Мы часто видим в новостях и вокруг нас строительство новых бизнес-центров, жилых комплексов или даже парков и скверов (иногда без деревьев!), но реже замечаем подобные новости о детских садах, школах, больницах и публичных библиотеках. Их роль в развитии человеческого капитала и экономики страны имеет решающее значение, и потребность в них действительно очень высока. В этой статье хотелось бы сосредоточиться на публичных библиотеках.

Прежде чем продолжить читать, я бы предложил вам попытаться вспомнить, есть ли в вашем районе, городе или регионе публичные библиотеки? Когда вы были там в последний раз?

«Вам нужна образованная, здоровая рабочая сила для поддержания экономического развития». Это цитата профессора Гарвардского университета Амартьи Сена, лауреата Нобелевской премии по экономике 1998 года за вклад в экономику благосостояния и теорию социального выбора, а также за интерес к проблемам самых бедных членов общества.

Главная идея, которую продвигает профессор Амартья Сен, заключается в том, что правительства должны сосредоточиться на системах образования и здравоохранения, если они хотят добиться устойчивого экономического роста. Без этого все остальное бесполезно.

Мы не можем игнорировать важность образования и здравоохранения в жизни людей и судьбе страны. Эти области требуют больших усилий и инвестиций, и результат не будет виден в краткосрочной перспективе. В объеме инвестиций в основной капитал по секторам в Узбекистане, по всем источникам, за 2019 год только 5,2% инвестиций были направлены в образование и здравоохранение.

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (январь-декабрь 2019 года)

Обрабатывающая промышленность
27,1%
Горнодобывающая промышленность
11,7%
Электроснабжение и подача газа
10,8%
Жилищное строительство
10,2%
Другие
10,1%
Сельское хозяйство
8,0%
Перевозка и хранение
6,0%
Оптовая и розничная торговля
3,1%
Строительство
2,8%
Образование
2,6%
Здравоохранение
2,6%
Водоснабжение и канализация
2,2%
Информация и связь
1,7%
Профессиональная, научная и техническая деятельность
1,1%

Тем не менее, существует распространенное мнение, что мы тратим недостаточно денег из бюджета на государственное образование. Хотя при этом мы находимся в числе стран с самыми высокими государственными расходами на образование.

Доля государственных расходов на образование из бюджета (в %, данные на 2017−2018 годы)

1. Сьерра-Леоне
30,2%
2. Иордания
28,5%
3. Коста-Рика
26,1%
4. Гватемала
23,7%
5. Узбекистан
23,0%
6. Гондурас
22,9%
7. Бутан
22,8%
8. Сенегал
21,6%
9. Чили
21,3%
10. Белиз
21,3%

Источник: Всемирный банк.

Разные люди, в том числе чиновники и эксперты, иногда приводят сравнение Узбекистана с другими странами по уровню цен на бензин, автомобили, коммунальные услуги, по годовому потреблению мяса в расчете на жителя и т. п. Однако очень важное сравнение, которое обязательно должно развиваться в публичных дискуссиях, — это качество образования. Ранее мы показывали ситуацию с точки зрения количества, за этим последовал позитивный план действий, и вот пришло время для кардинального улучшения качества образования.

Простой вопрос, который должен волновать каждого из нас: как около 90% молодых людей, которые не получили возможность поступить в университет, заполняют пробел в обучении? Разве у них не должно быть возможности учиться за пределами университета?

В настоящее время ценность дипломов уменьшается, и что действительно становится важным, так это навыки, которые можно приобрести за пределами стандартных классных комнат. Публичные библиотеки должны привлекать наших молодых людей, которые отчаянно нуждаются в знаниях, и, по сути, им некуда обратиться.

Наша история и талантливая нынешняя молодежь подтверждают, что в обществе существует огромный образовательный потенциал. Вопрос в том, сможем ли мы создать лучшие и, самое главное, равные возможности образования для всех.

Почему библиотеки


Библиотека «Парк Вилла-Лобос», Сан-Паулу, Бразилия. Фото: pita.arq.br.

Вы когда-нибудь задумывались о том, где во многих странах безработные получают информацию о вакансиях? Где студенты получают информацию о доступных языковых курсах? Где родители находят учебные ресурсы для воспитания и развития детей? Где пожилые люди могут освоить компьютерную и интернет-грамотность? Где туристы могут выполнить свою работу на компьютере с доступом в интернет, распечатать, отсканировать, отправить факс? Где студенты могут найти тихое место вне дома и университета, чтобы подготовиться к занятиям? Где дети дошкольного возраста могут взаимодействовать со сверстниками и участвовать в обучающих играх и занятиях? Где люди разных социальных статусов могут собраться вместе? Где люди могут создавать и демонстрировать свои работы, обмениваться идеями и выступать? Где люди могут получить книги, прочитать их и обменять? И главный вопрос: как найти все это в одном месте и совершенно бесплатно?

