В последние годы в Узбекистане активно возводятся новостройки, и, как следствие, увеличивается число предложений на рынке коммерческой недвижимости. Руководитель отдела продаж девелоперской компании First Development Group (FDG) Мурад Холназаров оценил состояние рынка и определил важные критерии оценки коммерческих объектов.

Компания First Development Group в 2019 году завершила строительство семиэтажного дома первой фазы ЖК Parkent Plaza. В конце февраля планируется сдача девятиэтажного дома второй фазы, а также ведение работы по строительству третьей фазы ЖК Parkent Plaza. Менеджеры компании внимательно отслеживают ситуацию на рынке недвижимости и наблюдают за его тенденциями.


Кто и когда покупает коммерческую недвижимость

В основном покупатели делятся на две группы: приобретающие для собственных нужд и для сдачи в аренду. В Parkent Plaza вторых больше. Стоимость объекта зависит от этапа строительства. Выгода от приобретения недвижимости на этапе котлована обычно составляет 30−40%. Помимо этого, при ранней покупке девелопер предлагает гибкие условия оплаты в виде рассрочки. Однако количество предпринимателей, готовых инвестировать средства на ранних этапах проекта, невелико. Во второй фазе ЖК Parkent Plaza всплеск интереса к коммерческим помещениям идет перед сдачей дома в феврале.

Через сколько лет окупится коммерческая недвижимость

При средней для этого района арендной ставке 15 долларов США за кв. м, инвестор выйдет на точку безубыточности через 5−6 лет. Фактически это произойдет раньше, так как каждый год происходит индексация цен и арендодатель повышает плату в среднем на 5−10%.


В реальности существует и дополнительная схема. Инвестор не ждет момента окупаемости недвижимости, а использует ее в качестве залогового обеспечения. За счет полученного в банке кредита он приобретает еще одно коммерческое помещение и погашает ежемесячные платежи суммами арендной платы с первого объекта. Таким образом, предприниматель ничего не получает в первые годы, но зато становится владельцем двух высокодоходных объектов. Впоследствии он может использовать их для получения дохода в виде арендной платы или перепродать с ощутимой наценкой.

На что следует обратить внимание

Локация и расположение дома

Крупные супермаркеты вроде Korzinka.uz и Makro — всегда плюс. Также важно, чтобы рядом с недвижимостью проходил оживленный пассажиропоток. Например, строительство трехуровневой транспортной развязки на «ТАПОиЧ» и надземной линии метро значительно повысило привлекательность жилых комплексов близлежащего района.


Также девелоперский опыт компании показывает, что дом не должен стоять впритык к дороге. Всегда следует оставлять место для пешеходной зоны и парковки. Если люди регулярно проходят мимо кофейни или учебного центра, то часть из них захочет заглянуть внутрь.

Еще один тонкий момент — это направление автомобильного движения. Например, мимо Parkent Plaza большой поток машин едет вечером, когда люди возвращаются из центра домой. После работы многие настроены зайти в ресторан, тренажерный зал или учебный центр. Если бы комплекс стоял на другой стороне дороги, то основной поток шел бы утром, когда люди едут на работу, а точки еще закрыты.


Размер ЖК и количество проданных квартир

Жильцы — это потенциальные клиенты. Если все квартиры распроданы, значит спрос на недвижимость в этом районе высок, и можно будет без труда сдать помещение в аренду. Величина аудитории вычисляется простыми арифметическими действиями. Например, во второй фазе ЖК Parkent Plaza реализовано 97% жилого фонда. Если считать, что в каждой из 114 проданных квартир живут по 4 человека, то получается 456 жильцов, которым понадобятся кофейни, магазины, фитнес-центры и детские сады. Именно эти люди будут приносить прибыль арендаторам. А если бизнесу окажется выгодно тут работать, значит выгодно будет и жильцам.

Телефон отдела продаж: (+998) 78−150−55−11
Сайт: fdg.uz
Telegram: t.me/fdguz
Instagram: @fdg_uz
Facebook: fb.com/firstdevelopmentgroup

На правах рекламы.