На днях правительство утвердило целую национальную программу, которая должна за пять лет развить и поддержать в обществе культуру чтения. Классик советской литературы Максим Горький призывал: «Любите книгу, источник знаний». Сегодня власти Узбекистана пытаются найти ответ на вопрос, что делать, если книгу разлюбили и притом решительно.
Желание властей охватить сразу несколько направлений в подпитке интереса людей к чтению понятны. После внятно выраженного неудовольствия президента тем, что в области книжного дела эти самые дела у нас обстоят неважно, исполнителям необходимо было проявить чрезвычайную старательность в исправлении ситуации.
В целом, отечественная программа производит впечатление своим объёмом и многоступенчатостью. От бесплатного транспорта для тех, кто намерен посещать книжные мероприятия, QR-кодов для скачивания текстов на остановках общественного транспорта, до создания «библиотек будущего» и попытки помочь увеличить доходы для всех участников книгоиздания — от авторов и дизайнеров до издателей и полиграфистов.
В Узбекистане пока не проводилось глубокое исследование читательских предпочтений. Но не будет натяжкой воспользоваться выкладками по аудитории в России. По данным (PDF) Всероссийского центра изучения общественного мнения, наиболее читающее поколение в РФ — это граждане старше 60 лет, редко или вовсе не пользующиеся интернетом, менее всего книг читают молодые люди в возрасте 25−34 лет. Активность аудитории помоложе связана, в первую очередь, с необходимостью что-то читать во время учебы.
Основная часть программы также основывается на выискивании и воспитании юных книгочеев. Поэтому развитие культуры чтения будет базироваться на некотором количестве мегабайт письменного текста, которое молодое поколение должно через себя пропустить. Хоть добровольно, хоть из-под палки. Между тем, сами образцы литературы сегодня у старшего поколения воспринимается скорее как набор готовых и бесспорных положений, которые следует осмыслить уже по готовым лекалам.
Программа предусматривает реализацию проекта «100 книг, которые нужно прочитать за всю жизнь». Подобные проекты существуют во многих странах. Принцип отбора такого списка весьма прост. Опрашивают людей, что они читают, сначала выбирают тысячу названий, затем отбирают пятьсот, потом путем голосования выбирают ту самую сотню. И в этом списке может оказаться то, что лично мне совершенно не нравится, а что-то окажется вещами сиюминутными, конъюнктурными. Но это всегда актуальный перечень, он находится в движении, он обновляется. Такой проект никогда не заработает, если списки книг, обязательных к прочтению, будут нам скидывать сверху как установочную и застывшую на века догму.
Иерархия в литературе, безусловно, важна, но ставить её во главу угла в таком тяжелом нынче деле, как прививание любви к чтению, значит усложнять процесс. Скорее всего, подросткам интересен не Лев Толстой или Алишер Навои и даже не Мураками с Абдуллой Кадыри, а, к примеру, комиксы или ширпотреб с книжных развалов — тогда надо открывать дверь в мир литературы именно через эти тексты, даже если они и вызывают отторжение у родителей и старшего поколения.
Программа должна поддержать издание именно подростковой литературы. Школьники и студенты за версту чуют официоз и неискренность. Поэтому желание государства создавать больше «патриотических», «гражданских» текстов должно быть не только упаковано в интересную обложку, но и иметь захватывающее содержание, увлекающее молодого и не только читателя. Иначе мы опять получим формальное освоение госбюджета: по факту книг будет много, авторы и издатели получат свои гонорары, а издания будут пылиться в магазинах и библиотеках — и реальных, и виртуальных.
Понятно, что молодое поколение сегодня может отказаться брать в руки книгу, потому что есть интернет и планшет. Это действительно удобно, люди моего возраста и старше делают это с завидной регулярностью. На любые увещевания о сакральности перелистывания страниц настоящей книги поклонники Греты Тумберг могут резонно возразить, что сохранность любого дерева важнее прибыли полиграфии. Впрочем, некоторые социологические исследования говорят об обратном — миллениалы любят и активно потребляют печатную продукцию. Поэтому проторить дорожку к такой литературе — важный этап в принятой программе.
