Министерства финансов, энергетики, экономического развития и сокращения бедности Узбекистана анонсировали реформирование рынка энергоресурсов страны.

Как отмечается в сообщении, за последние пять лет объём производства электроэнергии в Узбекистане увеличился с 61 млрд кВт.ч до 72 млрд кВт.ч, или в 1,2 раза. При этом объём доставки электроэнергии населению увеличился с 11 млрд до 16 млрд кВт.ч, или в 1,5 раза.

Несмотря на это, по расчётам невыполненный спрос на электроэнергию в 2021 году за счёт наличия проблем с инфраструктурой снабжения составляет 2−3 млрд кВт.ч.

Чем обосновывается необходимость реформирования рынка энергоресурсов и системы энергоснабжения

Большинство энергоблоков тепловых электростанций (ТЭС) находятся в эксплуатации более 25 лет, их коэффициент полезного действия (КПД) низок (25−35%) и потребляют они в 2 раза больше топлива, чем современное парогазовое оборудование (КПД — 55−60%), говорится в сообщении.

За последние три года объём природного газа, поставляемого на ТЭС для выработки электроэнергии, увеличился с 15 млрд до 17 млрд кубометров.

Объём поставок природного газа населению за этот период также увеличился с 10 млрд кубометров до 13 млрд кубометров.

Министерства отмечают, что для удовлетворения спроса внутреннего рынка на газ объёмы экспорта резко сократились. Если в 2019 году экспорт природного газа составил 12,2 млрд кубометров, то в этом году он планируется на уровне 3,3 млрд кубометров. За этот период объём импорта газа увеличился с 0,2 млрд кубометров до 4 млрд кубометров.

«То есть, растущий спрос потребителей республики из года в год удовлетворяется за счёт увеличения объёмов природного газа, приобретаемого по свободным ценам на рынке. В результате этого также увеличивается объём прямых и косвенных затрат для поддержания текущего уровня субсидируемых (или ниже фактической себестоимости) тарифов на природный газ за счёт государственного бюджета», — говорится в сообщении.

По данным министерств, низкая мощность существующих линий электропередачи и основной части трансформаторов не даёт потребителям возможности поставлять электроэнергию в достаточном объёме и приводит к перебоям с ухудшением качества электроэнергии. Это объясняется высоким уровнем морального износа распределительных сетей и трансформаторов.

На сегодняшний день в некоторых районах уровень загрузки трансформаторов превышает установленную техническую норму в 80%. В частности, в Ташкентской области этот показатель составляет 95%, Андижанской области — 92%, Ташкенте — 90%, Наманганской области — 84%.

«Чрезмерная загрузка трансформаторов в 101 городах и районах республики превышает установленные технические нормы, что грозит невозможностью полноценного обеспечения населения и новых инвестиционных проектов электроэнергией и увеличением количества аварий электроснабжения в регионах», — говорится в сообщении.

Цены не формируются на основе рыночных механизмов, и моральный износ основных фондов приводит к ухудшению финансового состояния предприятий отрасли, отмечают министерства. Компания «Узтрансгаз» завершила 2021 год с убытком в 2,5 трлн сумов, а «Национальные электрические сети Узбекистана» — в 2,1 трлн сумов. Убытки этих госпредприятий и их долги в конечном итоге приведут к увеличению расходов госбюджета, говорится в сообщении.

Министерства утверждают, что по низким ценам на электроэнергию Узбекистан занимает 7-е место в мире после Ливии, Анголы, Судана, Кыргызстана, Зимбабве и Таджикистана (в Кыргызстане и Таджикистане большая часть электроэнергии вырабатывается гидроэлектростанциями, поэтому она дешевле).

По данным Минфина, если стоимость 1 кВт.ч электроэнергии составляет 800 сумов, то в среднем домохозяйства, использующие 200 кВт.ч электроэнергии в месяц, получают условную субсидию в размере 101 тысячи сумов, а семьи с потреблением электроэнергии 400 кВт.ч — 202 тысячи сумов.

«Иными словами, действующие тарифы приводят в основном к тому, что абонентам, доходы которых относительно высоки и, соответственно, потребляют больше энергоресурсов, предоставляется большая сумма условной субсидии. Пользователи 2−3 кондиционеров, более 1 холодильника, компьютера и других электроприборов одновременно, т. е. домохозяйства с высокой платёжеспособностью потребляют соответственно больше электроэнергии. В результате эти дома получают больше условных субсидий», — подчёркивается в сообщении.

