27 июля, Четверг Afisha.uz Pixland.uz Spot.uz База знаний

Иллюстрация: «Газета.uz»

Ташкент Мечты: каким должен быть город для людей

Ташкент заслуживает того, чтобы быть современным, удобным и красивым городом.

Колумнист «Газеты.uz» Никита Макаренко — о принципах, на которых должен строиться современный и удобный город, о приезде в Узбекистан всемирно известного сити-дизайнера Яна Гейла и о проекте «Ташкент Мечты».

Однажды я ехал в такси и обсуждал с водителем некоторые странные ташкентские градостроительные решения. В какой-то момент он ко мне повернулся и сказал с оттенком легкой неприязни: «Ну как можно ругать Ташкент? Это же наш, родной город, столица! Давайте ругать что-нибудь чужое. Например, Копенгаген».

Не могу ругать Копенгаген. Я там и не был ни разу. А вот в Ташкенте бываю ежедневно. Я люблю Ташкент. Мне все здесь дорого. И я уверен: я не один такой. Что бы здесь ни происходило — это наш дом, им он и останется.

Мы любим Ташкент. Но вот любит ли Ташкент нас? К сожалению, наш белоснежно-алюминиевый друг не всегда отвечает нам взаимностью. Часто он слишком занят своими капризами и старательно не замечает барахтающихся под ногами жителей.

Кого же любит Ташкент? Ташкент любит широкие проспекты и высокие заборы. Но не любит пешеходов и мам с колясками. Ташкент восхищается быстрыми автомобилями, но презирает пассажира душного автобуса. Ташкент игриво подмигивает молодым елочкам и брезгливо косится на престарелые чинары.

Очевидно, что в нашем городе много проблем. Долгие годы они копились и были невысказанными. И я искренне рад, что их обсуждение началось, и появилась политическая воля к изменениям. Ташкент заслуживает того, чтобы быть современным, удобным и красивым городом.

Огни большого города

Для начала давайте признаем: Ташкент — не особенный город. Это обычный крупный город, и его проблемы схожи с проблемами сотен других крупных городов нашей планеты.

Большинство развитых городов делало в 1970-х то же самое, что сейчас делает Ташкент. В них расширяли дороги, строили развязки и эстакады, убирали светофоры и убивали трамвай. Когда города встали в пробках, дышать стало нечем и уровень жизни людей упал, пришло осознание того, что ставка на автомобилизацию была неверной. И все бетонно-асфальтовое великолепие пришлось переделывать. Ценой огромных средств.

Посмотрите: на этих фотографиях — примеры того, как скоростные шоссе в Сеуле и Мадриде в центре города были уничтожены и возвращены людям. Эти процессы происходят сейчас во многих городах мира.

Сеул, шоссе Чхонгечхон. Слева: 1990-е годы, справа: 2005 год.

Мадрид, набережная Мансанарес. Слева: 1990-е годы, справа: 2011 год.

Мы находимся в начале пути, через который многие уже прошли. Так давайте же пригласим заняться планированием города человека, который поможет нам не совершать известных всему миру ошибок.

Насколько можно судить, хокимият Ташкента очень загружен всевозможными обязанностями. От помощи бизнесменам и создания рабочих мест до сферы ЖКХ. Я думаю, стоит задуматься о введении должности сити-менеджера, который будет заниматься только планированием города. Возможно, даже со своей командой. И пусть это будет хороший иностранный специалист. Я верю в отечественные кадры, но возглавить процесс должен человек, добившийся конкретных практических результатов.

Город для людей

Приезд в Ташкент одного из самых известных мировых сити-дизайнеров Яна Гейла — это прекрасный сигнал о возможном сотрудничестве с иностранными специалистами.

«Мой визит — это знак открытости города к исследованиям», — сказал Ян Гейл на пресс-конференции 17 мая. О его первых впечатлениях о столице «Газета.uz» уже писала. Скоро будет опубликовано более подробное интервью, в котором Ян Гейл поделился мнением о Ташкенте и Самарканде.

Знакомые урбанисты из других городов не поверили мне, что он действительно приехал, пока не увидели фото. Ян Гейл — это почти как Луис Фелипе Сколари в «Бунёдкоре». В мире городского дизайна и урбанизма он — авторитет, работавший над городскими пространствами Копенгагена, Мельбурна, Нью-Йорка, Москвы и многих других городов.

Ян Гейл. Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».

В Ташкенте Ян Гейл прочитал небольшой семинар. «Город для людей» — это название его самой известной книги и лейтмотив всего творчества. Что Ян Гейл вкладывает в это понятие? Он предлагает строить современный город на трех принципах.

Живой город. Город оживает тем больше, чем больше людей передвигаются пешком, на велосипедах и на общественном транспорте. Люди хотят общаться друг с другом и видеть друг друга. «Город» по Гейлу — это место встречи граждан. Экономика города растет от создания общественных зон и развития там коммерции и услуг.

Экологичный город. Город тем экологичнее, чем больше в нем развита «зеленая мобильность» — передвижение на общественном транспорте, пешком и на велосипедах. Расширение дорожной сети только увеличивает количество автомобилей. Создание общественных зон улучшает экологическую ситуацию и повышает уровень жизни.

Здоровый город. Город тем здоровее, чем больше людей передвигаются пешком и на велосипеде. Регулярная ходьба укрепляет здоровье горожан, в отличие от поездок на автомобиле.

11 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала доклад, в котором подчеркнула связь между городскими общественными местами и здоровьем горожан: «В области устойчивого развития до 2030 года [в мире] поставлена задача: обеспечить всеобщий доступ к безопасным, доступным и открытым для всех зеленым зонам и общественным местам, в частности, для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов».

На семинаре Ян Гейл показал городской пейзаж с развязками и эстакадами и заявил: «Это не будущее. Это прошлое. Для городских дизайнеров люди всегда были незаметными. Об их проблемах и психологии никто не думал. Мы же работаем над тем, чтобы сделать человека заметным. Я — за гуманистическое городское планирование».

Запретное слово

Сейчас будет самая страшная часть колонки. Группа «Водители Ташкента» уже готовит помидоры. Уважаемые ташкентские автолюбители! Рано или поздно нам придется пойти этим путем. Другого просто нет. Итак, внимание. Произношу запретное слово: деавтомобилизация.