Ответ: в публичных библиотеках. И это подтверждение того, что фундаментальная роль библиотеки заключается не в предоставлении книг, а в предоставлении информации.

Это правда, что библиотеки нашего детства были намного скучнее, чем сейчас, и мы не могли бы представить ее как место, где можно делать что-то иное, чем чтение книг. Но современные публичные библиотеки в мире — это места, где можно не только читать, но и работать, слушать концерты, выступать с лекциями, встречаться с единомышленниками и творить.


Центральная библиотека Калгари, Канада. Фото: Фарход Файзуллаев.

Ни одно другое учреждение, государственное или частное, не обладает таким большим потенциалом восполнить пробел в образовании людей, которые по какой-либо причине не получили к нему доступа, как публичные библиотеки. Их вклад в достижение желаемой производительности труда должен быть оценен по достоинству.

Публичные библиотеки должны быть открыты для всех и всегда. Они не должны преследовать цель прибыли или отчетности перед должностными лицами. Необходимо, чтобы публичные библиотеки управлялись обществом, а не министерствами или хокимиятами, и держались в стороне от каких-либо бюрократических вопросов.

Это те места, где государственный, частный и некоммерческий секторы могут работать вместе для достижения общей цели. И я мечтаю, чтобы двери библиотек были широко открыты, открыты всегда, без каких-либо заборов, с большим открытым пространством и прозрачными окнами.

Публичные библиотеки являются примером того, что мы можем назвать «социальной инфраструктурой»: физические пространства, которые определяют способ взаимодействия людей. Они не просто предоставляют доступ к книгам и другим культурным материалам, это места, где пожилые люди собираются вместе, обучаясь на компьютерных курсах по интересам, родители получают навыки образования и воспитания детей, где есть языковые курсы для всех, места для публичных выступлений, бесед и переговоров, мультимедийное пространство для создания подкастов, художественные галереи, места, где играют и развиваются дети.

Библиотека для всех

Нет лучшего места, чем публичные библиотеки, где люди могут общаться друг с другом. У нас они должны стать местом, значимым для всех частей населения. Бедные и богатые, образованные, те, кто в поиске образования, безработные, молодые и взрослые, местные жители и гости — буквально каждый должен иметь возможность использовать их ресурсы.

Для пожилых людей, особенно вдов и вдовцов, библиотеки — это места для компании и культурной деятельности — благодаря участию в книжных клубах, вечерах кино, кружках шитья и занятию искусством, знакомству с текущими событиями. Это идеальное место для общения людей разных поколений. Для многих из них библиотека — это главное место, которого у нас сейчас нет.

Это отличное место для обучения детей хорошим манерам. Библиотеки помогают привить этику ответственности — ответственность перед самим собой и своими соседями, обучая детей тому, что значит одалживать и заботиться о чем-то публичном, и возвращать это, чтобы и другие могли им пользоваться. Пользование библиотекой — это приобретение ценного навыка делиться знаниями и поддерживать общее благо в надлежащей форме.


Центральная библиотека Калгари, Канада. Фото: Фарход Файзуллаев.

Публичные библиотеки будут очень популярны среди подростков, которые хотят проводить время после школы со сверстниками. Одна из причин — то, что они открыты, доступны и бесплатны. Библиотеки могут облегчить общение детей из разных школ.

Интересно, что по официальным данным, в Узбекистане гостиниц в четыре раза больше, чем публичных библиотек. Очевидно, что количество публичных библиотек на самом деле может быть меньше, поскольку не все из них могут функционировать так, как должны. В 2018 году мы читали новости о том, что к 2020 году будет построено еще 300 новых отелей. Было бы хорошо узнать, сколько новых публичных библиотек мы планируем построить в обозримом будущем. Еще важнее знать, сколько библиотек мы построили с 1991 года.

Публичные библиотеки могут иметь программы, помогающие сократить гендерный разрыв. Это место, где девочки и женщины чувствуют себя комфортно, могут получить доступ к компьютеру, интернету и технологическому обучению. Системы публичных библиотек во всем мире уже продемонстрировали свою приверженность преодолению гендерного разрыва в использовании ИКТ с помощью целевых программ, например, в Уганде, Гондурасе, Украине, Колумбии. Некоторым детям, подвергающимся разным формам домашнего насилия, нужно спокойное место, по крайней мере для выполнения домашней работы или занятий. Публичные библиотеки могли бы служить своего рода убежищем для этих детей и «держать их подальше от улиц».

