В школах учителя склонны ставить искусственно завышенные оценки. Некоторые направления отечественных вузов придется закрывать. Для повышения качества учебников нужна конкуренция среди издателей. Об этом и других направлениях работы Государственной инспекции по надзору за качеством образования говорили на пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций 10 января.

В мероприятии приняли участие начальник инспекции Улугбек Ташкенбаев, первый заместитель начальника Хотамжон Кетмонов, начальник главного управления инспекции Аслиддин Адылов и другие представители ведомства.

Улугбек Ташкенбаев отметил, что рабочей группой, созданной из представителей инспекции и других ведомств, разработан проект нового закона об образовании взамен действующего, принятого еще в 1997 году. При разработке законопроекта изучен опыт зарубежных стран, в нем впервые отражены такие понятия, как государственно-частное партнерство в сфере образования, права негосударственных образовательных учреждений, права и обязанности педагогов и учащихся. В настоящее время проект проходит второе чтение в Законодательной палате.

Дошкольное и народное образование

Инспекция провела аттестацию педагогических кадров системы дошкольного и народного образования, а также специализированных школ. Из 56,7 тысячи педагогов 4457 успешно прошли аттестацию на высшую категорию, 24,4 тысячи — на первую категорию. В целом, по сравнению с прошлыми годами, наблюдался рост числа педагогов, успешно сдавших экзамены на эти категории.

Для удобства педагогов введено понятие «внеочередная аттестация». Если раньше прохождение пути от специалиста (учителя без категории) до учителя первой категории занимало 13 лет, то сейчас при желании педагог может сократить это время, участвуя во внеочередной аттестации. В 2019 году этим правом воспользовались 35,2 тысячи педагогов, из которых 47% получили высшую категорию и 48% — первую.

Хотамжон Кетмонов отметил, что до недавних пор учителей систематически привлекали к работам, не входящим в их обязанности, и это, к сожалению, отразилось на отношении многих из них к профессии. Немало преподавателей перестали работать над собой. Сейчас эта тенденция меняется, и результаты аттестации, по его словам, — тому подтверждение.


На вопрос журналистов о том, как относится госинспекция к лицензированию учителей, предлагаемому Министерством народного образования, Улугбек Ташкенбаев ответил, что аттестация уже является действующей и эффективной системой поощрения учителей, и прежде чем вводить дополнительные требования для учителей, необходимо тщательно изучить ситуацию. «В тех странах, где действует система лицензирования деятельности учителей, эта профессия является престижной, и учителя могут годами в очереди стоять, прежде чем получить работу», — сказал он.

Контрольный срез знаний учащихся 9-х и 11-х классов, проведенный совместно с Государственным центром тестирования, показал, что оценки учащихся в школьных журналах зачастую завышены. Из 12,7 тысячи школьников, участвовавших в контрольных работах, 57,8% получили неудовлетворительные оценки, в то время как в журналах по этим предметам эти же ученики получали удовлетворительные оценки. «Завышением оценок грешат даже те школы, которые считаются престижными», — отметил Улугбек Ташкенбаев.

Из 1646 общеобразовательных учреждений, вовлеченных в аттестацию, 1477 получили аккредитацию. Впервые образовательные учреждения смогли самостоятельно оценить свою деятельность и устранить недостатки.

В 2019 году впервые был объявлен рейтинг школ, в который включены 10% от общего количества школ по стране. Высокие места в рейтинге заняли школы Наманганской, Хорезмской и Навоийской областей, самые низкие — школы Каракалпакстана, Самаркандской и Ташкентской областей. В этом году в рейтинг будут включены уже 20% школ страны.

Для подготовки участия Узбекистана в международных исследованиях качества образования, таких как PISA, PIRLS, TIMMS и TALIS, при инспекции создан национальный центр. Специалисты центра разработали методические материалы, которые помогут учителям включать в свои уроки требования этих международных тестов.

На вопрос специалистов о качестве школьных учебников Улугбек Ташкенбаев ответил, что в зарубежной практике подготовкой учебников занимаются не министерства, а издатели. Они нанимают авторов, работают с ними вплотную, платят им достойные гонорары, а с продаж учебников получают прибыль. В такой ситуации могут появиться качественные учебники. Здесь должна быть конкуренция среди издателей. Системой госзаказа сложно достичь качества. Отметим, о системных проблемах в подготовке и издании учебников ранее писал автор этой заметки.

Профессиональное образование

Дипломы узбекских колледжей не принимались в других странах, так как не соответствовали Международной стандартной классификации образования (МСКО). «Мы не смотрели на сложность профессии, всех поголовно обучали по системе „9+3“, то есть 9 лет в школе и 3 года в колледже или лицее. Из-за этого возникали ситуации, когда, скажем, выпускник колледжа, с дипломом на руках, едет в Россию, там его диплом никто не признает, и он подметает улицы», — сказал Улугбек Ташкенбаев.