Ташкент удобен и прекрасен, если смотреть на него из окна автомобиля. Но вот пешеходу выживать здесь не просто. Ему нужно тесниться в душном автобусе, перебегать дорогу в надежде, что это не в последний раз, карабкаться по неудобным лестницам, спотыкаться на некачественных тротуарах, дышать выхлопными газами. Тяжела жизнь ташкентского пешехода.

А ведь водители составляют всего 17% жителей столицы. Арифметика простая: 2,424 миллиона жителей в 2017 году (по данным Госкомстата) и 420,1 тысячи автомобилей (данные ГУВД). Мы (я тоже водитель) — всего лишь меньшинство. Автомобилист — это только каждый шестой житель города. Кстати, водители тоже ходят пешком.

Что же такое деавтомобилизация? Никто не говорит о том, что нужно действовать как экс-мэр Вильнюса Артурас Зуокас, который давил БТРом неправильно припаркованный «Мерседес».

Никто не собирается завтра же перекрывать все улицы и вешать «кирпичи». Нужно постепенно, но планомерно смещать акцент с использования личного автотранспорта на общественный. В идеале пользоваться автомобилем должно быть просто неудобно и невыгодно.

Я очень ценю, что в последние месяцы хокимият Ташкента и компания «Тошшахартрансхизмат» предпринимают попытки сдвинуть ситуацию с места. Иногда это что-то очень разумное, иногда — странное. Вроде акции «Выиграй квартиру за поездку в автобусе». Но все это лишь пограничные столкновения. Нам же нужно крупномасштабное, согласованное наступление по всем фронтам.

А что нужно для победы? Хороший план. Генеральный, комплексный план развития города. Качественный, продуманный, открытый для горожан. План развития города вместе с общественным транспортом, а не по отдельности. На 30, на 50 лет вперед. Как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Окончательная бумажка! Фактическая! Настоящая! Броня!»

И вот, когда согласно этому плану удастся создать удобную систему общественного транспорта, комфортную среду для пешеходов — тогда уже можно думать и о серьезных ограничениях для автомобилистов.

Разные города подходят к деавтомобилизации по-разному. В Лондоне взимается плата за въезд в определенные районы города. В Париже используется система цветных наклеек на авто, в зависимости от уровня загрязнения воздуха вы получаете или не получаете доступ в центр. В Москве — платные парковки. В Пекине — лотерея на регистрацию машины и возможность ездить только в определенные дни недели.

Деавтомобилизация просто неизбежна. Ян Гейл озвучил на семинаре данные, по которым в Европе за последние 10 лет количество пользователей общественного транспорта выросло на 31%, а в Азии — на 20%. На автомобилях стали ездить меньше даже в великой автодержаве, США. Это видно на графике.

Нажмите для увеличения.

Пока Ташкент не встал в сплошной пробке, у нас есть еще временной люфт, чтобы начать действовать прямо сейчас и повернуть вектор развития города в правильном направлении. По словам Яна Гейла, деавтомобилизация и изменение сознания жителей в разных городах заняли разное время. В Копенгагене — 50 лет, в Мельбурне — 25 лет, в Нью-Йорке — 7 лет.

Аргументы водителей

А теперь хочу заранее ответить на критику водителей и их возмущенные аргументы, которые неизбежно возникнут.

Аргумент 1. «У нас и так все хорошо»

Пока еще у нас нет серьезных пробок. По данным хокимията Ташкента, которые Ян Гейл озвучил на пресс-конференции, в столице каждый год появляются 35 тысяч новых автомобилей. Давайте посчитаем. Сейчас их 420 тысяч. Через 10−12 лет их количество увеличится вдвое. Это неизбежно, и произойдет это при нашей жизни. Вы представляете, какой коллапс постигнет город при увеличении количества автомобилей в два раза? Очень советую поиграть в симулятор Cities: Skylines. Через пару часов развития города вы начнете в панике убирать эстакады и строить трамвайчики и велодорожки.

Есть еще один важный момент. Ташкентские улицы небезопасны. Данные ВОЗ за 2015 год говорят, что в Узбекистане в тот год в ДТП погибли около 2300 человек. Это очень много. В среднем шесть человек в день.

Аргумент 2. «У нас другой менталитет, автомобиль очень важен для нас»

Это понятно. Добытый всеми правдами и неправдами автомобиль стоит многого. Вот что сказал по этому поводу Ян Гейл в интервью казахскому Forbes: «Интересно, что я слышу этот аргумент в каждом городе, где работаю. Везде находятся люди, которые говорят мне: „Вы должны знать, что мы особенно очень любим машины“. Все города разные. Но когда они сокращают количество автомобилей, то становятся прекрасными, а их жители говорят: „Мы любим так жить и не скучаем по автомобилям. Мы не скучаем по торчанию по полтора часа в пробках за рулем“».

Предвидя шквал критики со стороны автолюбителей, я спросил Яна Гейла на семинаре: «Как реагировать на аргумент про менталитет?» «Короткий ответ будет такой: пусть водители едут за границу и посмотрят действительно красивые города», — сказал Ян Гейл.

Аргумент 3. «В Ташкенте все по-другому, европейский подход не сработает»

Действительно, хоть наш город и имеет одинаковые проблемы с другими крупными городами мира, у него есть свои особенности. Например — он расположен в долине, у него большая площадь и много одноэтажной застройки. Но никто не говорит о том, что нужно копировать. Речь о том, чтобы не повторять чужих ошибок.

Ян Гейл рассказал на лекции историю бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга: «Сначала он сказал: „Мы не можем использовать европейский опыт в США“. Но уже через полгода признал, что эксперимент успешен. Он попросил горожан: „Пожалуйста, не ездите на своих машинах“. И вот, теперь в Нью-Йорке есть 800 км велодорожек».

Рядом с нами есть отличный пример: Алматы, в котором в 2015 году Ян Гейл внедрял свои ценности вместе с местными властями. У алматинцев тоже были большие сомнения касательно прощания с автомобилями. Но прошло время, и в 2017 году в Алматы в общественные зоны уже реконструированы 22 улицы. Кстати, книгу Яна Гейла «Город для людей» перевели на казахский язык.

Заключение

Вы спросите: вы написали столько много слов, но что будет за этим? Все поговорят, пообсуждают и разойдутся? Возможно. Но мы намерены двигаться дальше и помогать развиваться нашему любимому Ташкенту.