Библиотеки в цифровую эпоху

Поскольку технологии развиваются во всех аспектах нашей жизни, библиотеки испытывают «кризис идентичности». Можно предположить, что они становятся неактуальными в эпоху интернета, но на самом деле они по-прежнему невероятно популярны и представляют собой чрезвычайно важные общественные институты.

Повторюсь, под публичной библиотекой я не имею в виду стереотипный образ комнаты с книжными полками и книжным магазином или даже платным офисом/местами общего пользования. Кто-то может сказать, что есть и другие места, такие как школьное кафе, университетские библиотеки, дома творчества или платные коворкинг-центры, но это ничто по сравнению с тем, что дают обществу публичные библиотеки.

Расширение вклада библиотек в развитие сообществ и городов признается на высоком правительственном уровне во многих странах. Согласно исследованию 2016 года, проведенному Исследовательским центром Пью, около половины всех американцев в возрасте 16 лет и старше пользовались публичной библиотекой в предыдущем году, а две трети считают, что закрытие местной библиотеки окажет «серьезное влияние на их сообщество».

Источник: Pew Research Center, исследование, проведенное 29 сентября — 6 ноября 2016 года.

Посещение библиотеки остается наиболее распространенной культурной деятельностью в Соединенных Штатах. В 2019 году люди старше 18 лет в США сообщили, что в среднем они посещали библиотеку 10,5 раза, что значительно больше, чем другие обычные виды досуга.

Без интернета никак

Полагаю, нет необходимости подчеркивать роль интернета в наши дни и его влияние на образование и обучение. Если мы посмотрим на рейтинг стран по скорости мобильного интернета (загрузка), то заметим, что из 140 стран Узбекистан находится на 134-м месте, опережая только Руанду, Судан, Венесуэлу, Алжир, Афганистан и Палестину. Это совсем неприемлемо для нашей страны, особенно на этапе развития всех сфер. С другой стороны, Узбекистан находится на 108-м месте в рейтинге по фиксированной широкополосной связи.

Источник: SpeedTest Global Index.

Поскольку интернет стал одной из основных потребностей в наше время, таких как еда, жилье, электричество, трудно представить, почему мы не можем его улучшить. Абсолютно все привязано к нему, и публичная библиотека не будет работать без надлежащего доступа в интернет и надлежащей скорости.

Источник: Всемирный банк, OurWorldinData.

Помимо мобильного интернета, существует множество исследований, показывающих связь между скоростью широкополосного интернета и экономическим ростом. Например, увеличение проникновения широкополосной связи в развивающихся странах на 10% приводит к повышению эффективности и увеличению ВВП на душу населения до 1,4%. По состоянию на 2017 год 10 человек из 100 в Узбекистане имели доступ к широкополосному интернету со скоростью выше 256 кбит/с.

Как насчет денег?

Эти библиотеки будут в основном финансироваться за счет налогоплательщиков, во многом так же, как налогоплательщики финансируют другие общественные услуги, такие как школы, больницы, пожарные службы, парки и дорожные работы. У вас может не быть детей, посещающих школу, но вы все равно платите налоги, которые распределяются в том числе и в государственную систему образования, потому что мы в обществе согласились с тем, что, когда все дети получают образование, это хорошо для всей страны.

Я думаю, что на данном этапе нам нужно больше школ, университетов, больниц, парков (с деревьями!) и публичных библиотек, а не отелей, конференц-залов (которые используются чуть чаще раза в месяц) и даже бизнес-центров. Некоторые могут сказать, что отели и эти причудливые здания привлекают туристов. На самом деле это не так. Туристы приезжают посмотреть на подлинный Узбекистан, его историю и людей.

Публичные библиотеки могут привлечь больше туристов, чем любые другие места вместе взятые. Например, в 2014 году в Нью-Йорке (где немало достопримечательностей), публичные библиотеки посетило больше людей, чем все профессиональные спортивные арены, центры исполнительского искусства, музеи, парки и зоопарки вместе взятые! 37 миллионов посетителей против 30 миллионов. Удивительно, не правда ли?

Еще один интересный факт: в Соединенных Штатах больше общественных библиотек, чем ресторанов McDonald’s и кофеен Starbucks!