С 2020—2021 учебного года вводится новая система профессионального образования. Продолжительность обучения в системе профессионального образования будет зависеть от сложности профессии и это соответствует рекомендациям МСКО.

Высшее и послевузовское образование

По результатам аттестации вузов и научно-исследовательских учреждений, 15 из 69 направлений образования и 19 из 62 специализаций не прошли аттестацию. Прием на эти направления и специализации будет прекращен. Кроме того, не прошли аттестацию 2 учреждения по переподготовке и повышению квалификации.

Уже второй раз объявлен рейтинг отечественных вузов, усовершенствована методика подсчета рейтинга. Ведутся работы по укреплению научного потенциала вузов. Количество педагогов, имеющих степень доктора наук или звание профессора, в 2019 году увеличилось на 23,6%, а педагогов со степенью кандидата наук (PhD) или званием доцента — на 19%.

Поставлена задача добиться включения 10 узбекских вузов в лучшие 1000 по международно признанным рейтингам, а двух — Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет) — в топ-500. Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИИМСХ) попал в рейтинг лучших вузов развивающихся стран по версии QS в позиции 301−350.

Из 12,8 тысячи заявлений на признание дипломов, полученных зарубежном, только 3327 были удовлетворены. Из них 997 дипломов были признаны напрямую, без экзаменов.

Большинство соискателей, не сдавших экзамены на признание иностранного диплома, — выпускники вузов соседних стран. «Бывают случаи, когда выпускник не знает, где находится его вуз, кто из профессоров вуза его обучал», — рассказал Улугбек Ташкенбаев.

По словам представителей инспекции, при выборе вуза следует обратить внимание на наличие аккредитации и лицензии. Бывают случаи, когда пользуясь спросом на высшее образование, организации рекламируют получение иностранного диплома с обучением в Ташкенте. При проверке оказывается, что у этих организаций нет лицензии на деятельность в сфере высшего образования.

Вопросы и ответы

«Газета.uz»: Недавно экономист Бехзод Хошимов высказал мнение, что выдача вузами диплома государственного образца не способствует конкуренции среди вузов. Вузы должны выдавать дипломы от своего имени. Каково мнение инспекции по этому поводу?

Аслиддин Адылов: Вы говорите об академической самостоятельности вузов. Мы придем к этому. В качестве эксперимента некоторым вузам предоставлена финансовая самостоятельность. Для того, чтобы вузы смогли обеспечивать себя финансово, они вынуждены будут выпускать конкурентоспособные кадры. Для этого они должны будут учитывать требования работодателей, включать в учебные программы только те предметы, которые нужны работодателю. В наших вузах мы обучаем 35 предметам, в зарубежных вузах преподаются 25 предметов. Мы также придем к этому, но это требует времени.

Наши вузы пока еще не готовы к самостоятельности — некоторые руководители вузов забыли, что такое выпускать квалифицированных специалистов. Например, когда мы изучили деятельность направлений обучения, открытых в отечественных вузах совместно с зарубежными вузами, мы увидели, что многие из них не отвечают требованиям.

После того, как мы добились прозрачности в вступительных тестах, руководители некоторых вузов стали рассматривать совместные направления как возможность «делать деньги». Например, вуз открывает совместный факультет с Германией, говорит студенту: «Два года ты учишься у нас, два года — в Германии и получишь два диплома». А обучение ведется на узбекском языке, по нашим программам. И через два года германская сторона не будет признавать такого студента.

Стратегия инспекции — создавать естественные условия для здоровой рыночной конкуренции, чтобы на рынке были сильные вузы.

Улугбек Ташкенбаев: Мы ведем реестр дипломов, выданных вузами. Если наш выпускник идет за рубеж со своим дипломом, то нас спрашивают, присутствует ли его диплом в реестре. Мы предлагаем, чтобы и зарубежные вузы в Узбекистане выдавали диплом государственного образца, чтобы мы могли вести учет этих дипломов.

«Газета.uz»: Инспекция предлагает, чтобы лицензия международным вузам и их филиалам выдавалась после экспертизы их учебных программ и учебников Министерством высшего и среднего специального образования. Не приведет ли это к тому, что зарубежные вузы, работающие в Узбекистане, потеряют свои отличительные особенности — то, что привлекает студентов, их родителей и работодателей?

Аслиддин Адылов: Любая реформа в сфере образования требует тщательного изучения. Если мы сейчас допустим ошибку, эту ошибку мы сможем заметить только через 10−15 лет. Если программы, предлагаемые международными вузами, признаны международными аккредитирующими организациями, то нет проблем. Если программа разработана самим вузом и нигде не проходила экспертизу, то эта программа должна проходить экспертизу. А органом, ответственным за экспертизу вузовских программ в нашей стране является Министерство высшего и среднего специального образования.

Мы также должны учитывать, что отличительной особенностью нашего образования является то, что наряду с образованием мы даем и воспитание. Например, когда я учился в США, меня тоже заставляли учить историю США, несмотря на то, что это не относилось к моей специальности.