Совместно с интернет-изданием «Газета.uz» стартует авторский проект Никиты Макаренко «Ташкент Мечты».

В ближайшие месяцы мы будем дотошно изучать состояние городской инфраструктуры Ташкента: разметки, светофоров, переходов, развязок, парков, навигации, транспорта, тротуаров и многого другого. Затем при участии зарубежных экспертов мы будем визуализировать возможные правильные решения и предлагать их на суд читателей.

Цель проекта «Ташкент Мечты» — не только предложить конкретные решения проблем, но и привлечь внимание общественности к ним, показать, как может выглядеть идеальный Ташкент. Первые публикации проекта «Ташкент Мечты» появятся на «Газета.uz» уже в июне.

В статье использованы фотографии мэрии Мадрида, фотографии Сеула Kent Kanouse, Eimboreg, Seong J. Yang, Jamie Carter, Alan C., Joe Coyle, riNux, личного сайта экс-мэра Вильнюса Артураса Зуокаса и иллюстрация с сайта Streetblogs USA.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Материалы по теме

Комментарии

  • Алишер Раджапов 19 мая 2017 13:51

    В прошлом году были страшные пробки на “Бочке“ на въезд и выезд к Чарвакскому водохранилищу.
    Деревья рубятся, машины плодятся. Да, это до добра не доведет.
    Живой пример — Пекин, где к прогнозу погоды добавляют уровень загрязнения воздуха.
    Нездоровую тягу к машинам, менталитет автовладельца нужно менять.
    С другой стороны — Автопром будет против. А это гигант (местного разлива) с менеджерами из правительства. Убирать автомобили и снижать их продажи — это удар по их прибыли. Они не согласятся с вами.

  • Masha Mashina 19 мая 2017 13:56

    Убедительная просьба! Прекратите рубить деревья во дворах и улицах! Город без деревьев никогда не будет красив!!!!! Дубы клены липы… где все эти прекрасные деревья???? срубают за час, а выростает дерово за 20-30 лет!!! обидно и жалко смотреть на пустой и серый город!!!! у нас и птиц меньше стало, ведь на ёлках они гнёзда не вьют!!! а дети… где им от
    солнышка прятаться..??? жаль…

  • Albina Albina 19 мая 2017 13:58

    Никита Макаренко — замечательно и тонко все подметили , очень хочется , чтобы вашу статью прочитал кто нибудь из “верхних“ и задумался …

  • Yuriy Naumov 19 мая 2017 14:02

    Ян Гейл прав. Надо развивать общественный транспорт (зря убрали трамвай), строить пешеходные зоны, велодорожки, увеличивать число парков и скверов. Надо перенимать лучший зарубежный опыт, а не изобретать свой велосипед

  • Umarova Ozoda 19 мая 2017 14:18

    Трамваи нужно вернуть. Идея с велосипедами заманчива.

  • Irina Nikitina 19 мая 2017 14:21

    Только не надо вдаваться в тупые крайности и преграждать проспекты и проезжие улицы “зелеными зонами“ с елками! Елки — это не решение! Кислорода они не вырабатывают почти! Тени и прохлады для пешеходов — ноль полный! Да и неуместные какие то "зеленые зоны! Они должны быть у жилых домов, детсадов, школ, больниц. А что у нас? Из здания школы — сразу на не огороженный тротуар! Из подъездов — тоже самое! Зато перегороженные проспекты с безумными разворотами для общественного транспорта понаделали!

  • Sherzod Aripjanov 19 мая 2017 14:35

    Это все хорошо
    Но надо учитывать нашу 50 градусную жару. Никому не в кайф ходит под палящим солнцем пешком и даже на велосипеде.

  • Rustam Aripov 19 мая 2017 14:36

    И старый город, некоторые центральные районы сделать полностью пешеходными. Пример — Прага, Ираклион и т.д.
    Люди как-то не особо мучаются, никто не критикует..

  • Grace Fox 19 мая 2017 14:43

    Разве в Нью Йорке или Лондоне машин меньше? И улицы там не такие широкие, как у нас. Они просто с умом продумали движение транспорта. Заново велосипед изобретать не надо, можно просто изучить и перенять их опыт.

  • Vladimir Movsesyanc 19 мая 2017 14:55

    Велодорожки нам уже несколько лет обещают, только всё на обещаниях так и стоит..

  • Mavlutdinov Ubaydulloh Mavlutdin o'gli 19 мая 2017 14:56

    Прошу прощения я потерял свой пароль и перерегистрировался от имени сына, Убайдуллох.
    Я, Нарзуллаев Мавлутдин, мне 62 года, житель города Ташкента. Являюсь азартным любителем велосипедной езды, член клуба “Рандоннеры Узбекистана“. В этом году вместе с другими участниками клуба проехал дистанции 200, 300, 400 и 600 км. Мне очень понравились статьи Никити Макаренко, молодец парень, обсуждаются очень наболевшие проблемы. И особенно статья “Ташкент Мечты: город для людей“, где наряду с другими проблемами отмечена проблема создания в городе нормальных велосипедных и пешеходных дорожек. В городе практически отсутствуют такие дорожки. Я побывал в нескольких городах Швейцарии, где основным транспортом являются велосипед и трамвай. А в нашем прекрасном городе Ташкенте очень опасно кататься на велосипеде. Причиной тому является не только отсутствие велосипедных дорожек, но и культура вождения водителей, точнее отсутствие культуры. Очень надеюсь, чтобы эти вопросы обсуждались не только на страницах Газета.uz, но и на инстанциях, ответственными за принятие решений по этим вопросам.

  • Feliks Brinzensky 19 мая 2017 15:04

    (Он попросил горожан: “Пожалуйста, не ездите на своих машинах“. И вот, теперь в Нью-Йорке есть 800 км велодорожек".) У нас, к сожалению, подобные просьбы останутся проигнорированными. Я тут родился и вырос, менталитет здешний знаю очень хорошо. А он (менталитет) таков, что “понты“ дороже всего на свете. И, если бы у автолюбителей была возможность слепить многоэтажные автомобили, в два-три этажа, они бы это непременно сделали))) Все же должны видеть, что хозяин богат и уважаем, а как же иначе? Идеи с пропагандой велосипедов увы, не пройдут. Единственный выход заставить народ хоть частично отказаться от железных коней — сделать пользование ими крайне дорогим и неудобным. Тут надо бить только по карману, другие варианты не сработают. Ну а то, что деревья уничтожают — так это уже мозоли на языке у всех, а толку? Я для себя и своей семьи вывод сделал — не будем ждать “у моря погоды“, нашей жизни на это не хватит, просто переместимся в загородный дом, от пыли, вони и этих проклятых железяк подальше.

