Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 февраля посетил Амударьинский район Каракалпакстана, где принял участие в церемонии открытия нового автомобильно-железнодорожного моста через реку Амударья, сообщила пресс-служба главы государства.

С 1950-х годов здесь использовался понтонный мост (вид на карте). О планах строительства моста было объявлено в декабре 2020 года на встрече президента с активом Хорезмской области.

Шавкат Мирзиёев проехал по мосту на поезде и на автомобиле, затем провёл встречу с представителями общественности, на которой подчеркнул огромное значение нового объекта для региона.

«Развитие Приаралья, в частности, Республики Каракалпакстан, прежде всего смягчение последствий экологического кризиса и создание благоприятных условий для населения, проживающего в сложных условиях, является одной из основных целей стратегии развития Нового Узбекистана. Как я говорил ранее, судьба Каракалпакстана — это судьба Узбекистана, счастье и благополучие народа Каракалпакстана — это счастье и благополучие всего народа Узбекистана. Сегодня мы делаем ещё один важный шаг на этом пути», — сказал Шавкат Мирзиёев.

С вводом моста в эксплуатацию будет обеспечен ближайший автомобильный и железнодорожный путь между Каракалпакстаном и Хорезмом, говорится в сообщении пресс-службы президента.

Раньше каждую весну, когда таял лёд и уровень воды в реке повышался, передвижение по понтонному мосту усложнялось, что создавало трудности для жителей по обеим берегам реки, говорится в сообщении.

Жителям Амударьинского района, чтобы добраться на автомобиле в Нукус, приходилось ехать через Ургенч и Беруни, преодолевая дополнительно 180 км. На поезде путь лежал через мост в Хазараспе в Хорезмской области.

Длина моста составляет 423 метра. Вместе с ним была построена железная дорога длиной 85 км, соединяющая станции Шават (Хорезмская область) и Караузяк (Каракалпакстан), а также три вокзала. Изначально строительство моста планировалось завершить к сентябрю 2022 года.

Стоимость проекта в 2021 году оценивалась в 174 млн долларов. Реализация проекта, по данным «Узбекистон темир йуллари», осуществлялась за счёт собственных средств компании и привлекаемых кредитных ресурсов. Строительство моста вёл трест «Куприккурилиш», входящий в состав компании.

С открытием моста пропускная способность дороги увеличится в 4 раза, в течение суток по ней может проезжать 12 тысяч автомобилей. Это позволит сэкономить 2 часа времени для 48 тысяч пассажиров и обеспечить безопасное пересечение реки, отмечается в сообщении.

Мост способен пропускать до 24 пар поездов в обе стороны в сутки, сокращая железнодорожное расстояние на 180 км и время доставки грузов до 6 часов. Это позволит удвоить годовой объем перевозки грузов и снизить стоимость перевозки в 2 раза, говорится в сообщении.

С запуском моста планируется также открытие новых железнодорожных направлений в Казахстан и Россию.

Кроме того, благодаря перевозке камня из карьеров Караузякского района поездами, а не грузовым транспортом, улучшится сохранность автомобильных дорог, обслуживающих 4 миллиона жителей и туристов в регионе Приаралья. Это принесёт большую пользу как населению, так и предпринимателям и туристам, отметили в пресс-службе главы государства.

«Этот величественный мост, который мы вместе построили, значит намного больше, чем просто ещё один инфраструктурный объект. Этот мост прежде всего является мостом крепкого доверия и дружбы, единства и сотрудничества между узбекским и каракалпакским народами. Это путь к Новому Узбекистану и Новому Каракалпакстану, путь к развитию и процветанию. Поздравляю всех нас с этим историческим днём, когда сбываются мечты тысяч наших соотечественников, живущих на обоих берегах этой великой реки», — заявил Шавкат Мирзиёев.

Президент также сообщил, что в этом году железнодорожная линия «Бухара — Ургенч — Хива», а начиная с 2025 года — линия «Мискин — Нукус» будут электрифицированы. В результате будет запущено движение скоростных поездов в Хиву и Нукус, что облегчит местным жителям поездки в другие города страны. Ожидается, что за счёт этих проектов вдвое сократятся транспортные расходы, а пассажиропоток увеличится на 30%.