Строительство публичных библиотек не потребует миллиардов долларов, необходимых для бизнес-центров, возможно, не потребует даже миллиона долларов. Но ROI (return on investment) в публичных библиотеках будет колоссальным. По некоторым данным, каждая долларовая инвестиция в публичную библиотеку приносит доход до 10 долларов! Это действительно огромная инвестиционная возможность! Например, на каждый доллар, вложенный в систему публичных библиотек, Сан-Франциско получал «доход» от 5 до 9 доллара.

Примеры

Еще один более близкий нам пример — Москва — сейчас является одним из центров библиотечной культуры. До недавнего времени эта культура, казалось, была обречена стать пережитком прошлого. Но московские библиотеки неожиданно претерпели превращение из заведений советской эпохи в оживленные места для работы горожан XXI века.


Moscow’s Fyodor Dostoevsky Library. Фото: Lucian Kim/NPR.

В Алматы решили отремонтировать все существующие библиотеки, превратив их в общественные пространства, и дополнительно построить новые. В Гане предприятия помогают библиотекам обеспечить публичный доступ к интернету, в Сербии публичная библиотека помогает повысить финансовую грамотность населения.

В США они являются основным местом, где иммигранты из разных слоев общества получают абсолютно бесплатные уроки английского языка. Почему бы нам не сделать то же самое и организовать бесплатные уроки узбекского языка для всех? Это могло бы стать практическим вкладом тех, кто публично высказывается в духе: «Каждый должен говорить на узбекском языке в Узбекистане». Все вышеперечисленные программы — для образования женщин, развития детей, компьютерной грамотности пожилых, программирования, 3D-моделирования, шитья и другие — могли бы насытить жизнь библиотеки.

Идея проста. Например, в Ташкенте в каждом районе должна быть своя публичная библиотека, и должна быть одна центральная публичная библиотека города. Точно так же в Фергане, Навои, Бухаре и т. д. Самое главное, что эти библиотеки не должны быть чем-то вроде махаллинского гузара или администрации, они не должны быть связаны с какой бы то ни было бюрократией, включая членство и покровительство. Библиотека должна управляться самими людьми и служить людям. Возможно, ни одно место в любом сообществе не является настолько демократичным, как городская библиотека. Единственным входным требованием должен быть интерес.

В 2019 году было принято постановление об образовании 186 районных (городских) информационно-библиотечных центров при Национальной библиотеке, что я считаю очень хорошим шагом для продвижения культуры публичных библиотек. И я хотел бы, чтобы эти новые библиотеки стали не очередным выставочным залом для книг и местом скучных собраний, а местом, которое может объединить всех и предложить услуги, о которых говорилось выше. Это не новая идея — действующая Национальная библиотека Узбекистана была основана в 1870 году как Ташкентская публичная библиотека.

Я уверен, что поиск книг для библиотек не будет проблемой. Многие библиотеки и фонды по всему миру будут рады предоставить книги; люди принесут свои книги, и наши соотечественники, живущие за границей, будут рады присылать их.


Центральная библиотека Хельсинки «Ооди», Финляндия. Фото: Varlamov.ru.


Центральная библиотека Хельсинки «Ооди», Финляндия. Фото: Varlamov.ru.

Жизненная необходимость

Согласно данным на 2019 год, 20% населения Узбекистана — это люди моложе 10 лет, а 55% из них моложе 30 лет. Возможности дать им образование и трудоустроить определят будущее нашей страны.

Развитие любой области — будь это налогообложение, правосудие, инвестиции, туризм, производство, сервис, финансовая система (назовите что угодно!) — напрямую зависит от образования. И публичные библиотеки могут сыграть в этом роль. Очевидно, что в городах или районах, где у людей все еще есть проблемы с доступом к электроснабжению, газу, еде, жилье, работе, идея публичных библиотек может показаться ненужной. Однако это уже другая история.

Давайте на секунду задумаемся о том, какой образ Узбекистана мы хотим видеть. Для себя, для туристов, инвесторов. Только вкусные фрукты и плов? Исторические места и исторические здания, которые мы просто унаследовали? Новые модные отели и бизнес-центры в центрах наших городов? Иметь другое мнение совершенно нормально. Однако я думаю, нет ничего лучше, чем гордиться эффективной системой образования, которую мы построим все вместе.

Напоследок хотелось бы напомнить три ключевые области, которые обеспечат экономический рост и будут иметь смежный эффект для любых других областей: лучшее образование, здравоохранение и верховенство закона. Все остальное вторично.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.