  • Maxim Sobolewski 19 мая 2017 15:09

    Grace Fox не меньше. Но ими не пользуются каждый день.

  • Bob ******** 19 мая 2017 15:36

    Цель проекта “Ташкент Мечты“, пока в Ташкенте власти не будут готовы идти на смелые решения то даже если и перемены будут, они будут такими, что в масштабах города проекту удастся изменить лишь облик пары улиц путем беготни в хокимияты где вам скажут что мол денег нет. Можно и с существующим автопарком сделать общественный транспорт лучше и привлекательнее (внедрение четкого графика движения и выделенных полос для общественного транспорта чтобы пассажиры не стояли в пробках на равне с авто) Все это выполнимо и не требует огромных вложений. Можно с незначительными затратами оживить улицу велосипедами, а нужно всего-то заставить парковать авто вдоль дорог а на освободившейся территории примыкающей к пешеходному переходу сделать велодорожку(да, парковочных мест убавится, но выезжать они уже не будут задом и тормозить вторую полосу). Все уже давно придумано, нужна лишь адаптация под наши реалии.
    Все кто говорят что трамваи убрали зря, нет не зря. передвигаться в них было в принципе не комфортно и очень медленно, а содержать трамваи и инфраструктуру классом выше было бы накладно.
    Почему не выполняется план у автобусников? очевидно потому что на маршрут с маленким пассажиропотоком пихают многоместные мерседесы в место того чтобы использовать минибусы или другие аналоги. В принципе основная ошибка была в том, что, хотели обеспечить перевозку разного количества пассажиров одним типом транспорта.

  • David Khan 19 мая 2017 15:41

    Алишер Раджапов
    При чем тут автомобили вообще?

    в статье упор приведен на то, что нужно реформировать ТашПассТранс и повышать качество оказываемых услуг.

    сейчас век интернета и ИКТ, а у нас до сих пор нет информационных табличек на остановках.
    вот каким образом приезжий узнает как ему добраться с Алгоритма на Катартал или в ТашГаз?

    очевидно, что нужно приложение которое в состоянии проложить оптимальный маршрут из одной точки в другую, с указанием автобусов и остановок для пересадки.

    т.к поставьте себя в ситуацию, когда автобус поломался(возгорание, авария или другие факторы) и Вас высадили по среди незнакомой махалли.
    что будет в этом случае?

    ТашПассТранс пришлет второй автобус, который развезет всех по маршруту или люди останутся предоставленными сами себе?

  • David Khan 19 мая 2017 15:51

    “Затем при участии зарубежных экспертов мы будем визуализировать возможные правильные решения и предлагать их на суд читателей“
    а было бы хорошо, если этот проект поддержали на гос уровне.

    например открыть соответствующие темы на юфоруме и назначить кураторов тем, которые будут следить за своевременным решением проблем.
    а для отсева хейтеров -- просто ввести регистрацию по OpenID/RealID.

  • Олег Иванов 19 мая 2017 16:07

    Наша проблема — в очень высокой городской плотности населения. Наша плотность в 2.5 раза выше чем в Алма-Ате и в 1.5 раза выше чем в Москве. Городу надо расти вширь.
    Согласен с автором, что в главным документом, началом всех начал должен быть Генеральный План Развития города. Точечная застройка к добру не приведёт. Рано или поздно столкнёмся с явлением “дом на острове“.

  • Припадошный Сапожник 19 мая 2017 16:16

    “Газета.uz“ и Никита Макаренко — молодцы.
    Отличный проект вы задумали.
    Успехов вам.

    По теме: то, что наш местный автопром будет против перемен в городской инфраструктуре — это факт.
    Но и он тоже должен меняться и идти в ногу со временем: пусть, он тогда выпускает электромобили.
    Тогда все будут довольны: и промышленность, и автомобилисты, и горожане, и экологи.
    Все, короче.

  • Avi Shtoff 19 мая 2017 16:47

    Чтобы узнать наши проблеммы нам нужен был этот Ян Гейл, себя мы не слушаемся.

  • Гараев Ильдар Растямович 19 мая 2017 16:51

    Согласен со всем, что тут написано. Водители оторвитесь от автомобиля — будете здоровее. Дошло до абсурда люди 2 остановки не могут пешком пройти. А раньше люди полгорода пешком шли на работу и с работы, каджый день.

  • Jon Duan 19 мая 2017 16:55

    Я неоднократно писал в комменариях здесь по разным поводам, что форсированный выпуск легковых авто, это ошибка. Едет в машине 1-2 человека, сжигают топливо, которое не восполняется природой; сжигают кислород из атмосферы; выбрасывают отраву — окись углерода. А сколько потрачено на производство автомобиля металла? А сколько израсходовано воды на производство синтетики и пластмасс отделки салона? “Газета. уз“ ни разу не опубликовала мои комментарии. Разве я неправильно предлагал увеличить количество общественного транспорта? Элементарно же всё это, очевидно любому здравомыслящему.

  • Олеся Юрьевна Роганова 19 мая 2017 16:56

    не знаю как другие, но мне велосипед не удобен ничем. с сумками, детьми, коляски и тд и тп. Жара у нас стоит почти полгода, обгорать ходить? а время на все это? а комфорт? пусть сначала озеленяют все по городу и делают свободным и своевременным транспорт, остановки прохлалные. Без авто жизнь очень неудобна для некоторых слоев населения. П.С. ежедневно не пользуюсь, но общественный транспорт не пересяду. Пусть будут платные стоянки в городе или даже платные дороги. Каждый волен выбирать, но указами на запрет авто дело не пойдет. пенсионерам тоже на велик всем? мамашам с младенцами туда же? с спокупками из маркетов? в брльницы тоже на великах?
    Пока не будет высокий уровень общест транспорта и чтоб не переполнен, и по минутам ходил, пока не сделают тротуары и велодорожки отдельно…запрещать автомобили нет смысла. Тут не Европа и климат другой.

