Основная цель принимаемых Центральным банком мер по комплаенс-контролю — избежать санкционных ограничений для банков и бизнеса Узбекистана. Об этом на пресс-конференции в субботу сообщил председатель Центробанка Мамаризо Нурмуратов.
По его словам, в условиях геополитического кризиса во всём мире вырос спрос на валютные операции банков, поэтому везде требуется внедрение комплаенс-контроля. Экспертные группы, на основе заключения которых одобряется продажа иностранной валюты клиентам, работают в Узбекистане давно. Они проверяют платежи на соответствие комплаенсу, «такие группы везде в мире есть», сказал он..
Глава ЦБ сообщил, что в семи банках (включая пять государственных) выросли операции по конвертации валюты через вторичные счета с 8,9−9% до 24%. Среди таких операций встречались и валютные платежи по контрактам, заключённым 5−6 лет назад. Регулятор обеспокоен тем, что через вторичные счета может незаконно выводиться валюта в рамках импортных товаров. Решение о валютных операциях на заседании Комитета по банковскому надзору было принято с учётом этой проблемы.
Санкционный комплаенс — система внутренних норм и правил компании или банка, которая нужна, чтобы снизить риск нарушения санкционных ограничений.
Мамаризо Нурмуратов отметил, что Узбекистан вошёл в список 15 стран, которые потенциально могут нарушить режим санкций против России, поэтому меры были направлены на усиление комплаенс-контроля.
«Наша основная цель — чтобы завтра наши бизнес-субъекты не попали под санкционные комплаенс-ограничения по валютным операциям, переводам. То есть наша цель — устранить ограничения для валютных переводов. Потому что происходят такие вещи — субъект переводит деньги, а банк не зачисляет платёж зарубежному компаньону два-три месяца. Местный банк провёл платёж, но у зарубежного возникают подозрения», — сообщил он.
По сравнению с Арменией, Грузией и Казахстаном в Узбекистане такие случаи происходят реже, отметил Мамаризо Нурмуратов.
«Наша цель, чтобы таких проблем не было. Не сочтите это за самовосхваление, но во время пандемии, а потом в условиях глобального кризиса во многих странах наблюдался дефицит наличной валюты, в том числе у соседей. В некоторых до сих пор есть. А у нас условия… Это не похвала Центральному банку, а стремление по улучшению комплаенс-контроля, что повышает доверие к нам со стороны Федерального резервного банка [Нью-Йорка, предоставляющего Узбекистану наличные доллары]. За счёт этого у наших банков всегда есть резерв наличной валюты», — сказал глава ЦБ.
Мамаризо Нурмуратов отметил, что в решении Комитета по банковскому надзору ЦБ, которое было принято в пятницу и отменено в субботу, банкам предписывалось принять меры по контролю клиентов и снизить санкционные риски, а не говорилось о валютных ограничениях.