Центр единого окна, открытый при Самаркандском городском хокимияте, экономит время граждан, помогает быстрее и эффективнее решать их проблемы, дает возможность хокиму и его заместителям сосредоточить внимание на перспективных направлениях жизнедеятельности города. Если количество обращений в центр в прошлом году составило 650, то за первое полугодие нынешнего — 820, пишет в своем блоге журналист Тошпулат Рахматуллаев.

Обычно как решается проблема граждан, которые обращаются за помощью хокиму? Хоким направляет заявление одному из своих заместителей, а те — в соответствующий отдел. Пока изучают проблему, обсуждают, пишут ответ и передают из инстанции в инстанцию, проходит немало времени. Все это время заявитель ждет ответа, не зная чем все кончится. Разные службы вынуждены откладывать свою плановую работу и заниматься письмами и жалобами.

Центр единого окна намного упростил работу с обращениями граждан. Для центра построена большая просторная комната прямо у входа в городской хокимият. В неделю два дня представители всех городских служб собираются здесь — управление благоустройства, налоговая инспекция, электросеть, водоканал, горгаз, собес, отделы народного образования, здравоохранения, архитектуры и строительства, культуры и спорта и другие.

Сначала граждан принимает координатор Центра единого окна Баходир Дусмаматов. Он направляет каждого заявителя к нужному специалисту. Здесь стараются решать вопрос на месте. Если необходимо определенное время для его изучения, представители центра обязуются как можно быстрее рассмотреть и решить проблему. Поставив работу в таком ключе, в горхокимияте не только освободили людей от ненужной беготни и сэкономили им время. Немало выгоды от этого получили и руководители мэрии.

По словам заместителя хокима Джамшеда Уракова, количество обращений к нему сократилось в три раза. «Теперь мы — хоким и его заместители — принимаем граждан по важным вопросам, которые относятся в сфере судопроизводства, бюджета, а также компенсация за снос домовладений и другие. Освободившееся время тратим на решение других вопросов», — отметил Ураков.

На днях горхокимият посетили депутаты Олий Мажлиса во главе с председателем Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Акмалем Саидовым. «Гости ознакомились с деятельности нашего центра и остались довольны», — говорит Дусмаматов.

Тошпулат Рахматуллаев сообщает еще об одной позитивной новости. Для обеспечения открытости и прозрачности деятельности хокимията города организована информационная служба. Ее возглавляет журналист, а не кто-то из работников хокимията по совместительству, как принято во многих органах местной власти. Для оснащения информационной службы необходимым оборудованием потрачено более 17 млн сумов.

Центры единого окна в Узбекистане

Первый ЦЕО в стране был создан при содействии ПРООН в апреле 2010 года при хокимияте Сергелийского района Ташкента. Центр оказывал более 40 видов услуг в таких сферах, как социальное обеспечение, народное образование, культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, государственная регистрация субъектов предпринимательства и услуги в сфере земельно-имущественных отношений. Центры, аналогичные сергелийскому, было намечено открыть во всех районах Ташкента, однако эти планы не осуществились. ЦЕО Сергели в настоящее время не функционирует.

В августе 2011 года ЦЕО (официальное название — Центр по оказанию государственных услуг жителям и предпринимателям) был открыт при хокимияте Чирчика. Здесь работают специалисты городских коммунальных служб, включая горгаз, горводоканал, налоговую инспекцию, отдел регистрации предпринимательской деятельности и другие подразделения хокимията. Предприниматели могут бесплатно получить информацию по программам поддержки бизнеса, юридическую помощь, консультации по кредитам и другим вопросам. Центр принимает запросы граждан, самостоятельно взаимодействует с нужными органами власти и выдает гражданам уже готовые документы. Для приема оплаты за платные услуги в центре действует филиал банка.

В декабре 2011 года при содействии Проекта ПРООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» центры единого окна были открыты при хокимиятах городов Наманган и Джизак.

Будущее Центров единого окна

Центры единого окна являются отличным решением проблемы взаимодействия граждан и субъектов предпринимательства с органами власти и коммунальными службами. Благодаря таким центрам население и бизнес освобождаются от необходимости посещения большого количества инстанция для получения необходимых услуг и документов, а также решения различных вопросов.

В то же время, отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе большинство государственных услуг можно будет получать и оплачивать через интернет (в том числе Единый портал госуслуг), а также через единый call-центр госуслуг.