  • Надир Ходжаев 19 мая 2017 16:59

    Прекращайте вырубать многолетние деревья!!! Вот сегодня увидел на Чиланзаре 12 квартал вырубили несколько огромных чинар. Наверное кому то срочно понадобился лесоматериал. Ведь их возраст не меньше 30-40 лет. В Ташкенте вырубают деревья с такой скоростью, что диву даёшься. Лучше бы занялись ремонтом дорог и тротуаров, а то скоро черт ногу сломает. И надо сажать лиственные деревья, а не елки!!! Елки не для нашего климата.

  • Nellie Kuvatova 19 мая 2017 17:06

    Отремонтированные и восстановленные парковые зеленые зоны нужны особенно в жилых массивах. Чтобы взрослые и дети могли с удовольствием после работы, школы и детских садов нагуляться рядом с домом. Восстановить и облагородить наши дворы, установить достойные детские площадки. Вот это будут самые благодарные изменения городского пространства для всех жителей.

  • Олеся Юрьевна Роганова 19 мая 2017 17:11

    Для начало пусть контроль за кражами усилят. машины то среди бела дня раздевают, а кто за великом углядит? До уровня Европы еще огогошеньки… Кричать о запретах это конечно ярко, все закрыть, авто запретить и не пускать. А что для альтернативного существования уже сделано? хоть один шаг? скамеек мало, урн мало, елки кругом полулысые, чинары вырубают так же как и вырубали, новостройками мертвыми все заняли (в том числе и зеленые зоны у старых домов), велодорожек нет, в арыках давно нет воды, питьевых фонтанчиков по городу нет (о каких тогда велоездках можно рассуждать), пожилым и деткам что уворачиваться от велосипедов теперь? пешеходные дорожки нужно отдельно, велосипедистам нужно получать права и учить пдд. Они ох как лихо подставляют порой водителей и (кстати) сшибают не редко пешеходов.

  • Шахиня Ташкент 19 мая 2017 17:16

    зелени надо насадить всюду и побольше.. это очень важно.. деревьев и парков разбить и пусть людям будет куда пойти. а не только японский сад с непомерной ценой за входной билет.. не правда что ли.. чтобы побывать в зеленом уголке с красивой растительностью мы начали платить деньги.. так что тема оч актуальная.. все повырубали. я помню как приехала в Самарканд.. мой родной и вечно зеленый город.. это то что было в моей памяти. и не узнала его.. дерезья срубили.. зелени вообще нет.. даже островков не оставили.. ужаснулась тому что увидела и сильно огорчилась..

  • Umid Umarov 19 мая 2017 17:31

    А тем временем, в центре города красят алюкобонд валиком.
    http://i.imgur.com/roCYVS7.jpg

  • Shuhrat Kurbanov 19 мая 2017 17:47

    Согласен практически с каждым словом автора. Но, потом спускаемся в реальность и понимаем, что инфраструктура для пешеходов никакая. Не говоря уже о велосипедистах.
    Можно даже по центру попробовать пройти пару тройку километров по тротуару. Выглядеть это будет как прохождение полосы препятствий. Лично для меня это основная причина почему я хожу пешком очень редко и только по определенным маршрутам.
    При этом практически любая европейская столица буквально просится, чтобы вы по ней прошли пешком, что я с удовольствием делал, даже пара десятков километров пешком не так чувствительны, как километр у нас. Администрации города пора взглянуть на город еще и в роли пешехода.
    Еще один момент с авто и общественным транспортом. К примеру решу я оставить машину в какой то части города и поехать на метро. Возьмем к примеру станцию Буюк ипак йули — и где мне оставить машину? Где перехватывающие парковки? И так, к сожалению, по всему городу.

  • Алишер Раджапов 19 мая 2017 18:04

    Олег Иванов, вы о какой высокой плотности населения говорите?
    Вы не берите площадь Москвы со всеми лесами вокруг. Возьмите кольцо МКАД. И население внутри Москвы. И поделите одно на другое.
    Да просто съездите и посмотрите сколько там людей и машин.
    Да просто, посмотрите есть ли там одноэтажная застройка в махалле ))

  • Руслан Фаттахов 19 мая 2017 18:22

    Не лучше бы отказаться для начало от выпуска авто и решать проблемы с поддержанными авто, или же принимать меры утилизации старых авто которые ездят более 25 лет. То есть разработать правильный механизм, который решит этот тупик. Конечно государству невыгодно останавливать производство авто, однако другие решения приведут только недовольству народа.

  • Алексей Воробьев 19 мая 2017 18:44

    Да пусть идет по стопам, всех кто это уже прошел, любой опыт ценен, со временем и менталитет поменяется. А эта болтовня никакого эффекта положительного не окажет. Люди сами должны устать от себя и своих авто. Авто это роскошь в тех странах, что прошли этот этап и до Ташкента это понимание может быть дойдет, а может будет как в Пакистане или Индии. Каждому своё.

  • Ali _Sumatra ali 19 мая 2017 18:59

    Мечтать не вредно.. Но откуда на это всё деньги возьмут?

  • Пулат Майлибаев 19 мая 2017 19:06

    Хожу на работу по дороге, где раньше были большие деревья, а теперь натыкали хилых саженцев! Я уже буду на пенсии, пока вырастет хоть что-то для создания тени..

  • Djora Abdumavlyanov 19 мая 2017 19:34

    Может вместо трамваев организовать маршруты троллейбусов. И затрат меньше и шума и быстро получится. Ведь когда-то они были и очень быстро ездили.

  • Патриот Родины 19 мая 2017 20:30

    Сначала надо поднять уровень культуры поведения населения. По троутарам невозможно ходить, боишься наступить на мусор, а на газонах невозможно сидеть. Везде плевки с мокротой и сопли, а вокруг больших деревьев постоянно запах мочи. И это не только на окраине, а по всему городу.

  • Алексей Воробьев 19 мая 2017 22:46

    еще нужно не забывать, что автомобиль здесь для большинства граждан это средство дохода, а потом уже передвижения. Такси должны быть легальными, а нелегальные авто под такси необходимо легализовывать, это законопроект уже вроде год как в силе а что изменилось, пока люди не поменяются ничего здесь не изменится

  • Акмаль Дадабаев 19 мая 2017 22:58

    Припадошный Сапожник, Для создания электромобилей нужны огромные инвестиции и умы.
    Олеся Юрьевна Роганова, Еще никто не отменял езду на автомобилях — успокойтесь!!!

