В первом полугодии 2021 года компании UzAuto Motors были предоставлены таможенные льготы и преференции на 1,9 трлн сумов (177,6 млн долларов по курсу ЦБ Узбекистана на 7 сентября). Эта информация отражена в данных Государственного таможенного комитета (есть у «Газеты.uz»).
Речь идёт о таможенных льготах и преференциях, предоставляемых документами президента и Кабинета министров.
Льготы по таможенным пошлинам составили 1,64 трлн сумов, налогу на добавленную стоимость (НДС) — 255,6 млрд сумов, акцизному налогу — 356,7 млн сумов.
В первом квартале UzAuto Motors получила льготы на 747,9 млрд сумов: по таможенным пошлинам — 650,3 млрд сумов, НДС — 97,2 млрд сумов и акцизному налогу — на 356,6 млн сумов.
Во втором квартале компании были предоставлены льготы на 1,1 трлн сумов: таможенные пошлины — 993,8 млрд сумов, НДС — 158,4 млрд сумов, акцизный налог — 127,1 тысяч сумов.
«Конфиденциальная информация»
В ноябре 2020 года «Газета.uz» сообщала, что UzAuto Motors заключила контракт на поставку 8750 автомобилей Chevrolet Equinox в 2020—2021 годах. Сумма контракта составила почти 200 млн долларов, или около 22845 долларов за одну машину этой модели. В Узбекистане Equinox тогда продавался по 33664 доллара.
Тогда же депутаты направили запрос в Государственный таможенный комитет и Министерство финансов для получения подробной информации о льготах UzAuto Motors и Джизакского автомобильного завода при импорте автомобилей и утилизационном сборе. Предоставленные ГТК данные оказались конфиденциальными,
Позже Счётная палата сообщила, что автопроизводители в системе «Узавтосаноат» не уплачивали сбор за покупку новых авто отечественного производства и рекомендовала пересмотреть льготы. Сумма невыплаченных за девять месяцев платежей составила 582,6 млрд сумов (по итогам года — около 780 млрд). Входит этот сбор в список вышеуказанных льгот или нет, неизвестно.
За январь-июль 2021 года компанией UzAuto Motors было произведено 124,9 тысячи легковых автомобилей, что на 25,9%, или на 43,8 тысячи, меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объёма производства и задержки в поставках автомобилей происходят на фоне глобального дефицита микросхем. Несмотря на снижение производства, по итогам шести месяцев года UzAuto Motors увеличила чистую прибыль почти на 70% — до 902,6 млрд сумов (84,6 млн долларов).
В конце августа в ходе открытого диалога с предпринимателями президент Шавкат Мирзиёев признал, что автомобильный завод в Асаке раньше продавал автомобили на экспорт на 30−40% дешевле, чем на внутреннем рынке. По его словам, теперь, с появлением новых заводов в Ташкентской, Наманганской и Джизакской областях, автопроизводителю придётся кардинально пересмотреть свою деятельность.
R. Lewine
Деньги, оторванные от народа Узбекистана, отдаются зажравшимся монополистам. Это так это вы проводите свои широкомасштабные реформы?
Alisher Muhitdinov
@R. Lewine, эти льготы ведь были введены лет 20-25 назад
Slava K
@Alisher Muhitdinov,
Это что? Оправдывает Автопром?
177 или 178мил Долларов — это 85 самых современных школ, оснащенных всем необходимым на 2000 учеников каждая.
85 школ на 160т учеников минимум и “Льготы Автопрому“ — что нужнее и важнее?
Долой льготы!
Сделайте всем одинаковую растаможку в 25% от стоимости БЕЗ ДОСТАВКИ — и в бюджете перестанут пропадать на ветер такие огромные суммы!
177мил Долларов не влезут даже в одну Исудзу по объему.. а мы их “дарим“ Автопрому?
Где логика?
Посмотрите на школы в областях, где туалеты на улицах.
Густонаселенная страна не может дать нормального образования, потому что содержит “ОПГ АВТОПРОМ“? Не слишком ли жирно будет?
