Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 7 мая подписал постановление «О мерах по реализации проекта по модернизации и управлению международным аэропортом „Самарканд“ на основе государственно-частного партнёрства».
В сентябре 2021 года Uzbekistan Airports и иностранное предприятие Air Marakanda подписали соглашения о ГЧП. Из постановления следует, что стороны подписали дополнительное соглашение к нему 7 февраля. Документом также утверждается соглашение о государственной поддержке между Министерством финансов и Air Marakanda.
В течение срока действий соглашений Air Marakanda разрешено привязывать цены на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Узбекистана, к иностранным валютам.
В порядке исключения компании после оплаты всех подлежащих уплате налогов и других обязательных платежей разрешено открывать банковские счета в иностранных банках-кредиторах для получения кредита и его использования.
Кроме того, в случае выделения кредита иностранным банком предприятие может за счёт этих средств выполнять прямые платежи иностранным подрядчикам и поставщикам без проведения их через банковские счета в Узбекистане.
Минфин и Uzbekistan Airports получили право заключать прямые договоры, направленные на передачу прав Air Marakanda его кредитору, если компания не исполнит обязательства по соглашению.
В течение срока действия соглашения о ГЧП объекты, построенные Air Marakanda, будут принадлежать ей, а затем будут переданы Uzbekistan Airports.
В январе 2021 года в закон о валютном регулировании были внесены поправки, разрешающие привязывать цены на некоторые товары к иностранной валюте и условным единицам. Привязка цен допускается при реализации товаров (работ, услуг) в Узбекистане по проектам, осуществляемым с участием иностранных инвестиций, привлекаемых в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве и инвестиционных договоров с правительством, на основании решений президента.
О передаче аэропорта Самарканда в управление Air Marakanda
В марте в Самарканде был открыт современный аэровокзальный комплекс в виде раскрытой книги. Он способен обслуживать до 800 человек в час и до 120 рейсов в неделю. Стоимость проекта составила почти 83 млн долларов.
«Газета.uz» сообщила, что правительство передаёт аэропорт в управление Air Marakanda, в апреле 2021 года. Министр транспорта Илхом Махкамов объяснил передачу без тендера тем, что переговоры с управляющей компанией велись давно и «переходить опять на тендер — это опять затраты времени».
Компания Air Marakanda была зарегистрирована в Самарканде 9 апреля 2020 года. Основной вид деятельности — услуги в области воздушного транспорта. Её руководителем указан Гайрат Ильхомович Неъматов, а единственным учредителем — офшорная компания из Кипра Drupola Holdings.
Информации о том, кто является владельцем компании, нет, но по этому же юридическому адресу (Αγίου Αθανασίου, 46, INTERLINK HERMES PLAZA, Floor 4, Flat 400Α) находятся Ferkensco Management и Eriell Holding.
В интервью bne IntelliNews в мае 2020 года Бахтиёр Фазылов, председатель правления нефтесервисной Eriell Group и Enter Engineering (один из крупнейших EPC-подрядчиков в Узбекистане), рассказывал, что также владеет компанией Ferkensco.
Sanjar Rajabov
Построить на народные деньги, дать все возможные льготы, передать полностью готовый проект самого крупного туристического центра Средней Азии, который по сути монополист, компании которая была основана месяц назад, которая по сути не имеет никакого опыта в управлении аэропортом и разрешить ей устанавливать цене в любой валюте.
А что так можно было?!)с)
Rashid Nasirov
“.. передачу без тендера тем, что переговоры с управляющей компанией велись давно и “переходить опять на тендер — это опять затраты времени"" — на законодательном уровне это надо внести в инструкцию по проведению тендеров в РУз. Пусть все коррупционеры мира завидуют.