Генеральный директор Центра гидрометеорологической службы Узбекистана (Узгидромет) Шерзод Хабибуллаев в интервью Daryo рассказал о причинах загрязнения воздуха в Ташкенте.

В некоторые дни декабря сайт о качестве воздуха в мире IQAir показывал, что воздух в столице Узбекистана «вредный»: концентрация PM2,5 (взвешенных твёрдых микрочастиц размером от 0,001 до 2,5 микрометра) 14 декабря составляла 108,8 мкг/м3 (суточная рекомендация согласно ВОЗ — 15 мкг/м3, годовая — 5 мкг/м3).

Показатели индекса качества воздуха (AQI) за последний месяц.Показатели индекса качества воздуха (AQI) за последний месяц.

Показатели индекса качества воздуха (AQI) по РM 2,5.Показатели индекса качества воздуха (AQI) по РM 2,5.

Датчик измерения воздуха, установленный в посольстве США в Юнусабадском районе Ташкента, 22 декабря показывал, что концентрация PM2,5 составляет 335 мкг/м3.

По словам главы Узгидромета, в середине декабря, когда выпал снег и похолодало, системы отопления, помимо газа, работали на мазуте и угле, что серьёзно повлияло на качество воздуха в столице.

«Загрязнение воздуха можно разделить на две группы — естественные и техногенные. Естественные факторы — это засуха и мало осадков… Техногенные — это расположение производственных организаций рядом с городом, рост строительства, создание малых цементных цехов, заводов внутри города, рост количества автомобилей и т. д… На днях [показатель] был „очень красным“. Например, когда в Ташкенте выпал снег, системы отопления, помимо газа, работали на мазуте, что серьёзно отразилось на воздухе. В некоторых местах также использовали уголь для поддержания системы отопления», — объяснил он.

На рост уровня загрязнения также повлияло ограничение работы и закрытие части газовых заправок, из-за чего резко выросло потребление бензина Аи-80, что также является техногенным фактором, отметил Шерзод Хабибуллаев

«Наши датчики качества воздуха были „красными“ (красный означает вредный воздух). Такая ситуация наблюдалась последние 10 дней. В субботу на прошлой неделе датчик начал меняться на зелёный. То есть техногенные воздействия оказывают большее влияние на загрязнение воздуха», — сказал он.

Глава Узгидромета отметил, что около 50% загрязнения воздуха в столице приходится на внутренние факторы, тогда как остальные — на внешние. «Например, в последний раз большой поток пыли пришёл из Джизакской области через пустынные регионы Навоийской области. Иногда [загрязнённые] потоки приходят из Казахстана», — отметил он.

Советник министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Расул Кушербаев в интервью, также вышедшем на днях, заявил, что качество воздуха в Ташкенте продолжит ухудшаться, и людям, возможно, придётся массово уезжать из города через 5 лет.

Впервые о планах прекратить производство бензина Аи-80 сообщалось в июне 2020 года, после визита главы «Узбекнефтегаза» Мехриддина Абдуллаева на Бухарский НПЗ. Тогда пресс-служба компании сообщала, что благодаря проекту модернизации и реконструкции завода здесь будет производиться высокооктановый бензин марок Аи-91, Аи-93 и Аи-95, а выпуск бензина Аи-80 будет прекращен.

С 2022 года «Узбекнефтегаз» планировал поэтапно отказаться от производства бензина Аи-80, однако эта марка топлива остаётся самой продаваемой в Узбекистане.