  • Stas Lipkin 19 мая 2017 23:48

    “пользоваться автомобилем должно быть просто неудобно и невыгодно.“

    Так поднимите цены на бензин в 10 раз, закройте импорт полностью и поднимите цены на отечественный автопром так же раз в 10. и будет вам счастье.

  • Rama siti 19 мая 2017 23:48

    Господа это обман! Ни в Париже, ни в Риме, ни в Милане, ни в Праге, ни даже в Барселоне никто на велосипедах не ездит. Все время ждал вот-вот и все.. никто не ездит. В Барсе есть не очень удобные вело-дорожки. Зато в Париже один раз видел сумасшедшего он ехал впереди всех в бабочке и черном пиджаке и ел мороженное на ходу и все.. Не обманите себя!

  • Николай Владимирович 20 мая 2017 00:31

    Конечно к проблеме надо подходить комплексно. Одним из самых правильных решений, на мой взгляд — это освоить местному автопрому производство бюджетных экологичных машин. Общественный транспорт также необходимо потихоньку переводить на экологически чистый. Возможно поучиться у производителей Tesla. И само собой, нужно менять отношение к автомобилю. Сейчас передвигаться на авто (а ещё и дорогом) — это модно и престижно. С этим надо что то делать.

  • Шухрат Юсупов 20 мая 2017 06:55

    в 8 утра возле бывшего таштрам автомобили по тротуару едут, какое это воспитание? пора стоп хам в Ташкенте организовывать.

  • Сергей Яковенко 20 мая 2017 07:08

    Необходимо пешеходам вернуть тротуары, которые отобрали владельцы особняков. Перед домами снести “ёлочно-решётчатую“ архитектуру, которую соорудили на самозахваченной территории перед домом. Не только решетки подходят к самому полотну дороги, но и строения. Свежий пример: при асфальтировании дорог на улицах Мироншох, Богиболанд и др. невозможно было пройти из-за этих стальных решёток. На отремонтированной дороге скорости машин увеличились. В связи с этим стало небезопасно пешеходам лавировать между стоящими и движущими автомобилями на проезжай части. Кроме того, уже не укроишся в тени домов и деревьев от палящего солнца.

  • Михаил Чёрный 20 мая 2017 09:53

    Хотелось бы чтоб не Ташкент стал городом мечты =( а вся страна. Совсем мало внимания маленьким далеким городам. Обратите внимание свое на маленький, некогда прекрасный, городок Зарафшан, превращающийся быстрыми темпами в кишлак. Теперь здесь нет ни одной нормальной детской площадки, в маленьком парке аттракционов дети катаются на самодельных аттракционах, не думаю что у них есть какой либо сертификат =), нет ни одной, ни то что современной и безопасной, детской площадки, а хотя бы просто детской площадки с нормальной песочницей и пластмассовой горкой, во дворах вместо песочниц большие баллоны от Самосвалов без писка а с камнями, и железные горки расскаленные на 45 градусном пекле, а когда холодно они ледяные. Раньше в городе было два кинотеатра, один открытый летнийЮ уже лет 27 они не функционируют, людям негде культурно проводить время вечерами. все печально.. все уезжают =(

  • Валентин Артемов 20 мая 2017 10:28

    Спасибо автору статьи Никите Макаренко!

  • Timur Aripov 20 мая 2017 16:55

    не может быть город для людей без страны для людей. Мы можем копировать внешние атрибуты, улыбаться, делать вид что довольны всем. А на самом деле думать где найти кусок мяса подешевле, чтобы накормить детей. Пользу от туристов, проектов, бизнеса должен осознавать каждый житель города, а не только элита, живущая в пределах малой кольцевой

  • Nikish Gusev 20 мая 2017 17:57

    Rama siti — что вы тут написали? Я сейчас в Барселоне, тут все ездят на велосипеде, и я в том числе.

  • Акмаль Абдуллаев 20 мая 2017 23:25

    Здравствуйте, я так слышал что в Казахстане чтобы не разгребать что было настроено решили создать новый город АСТАНУ и там уже всё делали по алану и продуманно. Сейчас по всему Узбекистану рубят Чинары и там где не нужно их рубят. А дерево которое выживает в горах и влажной обстановке сажают. Ёлка Арча она собирает много пыли и нижний слой иголок у наших ёлок сухой так как климат у Нас сухой не влажный. Ёлка не наше дерево Наши Чинары Советское время обслуживали, опрыскивали пситицыдами чтобы их не ели короеды и обрубали ветки не нужные. В Фергане есть многопрофильная Детская Больница номер? .Я не пишу чтобы не добрались чуда дизайнеры Ёлко любы и туда. там Дизайнер так подрубил Чинары что получилось не хуже чем пальмы. Так как Чинары высокие по 30 метров ствол длинный а крону оставили там на высоте, Красота. В Маргилане Хоким издал указ срубить деревья машающие стройке домов. Но чудо Комхоз срубил там где и подавно никто не хотел строить. Но ведь Древесина ценная вот и рубят что Ими не посажено. И теперь 500 метров пешеходной зоны под полящем солнцем. Приглашаю того кто замёрз получить солнечный удар. А У богатеньких чиновников машины с кондеями Им по чём они отдельный класс творцы.

  • Хамза Хакимов 21 мая 2017 00:11

    камрады, экскузьма за оффтопик:))
    но в соседней ветке сообщение, что градоначальник не одобрил креативы бывшего теперь врио начальника “Ташгорпассажтранс“а..
    не месседж ли это явственный для людей с горячим сердцем и ярким умом и сообразительностью, что с таким наличествующим уровнем руководства всем и всея в столице проект “Ташкент мечты“ будет долго буквально соответствовать своему наименованию?!
    еще раз простите за оффтопик

  • Rama siti 21 мая 2017 01:01

    4 дня провел в барсе, стоянки велосипедов видел, людей на великах не видел, Видел велодорожки но их пересекают поперечные потоки транспорта, что опасно, Проехал на двухэтажном автобусе по всей Барселоне- велосипедов, как небыло так и нет. А говорить что там ВСЕ на велосипедах ездиют сами понимаете это вообще преувеличение. Многие барселонцы как ездили на автомобилях, так и ездиют. Хотите пришлю Вам фото с улиц Барсы?

