25 декабря на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией генеральный прокурор Узбекистана Нигматилла Юлдашев наряду с нарушениями в сфере здравоохранения перечислил проблемы медицинского обследования и медицинской реабилитации лиц с инвалидностью, которые, как он сообщил, не соответствуют требованиям.

«Это настоящая правда, что созданы бюрократические и коррупционные барьеры в установлении инвалидности гражданам с явными признаками инвалидности и с неблагоприятным клиническим диагнозом», — признал Нигматилла Юлдашев в своей речи.

Генпрокурор привел несколько примеров для подтверждения своей критики касательно порядка установления инвалидности. Чтобы получить инвалидность, лиц с отдельными анатомическими нарушениями, а именно с ампутированными руками и ногами, с врожденной инвалидностью с детства, а также с синдромом Дауна обязывают проходить бесполезное лечение с продолжительностью от 4 до 6 месяцев.

Например, в Янгиарыкском районе Хорезмской области 25-летнего гражданина Д. с явными признаками инвалидности с врождённой деформацией рёбер обязали только для формальности отлежаться в больнице 4 месяца и 20 дней, чтобы он смог получить группу инвалидности.

«Самое прискорбное — это то, что граждане, родившиеся с инвалидностью, или те, кто стал инвалидом, также сталкиваются с вымогательством.Например, председатель медицинской консультативной комиссии Каттакургана был задержан во время получения взятки в 1,5 млн сумов взамен установления пожизненной инвалидности гражданину Т. со II группой инвалидности», — сказал Нигматилла Юлдашев.

«Хотя по всей республике насчитывается более 615 тысяч людей с инвалидностью, нет специалистов по реабилитологии и эрготерапии для того, что проводить полноценную медико-трудовую экспертизу для их социальной и профессиональной реабилитации», — отметил глава Генпрокуратуры.

Проблема в системе, а не в её винтиках

В начале года Минюст изучал работу врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) и уже указывал на необоснованное обязательство проходить стационарное лечение в течение 4−10 месяцев для установления инвалидности, о более 300 правонарушений со стороны органов ВТЭК, о необходимости прохождения освидетельствования несколько раз даже при наличии явных и необратимых нарушений функций организма, а также о нехватке специалистов и оборудования.

Чтобы предотвратить правонарушения, Минюст внёс предложения по привлечению к административной ответственности правонарушителей, в результате 63 лица были привлечены к дисциплинарной и 5 — к административной ответственности. Председатель медико-консультативной комиссии Каттакургана также понесёт свое заслуженное наказание, но облегчится ли процесс освидетельствования лиц с инвалидностью? Прекратится ли после этого случая коррупция в органах ВТЭК?

Отдельные правонарушители — это лишь винтики в системе врачебно-трудовых экспертных комиссий, которая развивалась в условиях мер жесткой экономии на социальные пособия и пенсии по инвалидности. Чтобы искоренить бюрократические препоны в этой системе, необходимо задаться вопросом: почему ВТЭК вынуждает людей с явными формами инвалидности проходить долгое стационарное лечение для установления инвалидности? Неужели представителям комиссии непонятно, что ампутированная нога или рука не срастется, а ребенок, рожденный с синдромом Дауна не «излечится»?

Складывается впечатление, что ВТЭК намеренно создает преграды, чтобы меньше людей получали группу инвалидности и смогли претендовать на гарантированные государством социальные пособия и пенсии. В предыдущей колонке «Невидимые люди» я уже анализировал доступные общественности официальные показатели Госкомстата о численности инвалидов, получающих пенсии и социальные пособия. Выяснилось, что количество зарегистрированных лиц с инвалидностью постепенно уменьшалось с почти 3% населения в 2007 году до менее 2% в 2019 году.

Бюрократия и коррупция в системе ВТЭК может также являться причиной данного сокращения, и цифра, озвученная Генпрокурором, может не соответствовать действительности. Из-за бумажной волокиты, бюрократии, бесполезных формальностей и коррупции большинство детей и взрослых с явными признаками инвалидности могли остаться за бортом государственной политики по социальной защите. В Азиатско-Тихоокеанском регионе у нас самые низкие показатели инвалидности, что ставит под сомнение объективность официальных данных по инвалидности.

