомств и параметры их финансирования.

Число органов госуправления, а также махаллей в 2020—2023 годах и прогноз на 2024 год.Число органов госуправления, а также махаллей в 2020—2023 годах и прогноз на 2024 год.

Число работников в органах юстиции, судов и прокуратуры.Число работников в органах юстиции, судов и прокуратуры.

В бюджетном послании на 2024−2026 года отмечалось, что в 2023 году число работников органов юстиции, судов и прокуратуры сократилось за год с 16,5 тысяч до 12,7 тысячи. При этом количество госорганов выросли с 308 до 310.

Расходы на их содержание выросли до 17 трлн сумов, что больше расходов 2022 года на 24,5%. Доля этих средств в расходах госбюджета выросла с 5,7% до 6%.

В 2024 году расходы на содержание госорганов, судов, махаллей и ННО вырастут до 19,8 трлн сумов (6,3% всех расходов), а в 2025 году — до 22,2 трлн сумов. Только в 2026 году ожидается их снижение до 20,9 трлн сумов.