Мухтар Газиев
И льготы получает, но всё равно хуже всех остальных автопроизводителей. Позор.
Karimbek Aliyev
Долой монополию! Эти паразиты не то, что не приносят пользу народу, но и не платят подобающие отчисления! Откройте растаможку и поставьте 10% пошлину, и увидете наплыв средств в бюджет
Бахтиер Исамухамедов
Вот тебе и рыночное экономика, защита национального производителя в ущерб народа. 177,6млн$ применении чтобы заработать 94,5млн$. Лучше купили бы затри дорога эти микросхемы согласно законам рынка.
Javohir Nematov
Только в Узбекистане (может еще где-нибудь в Суб-Сахаре) чтобы заработать 84 млн дол. могут лишить бюджет 177 млн. дол. Это просто откровенное и наглое вымогательство денег, фиаско правительства и плевок в лицо народа. Долой монополию!
Slava K
@Javohir Nematov,
В правительство тоже нужно поставить руководить бизнесменам, они умеют лучше деньги считать..
Vladimir Kadalashvili
@Slava K, спасибо не надо, у нас уже городом бизнесмен руководит. Построил больше чем за 70 лет построили до него)))
Борзунов Алексей
Очень порадовали “специалисты“ Счётной палаты: “Сумма невыплаченных за 9 месяцев платежей составила 582,6 млрд сумов (по итогам года — около 780 млрд сумов). Пока неизвестно, этот сбор входит в список вышеуказанных льгот или нет.“
P.S. может стоит аттестацию сотрудников Счётной палаты провести, чтобы известно стало?
Viz Fri
Понятно, что совсем ничего не понятно!
Nikolay Sergeev
@Viz Fri,
Действительно, не очень понятно, про какие такие льготы говорят.
Еще 2 года назад GM лишили всех таможенно-налоговых льгот. ТРИ года назад.
Сейчас говорят о льготном ресурсе в 177 млн. USD. Но при этом поминается АКЦИЗ!,
Но на сырьё, детали, комплектующие, материалы и.т.п. нужное для производства продукции — Акцизов НЕТ!
А на ввоз автомобилей акциз ЕСТЬ. И очень существенный! (от объёма двигателя).
Вижу только одну причину для льгот — ввоз готовых автомобилей.
И мы знаем, что целый ряд моделей премиум-авто GM ввозится в РУз в готовом виде.
И мы слышали о наличии каких то “секретных“ ПКМ об освобождении этого ввоза от таможенных платежей (существенную часть которых составляют как раз акцизы от объёма двигателя).
Таким образом автозавод вместо развития своего производства примитивно исполняет функции обычного авто-дилера. Но с исключительными правами на льготный ввоз авто. Удивительно это, сограждане.
Таким образом льгота вроде есть ($177 млн/), а толку от этого НИКОМУ нет. Эти деньги даже не остались в распоряжении автозавода или автопрома.
Для бюджета и для производства это — пшик!
P.S.
кстати, это именно то, про что любят тут топить очень многие — “вай-вай, освободите импорт авто от диких таможенных платежей!!!“ (действительно диких).
Ну вот и получили желаемое (но только на GM), и возрадуйтесь. Чего причитать то?
Феликс Кадыров
По большому счету претензия к заводу одна — неадекватно высокая цена на автомобили.
Slava K
@Феликс Кадыров,
намного больше, чем ОДНА
Качество
Неумение организовать сервис (ни одна СТО не работает в воскресенье!)
Игнорирование гарантии, только с боем можно заменить брак
“Шапки“ и позорная очередь
Продажи машин на экспорт дешевле, чем своим
Запрет на РЕ-экспорт.. т.е. я куплю нашу машину дешевле в Чимкенте и за ввоз ее заплачу пошлину в 100%?
Позор. Просто ПОЗОР!
R. Lewine
@Феликс Кадыров, а очереди?
Феликс Кадыров
@Slava K, согласен, я имел в виду самую основную претензию.