Мы говорим о самых уязвимых слоях населения, которые уже ограничены в своей жизнедеятельности из-за многочисленных барьеров и дискриминации в нашем обществе. И тут органы ВТЭК вместо того, чтобы оказывать им социальную поддержку, прибавляют дополнительные преграды к тому, чтобы государство официально объявило их инвалидами.

Причина всех этих бед также заключается в сугубо медицинском понимании инвалидности и приравнивания её к болезни, которую можно вылечить через стационарное лечение. Однако ставить знак равенства между инвалидностью и болезнью неправильно, потому что инвалидность — это состояние, возникающие в результате взаимодействия нарушений здоровья, а также отношенческих и средовых барьеров, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Необходимо полностью реформировать систему освидетельствования ВТЭК и переходить с узкого понимания инвалидности как потери трудоспособности из-за нарушений функций организма человека на широкое биопсихосоциальное понимание инвалидности согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), разработанной Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году.

Благодатная почва для коррупции

Недавно ко мне обратилась подруга касательно ситуации с её мамой, которая приобрела инвалидность в пенсионном возрасте и хотела бы оформить себе группу инвалидности.

«Моя мама получает пенсию около 1 млн сумов, но у неё инвалидность, ей очень сложно ходить. Семейный врач в поликлинике сказал, что если она оформит инвалидность, то она будет получать только пособие, это правда?»

Они не знали, куда им обращаться, чтобы оформить пенсию по инвалидности и какие документы потребуются для этого. Пожилой женщине очень сложно ходить, и она смогла бы сходить на приём для оформления инвалидности лишь один раз. Увидев весь пакет необходимых документов и справок, она пришла к выводу, что самостоятельно лицо с инвалидностью с этим никогда не справится.

Согласно положению о порядке освидетельствования граждан во ВТЭКах на первичное освидетельствование принимаются «длительно болеющие (кроме больных туберкулезом) лица, у которых непрерывный срок со дня наступления временной нетрудоспособности при одном и том же заболевании составляет более 4 месяцев подряд». Сроки обязательного стационарного лечения разнятся в зависимости от заболевания от 4 до 12 месяцев.

При этом «лица, имеющие явные признаки инвалидности, а также больные с неблагоприятным клиническим прогнозом могут быть приняты на освидетельствование до истечения вышеуказанных сроков». Решение об этом может принять только председатель ВТЭК.

В остальных случаях для освидетельствования в первый раз человек с инвалидностью необходимо предоставить направление ЛПУ (лечебно-профилактического учреждения)с выпиской из истории болезни, заверенные подписью лечащего врача, заведующего отделением, главного врача и круглой печатью учреждения, амбулаторную карту.

«Нам сказали, что она должна показать, что она проходила стационарное лечение в последние 4 месяца. Как она могла иметь стационарное лечение? Она последние 4 месяца давно лежачая. Мама показала все обследования, где она лечилась в своей поликлинике и сказала мне, что оттуда живыми не возвращаются, ей хуже стало от их лечения», — огорчается дочь.

Именно требование предоставить направление ЛПУ и полномочия председателя ВТЭК принимать исключительные решения служит благоприятной почвой для роста коррупции и вымогательства. В итоге мама моей подруги с явными признаками инвалидности отказалась собирать весь пакет документов и проходить стационарное лечение лишь для формальности.

«Мама начала говорить, что она отвечает их критериям. Я ей сказала, какие вам критерии нужны? Вы — человек с инвалидностью, вы лежите, вам сложно передвигаться без посторонней помощи, и это главное условие того, чтобы вы смогли получать социальную поддержку от государства. К сожалению, у нас очень мало людей, которые бы смогли пойти до конца, разбираться с нервотрепкой. Проще отказаться от намерения оформлять инвалидность», — разочаровывается дочь.

Если даже человек с инвалидностью сможет пройти все эти бюрократические преграды и собрать необходимый пакет документов для прохождения первичного освидетельствования, помещения врачебно-трудовых экспертных комиссий могут встретить людей с инвалидностью физическими барьерами — недоступностью зданий, в которых они располагаются, а также отсутствием необходимых разумных приспособлений для них.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.