  • Roman Murzakov 21 мая 2017 02:09

    Статья по сути пустая, пафосная. Разве можно серьёзно предлагать, чтобы пользоваться автомобилями было “неудобно и невыгодно“?! Я хоть сам не автомобилист и часто негодую по поводу дураков за рулём, но объективности ради скажу, что подавляющее большинство автолюбителей уже понимают и стараются практиковать культуру вождения. Кроме того, многие
    левачат потому, что взяли в аренду или в кредит авто и если их лишат возможности зарабатывать, то они просто обанкротятся и не смогут кормить свои семьи.
    Между прочим, автопром в Японии стал локомотивом экономики в послевоенные годы, поскольку имел мультипликативный эффект на многие отрасли промышленности т.е. помогал развиваться реальному сектору экономики.
    Проблема Ташкента в том, что он в своём развитии повторяет не только достижения, но и проблемы мегаполисов — централизация финансовых и товарных потоков, а также как следствие притяжение людских ресурсов.
    Сколько не перестраивай мегаполис, его ждёт неминуемый коллапс.
    Но решение есть, а именно:
    1. Разделение функций столицы на несколько территориально разнесённых агломераций.
    2. Тогда, Ташкент станет ТОЛЬКО культурной столицей.
    3. Новая политическо-административно-финансовая столица (ПАФС) должна быть постороена с нуля в удобном расположении.
    4. Для новой ПАФС применить современные энергосберегающие и зелёные технологии. Строить её должны только отечественные строительные компании с использованием отечественных материалов. Тогда будут одновременно решено несколько задач: создание новых рабочих мест, проблема непосредственно Ташкента, созданы отечественные технологии градостроительства, опыт использования альтернативных энергосистем и мультипликативный эффект в экономике.
    5. Новая ПАФС сократит сроки решения проблемы Ташкента включая наперспективу, позволит нашим архитекторам выйти за границы стереотипов, которые сейчас их ограничивают по факту уже имеющихся коммуникаций, зданий и транспортной инфраструктуры.
    6. Такой опыт имеется во многих странах мира, ближайшая из которых Казахстан.
    7. Вот при таком подходе, озвученные сроки “до 2030г.“ будут выглядеть реальными и здравыми.

  • Archi Uz 21 мая 2017 07:29

    Спасибо за статью! Ждем еще больше таких же КАЧЕСТВЕННЫХ статей по архитектуре, дизайну, урбанистике, развитию городов и общественных пространств. Ждем!

    Ян Гейл — это самый известный архитектор, дизайнер в мире по улучшению качества жизни в городах. Обязательно НУЖНО заключить с ним долгосрочные проекты по исследованию и разработке концепций развития города Ташкента на 10-50 или более лет (также и других городов в будущем*) и последовательно реализовывать все под присмотром Яна Гейла и его команды.

    P.S. Ян Гейл, если делать сравнивать — это как Эйнштейн, Леонардо Да Винчи или Авиценна своего времени, но только в области архитектуры и дизайна развития городов и общественных пространств. То, что он приехал это ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ событие и нужно обязательно продуктивно воспользоваться такой возможностью совместной работы с ним!

  • Георгий Фотиу 21 мая 2017 10:20

    Наконец-то у меня появился единомышленник в вопросах по обустройству города Ташкента и этот единомышленник-знаменитый Ян Гейл. Я немного коснусь вопроса, который меня больше всего интересует и в котором я более менее компетентен, а именно-городской транспорт. В своих комментариях некоторые люди предлагают ограничить выпуск и продажу автомобилей. Считаю, что это не верно. Пусть в каждой семье будет свой автомобиль, а то и несколько. Другое дело, что пользоваться этим автомобилем нужно очень ограниченно-отправиться с семьей за город, съездить за большими покупками на базар или супермаркет и т.д.В ежедневных же поездках по городу, например, на работу нужно пользоваться исключительно общественным транспортом. Но для того, чтобы люди начали пользоваться им, нужно провести очень большую работу по его реорганизации, в частности, вернуть трамвай, который в настоящее время в цивилизованных странах является одним из самых эффективных и экологичных видов транспорта. А ещё лучше, пригласить из-за рубежа специалиста по организации городского тран спорта такого же уровня, как Ян Гейл и, если понадобиться, с привлечением иностранных инвестиций. Учитывая предыдущий опыт сомневаюсь, что наши специалисты справятся с этой задачей.

  • Александр Руденко 21 мая 2017 19:53

    Для начала решения вопроса по деавтомобилизации, нужно запретить использование автохлама, То есть, Не допускать к техническому осмотру автотранспорт которому более 30 лет. Это всякие 323 Мерседесы, Москвичи времен ВОВ, жигулей и т.д. Они не соответствуют требованиям современной жизни, загрязняют экологию, Создают аварийные ситуации из-за технического состояния. Это автоматически освободит наши дороги процентов на 20% и очистит экологию.

  • Сапарбай Ерназаров 21 мая 2017 23:13

    ПОМОГИТЕ СПАСТИ НАШ ПАРК. Был у нас один единственный парк с деревьями. (Республика Каракалпакстан город Ходжейли бывший парк ПОБЕДЫ) и там уже почти все деревья перерубили. но еще можно спасти часть деревьев.. Пожалуйста. Никчему нам намунальные квартиры вместо парка. Это же память наших отцов и дедов. В их чест когдато посадили эти деревья. Не нам их и рубит.

  • Mariya Glazirina 21 мая 2017 23:44

    Генеральный план развития города, в который заложена деавтомобилизация это чудесная мечта и очень хочется, чтобы она впоплотилась в реальность, но пока мы движемся в совсем другом направлении. Пока, как нам на днях сказали в Глав. АПУ, в генеральный план благоустройства Ташкента заложено строительство многочисленных многоэтажных парковок (тут, кстати, об этом тоже статья была), часть из которых должна быть построена среди жилых домов, причем с нарушением санитарных норм (сходите для любопытства посмотрите на стоянку за гостиницей Саехат).
    Вряд ли Яну Гейлу показали эти “достопримечательности“, а жаль, было бы интересно узнать его мнение о таком развитии города..

