Президент Шавкат Мирзиёев в ходе открытого диалога с предпринимателями в пятницу высказался о деятельности автомобильного завода General Motors в Асаке, передаёт корреспондент «Газеты.uz».

Хоким Андижанской области Шухрат Абдурахманов сказал, что 5 лет назад, кто бы ни приехал в регион, властям нечего было показать, кроме автозавода GM.

В свою очередь, глава государства отметил, что раньше автозавод работал с убытком в 35%, а 35−40% расходов покрывало государство.

«Он никогда не производил свой продукт с прибылью. Если бы мы отпустили этот завод в бескрайний океан в таком конкурентоспособном состоянии как сейчас, то количество автомобилей увеличилось бы, они стали бы дешевле и конкурентоспособнее», — заявил он.

Шавкат Мирзиёев с сожалением признал, что несмотря на создание всех возможностей, налоговых льгот для одного завода, он никогда не приносил пользу народу Узбекистана.

«Мы продавали нашу машину на экспорт на 30−40% дешевле, чем на внутреннем рынке. Мы перевозили их через границу и говорили, что экспортируем. Это была беда, а не экспорт», — сказал Шавкат Мирзиёев.

Президент отметил, что теперь в результате формирования конкурентной среды заводу придется кардинально пересмотреть свою деятельность.

«Через 3−4 года нам уже не нужен будет Андижанский автозавод. Ведь мы открываем завод в Ташкентской области, Намангане, 2−3 завода в Джизаке, чего никто и представить не мог. Так что даже когда мы показывали Андижанский завод, мы показывали только картинку, здание было красивым. Внутри (производственная часть — ред.), не подходила экономике», — сказал он.

Хоким Андижанской области Шухрат Абдурахманов заявил, что область надеялась только на завод при создании рабочих мест, но сейчас есть предприниматели, способные обеспечить работой тысячи людей.

Ранее «Газета.uz» сообщала, что несколько компаний Узбекистана намеревались освоить производство и сборку легковых автомобилей, пикапов, грузовиков, минивэнов и других авто в 2021—2023 годы. Президент также заявлял о планах по увеличению числа автопроизводителей.

В частности, в 2021—2022 годах в Джизаке запланировано реализовать три проекта в автомобильной отрасли на 277 млн долларов. Это второй этап по производству легковых авто на ADM Jizzakh (сейчас реализует модели Kia), второй этап по выпуску коммерческих авто Volkswagen, а также проект Auto Motors Asia по сборке микроавтобусов, коммерческих и грузовых авто.

В 2018 году компания «Узавтосаноат» выкупила остаток акций у американской корпорации General Motors, стала единственным акционером автомобильного завода GM Uzbekistan в Асаке и переименовала компанию в UzAuto Motors. По итогам шести месяцев этого года компания увеличила чистую прибыль почти на 70% — до 902,6 млрд сумов ($84,6 млн), несмотря на падение производства на 24%.