Всего в стране насчитывается 4 миллиона абонентов природного газа. 85% этих домохозяйств, или 3,4 миллиона абонентов, потребляют в среднем до 500 кубометров природного газа в месяц. Однако на их долю приходится лишь 35% (4,5 млрд кубометров) от общего потребления населения.

Также имеется 7,3 миллиона абонентов электроэнергии. 80% из них потребляют в среднем до 200 кВт.ч электроэнергии в месяц. Однако на эти домохозяйства приходится лишь 31% (5,7 млрд кВт.ч) от общего объёма электроэнергии, потребляемой населением, заявили в министерствах.

«Если учесть, что сегодня стоимость 1000 кубометров природного газа составляет 1,4 млн сумов, то в среднем домохозяйства, использующие 500 кубометров газа в месяц, получают 500 тысяч сум в месяц условной субсидии, но домохозяйства, использующие 1000 кубометров газа, получают в 2 раза больше или 1 млн сум условной субсидии», — следует из примера.

«Частные инвестиции — единственный путь создания новых мощностей»

Для удовлетворения спроса, возникающего в результате роста населения и устойчивого развития экономики, необходимо создание дополнительных мощностей производства энергоресурсов. Прогнозируется, что к 2030 году годовой спрос потребителей республики на газ увеличится с нынешних 54,2 млрд до 65 млрд кубометров.

В электроэнергетике ожидается увеличение этого показателя с нынешних 74 млрд кВт.ч до 110 млрд кВт.ч. Для обеспечения 110 млрд кВт.ч электроэнергии в год дополнительно требуется строительство новых электростанций мощностью 19 ГВт.

Для создания дополнительных мощностей по вышеуказанным энергоресурсам необходимо не менее 25 млрд долларов

«Однако, текущее финансовое состояние АО „Узбекнефтегаз“ и АО „Тепловые электростанции“ не позволяет реализовать проекты такого масштаба. При этом привлечение кредитных средств данным предприятий, в свою очередь, приведёт к увеличению объёма внешнего долга республики», — объяснили в Минфине, Минэнерго и Минэкономразвития.

Привлечение в отрасль частных инвестиций, в том числе на основе принципов государственно-частного партнёрства, называется единственным путём создания новых мощностей в будущем.

При этом одним из важнейших условий привлечения частных инвестиций в энергетическую отрасль является реализация вырабатываемой с их участием электроэнергии по рентабельным, то есть выгодным ценам. Для этого необходимо поэтапное реформирование рынка энергоресурсов республики, отметили в трёх министерствах.

«Безусловно, в этот переходный период реформ, исходя из интересов малообеспеченных и низкодоходных слоев населения, разрабатываются меры социальной защиты. Кроме того, будут приняты отдельные дополнительные меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, в том числе получателей пенсий и пособий на детей», — говорится в сообщении.

Ввод социальной нормы

Практика «условного субсидирования» государством цен на энергоресурсы сохранится. Однако для повышения эффективности социальной защиты при распределении «условных субсидий» система «социальная норма» будет внедрена по всей стране.

Под социальной нормой потребления энергии понимается определённое количество энергии, оплачиваемое населением по льготному тарифу. То есть он продается по относительно низкой (льготной) цене до определённой нормы, а свыше этой нормы продаётся по рыночным ценам.

«Реформы в энергетике заложат основу для установления тарифов на природный газ и электроэнергию на принципах социальной справедливости, а также для обеспечения непрерывности и расширения энергоснабжения населения и наших предпринимателей», — говорится в сообщении.

Ожидается, что соответствующий проект документа будет вынесен на общественное обсуждение в ближайшие дни.

Напомним, в Юнусабадском районе с 1 января 2019 года в качестве эксперимента вводили базовую норму потребления электроэнергии — 300 кВт.ч на одного абонента в месяц. К объёму, потраченному сверх базовой нормы, применяется повышающий 1,2-кратный коэффициент. Но из-за пандемии эксперимент был прекращён.

В марте 2019 года колумнист «Газеты.uz» Бехзод Хошимов писал, что ценовая политика в энергетическом секторе Узбекистана приводит к тому, что бедные становятся беднее, а богатые — богаче.