  • sam green 22 мая 2017 00:26

    Какие зелёные зоны, графики чётных и нечётных выездов, ограничения? Надо просто всё упорядочить. Дороги должны быть правильно спроектированы, скоростные режимы упорядочены с учётом трафика. Стоянки должны быть грамотно спроектированы. Парки для отдыха со стоянками, всё разлиновано и расписано. И тогда будет всем счастье! А то снизить производство авто, всех на велосипеды, ходите пешком! Очнитесь! В каком веке живёте? И кто кому сказал про Нью-Йорк??? Был-жил-видел-знаю! Всё не так как Вам преподносят. Машин море, но есть и велосипедные дорожки.. не везде. Общественный транспорт ходит строго по-графику, кондиционеры не только в автобусах, но и в каждом вагоне метро. В автобус входишь в переднюю дверь и сразу оплачиваешь проезд водителю, выходишь через заднюю дверь. Автобус принимает пассажиров только на сидячие места. Если автобус полный и на ближайшей остановке никто не выхдит, то он и не остановится. О желании выйти пассажир уведомляет нажав на специальную сенсорную полосу, которая проходит по всему салону с обеих сторон.

  • Алишер Раджапов 22 мая 2017 12:58

    Михаил Черный.
    Я вырос в Зарафшане и в своём детстве в 90х годах мы прыгали на баллонах от Белазов, и катались на стальных горках в детсадике №10 (6-й микрорайон).
    Да, я был там недавно, кардинально ничего не улучшилось. Правда удивил аквапарк и Ан-24 стоящий возле теннисного корта. Я думаю, что ждать особых перемен там не стоит. Для такого маленького города в пустыне уровень жизни очень хороший. Даже жена удивилась — насколько грамотно спланированный и чистый маленький городок может быть в самом сердце Кызылкумов.

  • Мухамед Атарбаев 22 мая 2017 13:54

    Каждый прав по своему-Трамваи троллейбусы автобусы надо увеличить, Вы все забыли о пенсионерах инвалидах которые в большинстве не имеют и не могут ездить на машинах, но хотят учавствовать в ритме жизни, Деревья многолетние не надо вырубать-елки не надо сажать они для нашего климата не пригодны -Вспомните наш старый сквер, где мы собирались отдыхали, а сейчас боишься получить солнечный удар пока его пересечешь, дорогу от монумента к площади надо открыть побольше скамеек поставить, не все ведь могут ходить длинные расстояния без отдыха, Надеемся на изменения в лучшую сторону в скором времени-ведь мы имеем очень умного президента, который думает о нашем взрослом и молодом поколении

  • Руслан * 22 мая 2017 14:06

    Rama siti
    Nikish Gusev
    сделайте фото в руках со свежей газетой, залейте и ссылочку сюда))

  • радион Зийнидинов 22 мая 2017 16:19

    https://www.gazeta.uz/ru/fotolenta/29963/
    Президенты Узбекистана и Туркменистана после официальной части рабочего визита Шавката Мирзиёева в город Туркменбаши совершили велопрогулку по национальной туристической зоне “Аваза“. 21 мая 2017.
    Вот такие зеленные зоны открыть бы в Ташкенте.

  • Кузнецов Владимир Геннадьевич 23 мая 2017 17:29

    На примере Алматы, как сказано в статье, могу на личном опыте сказать, что Ян Гейл, предлагает Дело. Так как создавая город для Людей, начнет развиваться инфраструктура для Людей (магазинчики, кафешки, парковые зоны и т.п), а не для автомобилей.
    Города, где люди не выходят грудью колесом и плечами вверх, из своего небольшого, трудом и потом заработанного, и неизвестно сколько ожидаемого авто, а начнут больше двигаться, общаться, гулять.
    Всю жизнь прожив в любимом и дорогом мне Ташкенте, по работе переехал не так далеко, в Алмату.
    ДА, в Алмате тоже не все так замечательно и идеально, НО первое, что бросилось в глаза, это то что город и до приезда сюда Яна Гейла был уже более доброжелателен к пешеходам, нежели к автомобилям. ТУТ ТРОТУАРЫ, ПАНДУСЫ ЛУЧШЕ И РОВНЕЕ, ЧЕМ ДОРОГИ ДЛЯ аВТО, не говоря уже о инфраструктуре для пешеходов.
    В Ташкенте в последние годы я не мог себе представить я дня без своего комфортного и долгожданного автомобиля, в Алмате же машина купленная В КРЕДИТ (в салоне почти на руках носили:), стала ЛИШЬ СРЕДСТВОМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ в выходные дни и для поездок за город. Так как все находиться в шаговой доступности (садики, школы, парки, торговые центры) и легче и быстрее дойти пешком, на велосипеде или на автобусе. Грудь стала не колесом и плечи ровнее:)
    Вобщем когда начнем больше внимания и уважения уделять Людям, а не аВТО, тогда будет у нас все замечательно.

    P/S: Помимо Ташкента, побывать приходилось много где (Шанхай, Франкфурт, Сеул, Прибалтика, Москва и т.п, не буду шокировать познанием географией:), сравнить есть с чем.
    Суть не в этом, в в том, что если прислушаемся в именитому Яну Гейлу, то движемся в правильном направлении.

  • нина ромашкина 24 мая 2017 17:44

    Как ни горько это сознавать, но Ташкент на сегодня стал голым городом. Вспоминаю, каким он был — тенистый, зелёный, располагающий к пешим прогулкам. А сейчас?! Страшно выходить на улицы — пекло! А у нас на перекрёстке Мукими-Бунёдкор вообще ужас — пенсионеры на другую сторону улицы еле перебираются по мостам. У городских властей нет никакого сострадания к старикам и инвалидам. Они же сами на авто катаются по мостам!

  • Hannah Klein 29 мая 2017 10:23

    В первую очередь сами жители должны заботиться о своём городе! а если этой заботы нет, значит нужно заставить их это делать. Нужно заставить граждан соблюдать определенные правила. Если рекламы и пропоганда не помогают, значит нужно назначить огромные штрафы. За порчу городского имущества , за то что мусор кидают хотя урна стоит рядом!


Добавить комментарий

Авторизуйтесь через один из сервисов, где вы уже зарегистрированы (OpenID или OAuth):

Выйти

Спасибо, ваш комментарий был успешно отправлен редакции сайта на проверку.
К публикации допускаются только интересные и информативные комментарии.

Реклама



Последние новости

Популярное