Zokirkhoja Isakhodjaev
Имея столько льгот, не платить столько лет в казну налоги и прочее, этот завод таки и не смог довести локализацию одной своей модели даже на 50 %.
Это еще при новом президенте, начали афишировать некоторые цифры, раньше то таких данных завод не представлял, вот что творилось тогда.
Говорить что Узбекистан это автомобильная держава, мягко говоря враньё.
Стоит признать, что завод очень дорого обходится со всеми вытекающими стране. Мало того очереди, мало того на наши деньги, завод собирает машину после 85 % оплаты, так еще и за счёт народа и экспорт добавили. Получается, я плачу этому монополисту 85 % от суммы, чтоб мой сосед из Казахстана или Таджикистана, получил свою машину сразу же, как оплатить в автосалон. Так получается?
Всегда говорил, этот завод, для народа Узбекистана, как раковая опухоль
Slava K
@Zokirkhoja Isakhodjaev,
в очереди стоят 30000 человек, которые уплатили 85%!
Эти деньги усиленно “крутятся“ в банках зарубежом и приносят прибыль Автопрому.
+100500 про “раковая опухоль“!
R. Lewine
@Zokirkhoja Isakhodjaev, всё правильно сказали. Это действительно практически узаконенный грабеж своего народа.
Ali Abdul Karim
@Zokirkhoja Isakhodjaev, А какой завод в Узбекистане нормально работает? Вы предлагаете остановить единственого нормально работающего завода чтобы люди-рабочие потреяли работу и уехали в Россию-Казахстан-Корею-Турцию работать чернорабочими?
Чем Вам не нравится этот завод? Что они насильно Вам продают машины? Не хотите не берите, а покупайте Kia/Hyundai/Renault и других за 2-3 раза дороже.
Don Rum
по большому счёту тут претензии не к заводу должны быть, а к тем кто предоставил и продолжает это безобразие
Bekzod
“Мы продавали автомобили на экспорт на 30−40% дешевле, чем на внутреннем рынке“ говорили с высоких трибун. А на деле оказалось что мы тихонько подписывали документ о предоставлении льготы..
P V
Этот завод должен быть выгоден очень большому человеку, если несмотря ни на что живее всех живых
Светлана Т
Да включите (обложите) все налоги этому заводу!
Народ все расходы покрывает, а машину купить не может!
"в Асаке раньше продавал автомобили на экспорт на 30−40% дешевле, чем на внутреннем рынке. "
— это ж надо так не любить свой народ! (((
Ещё в учебниках печатают о нем (задачи по математике), география и т.д. В Политехническом музее выставили машины.
Умышленно раздражают — дразнят!
Ali Abdul Karim
Весь мир защищает собственных производителей. Так и должно быть и нет ничего плохого в этом.
Slava K
@Ali Abdul Karim,
Малибу
Трайлблайзер
Эквинокс
Тахо
Они — НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ тут.. завозят как дилер, но пошлину не платят.
Какой “производитель“?
Если единственный завод не может обеспечить страну машинами — зачем такой завод?
R. Lewine
@Ali Abdul Karim, откройте глаза уже. Какой производитель? Они перепродают нам машины, которые закупают за границей — их даже не собирают здесь!
P V
@Ali Abdul Karim, защищать в ущерб населения? Это в какой стране ещё имеется? Примеры пожалуйста. Мы новаторы в этом деле.
Ali Abdul Karim
@P V, Корея 30 или 40 лет держала импортные пошлины в пределах 90% для поддержки собственного автопрома.
Джамшид Зиядуллаев
Так я уже давно не могу понять, зачем он(GM) нам нужен? Если не платят налоги, получают льготы, вперёд берут за авто взнос 85%(ждать ещё 6 месяцев, за это время деньги нормально прокручиваются) и при всем этом прибыль по сравнению с теми условиями которые они получают ни на йоту не оправдывает существование данного предприятия. Наверное мне никогда этого так и не понять…
Oleg Khan
@Джамшид Зиядуллаев, P V и другие написали ответы выше.