Большинство наших сегодняшних библиотек построены под традиционную бумажную книжную культуру. Я сейчас опускаю проблемы сугубо бытовые — многие из зданий требуют элементарного капительного ремонта. Вопрос «как пройти в библиотеку» не будет вызывать ступор или ассоциации с кинокомедией «Операция „Ы“», если эти культобъекты превратятся из пыльных книгохранилищ в настоящие коммуникационные центры. Где книга будет лишь частью общей звуковой или видеокультуры. Где, в конце концов, можно и пообщаться в полный голос, и даже элементарно поесть и зависнуть с друзьями. Такой подход к чтению и литературе становится широко распахнутой дверью в бесконечный мир культуры.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Flyer
хотите популяризовать чтение — научитесь печатать книги НОРМАЛЬНОГО качества.
да и не обязательно книги на древесной бумаге печатать. бумагу можно производить из хлопка, тростника, каннабиса, пластика.
но книги не пользуются спросом тупо потому что снизилось качество.
раньше книги были ШЕДЕВРОМ. над оформлением работали профессиональные художники.
а сейчас просто голый текст, мелким шрифтом. да на плохой бумаге.
Nikolay Sergeev
в целом поддержу.
да, есть проблема с подбором литературы для школьной программы.
недавно попался на глаза рассказ из книжки для 4-го класса — дочитать не смог!
какая то унылая муть о том, как дворовые ребята решили в складчину сделать плов.
Но такое НЕЛЬЗЯ давать детям! такое прививает стойкое отвращение к чтению.
Я понимаю необходимость ознакомить детей с литературой местных авторов.
Но неужели нет более увлекательного материала!
Увиденный мной рассказ “про плов“ — жуткая заунывная графоманщина!
Уж лучше ничего, чем это, или в самом деле комиксы (хотя комиксы тоже отрава).
А лучше вернуть в в школу нормальную приключенческую и романтическую классику, в соответствии с каждым возрастом..
Павел Чирцов
Некоторые пишут явные глупости — дескать, книги печатать разучились! Да ничего подобного — человек просто не заходит в книжные магазины..
Львиную часть стоимости книги составляет стоимость бумаги, поэтому издательства, стремясь максимально повысить доступность изданий, экспериментируют с новыми сортами бумаги. Так тот же ИПТД Узбекистан выпускает книги на легких бумагах, которые относятся к так называемым экономным изданиям (основное оформление на переплетной крышке, нестандартные форматы, максимально использующие площадь бумажного листа). В то же время малыми тиражами выходят издания в подарочном оформление с весьма нескромными ценами, обусловленными высокой себестоимостью используемых материалов. Развитию полиграфической отрасли препятствует малый платежеспособный спрос населения — это не книги дорогие, это зарплаты у основной массы населения слишком малы..
Рустам Бухара
Ни в коем случае, вернуться к советской экстенсивности информационной пищи значит самоубийство, только цифра, а там кто кого, толи машина нас, толи мы ее)
Гульнара Турабаева
Подскажите приличные сайты, и как скачать нужную книгу и читать без интернета. Ведь интернет у нас в Узбекистане очень дорого.
Иван Иванов
Когда в начале своего президентства был издан указ о прививании чтения среди населения, я этому только обрадовался. Я предложил и написал свое предложение в виртуальную приемную президента ввести основным требованием поступления в ВУЗ, как и раньше, в наше время обязательным сочинение — на свободную тему, или на заданную тему. назовите его как хотите — эссе, на западный манер, или иншо, по узбекски. Мы, умели излагать свой взгляд, свою мысль в письменном виде. Только читающий Человек, умеет выражать свои мысли логично, стройно и последовательно. Вот чего не хватает нынешней молодежи. Я уверен, даже поступающим в Академию Государственного и Общественного строительства, не предлагают писать эссе, на тему “Зачем я поступаю в академию, и каким я вижу будущее Узбекистана“, вот и получаем мы малограмотных, узко мыслящих руководителей. А вторая “болезнь“, которая поразила наше общество, это то, что все должно быть национальным! а ведь мы выросли на литературных мировых шедеврах, не только из узбекской литературы! Здесь очень кстати уместно заметить, что те, кто горлопанит заботясь об узбекском языке, кроме лозунгов и благих намерений ничего больше не делает, все это политическая трескотня! а ведь язык тогда жив, когда он наполнен каким-то содержанием! где переводы технической литературы для тех. вузов? нет, до сих пор пользуются русскими книгами. я у же не говорю о представителях русской литературы, имеющих мировое признание. Где переведенный Достоевский, Толстой, Гончаров, Пушкин, Лермонтов, и многие другие? нет, ничего не делается!!! только бла-бла-бла. Наши политики все эти проблемы хотят решить бюрократическим способом- изданием указов, решений, приказов, постановлений и прочего!!! а чиновники отчитаются как обычно, и все, все проблемы решены.