Начало: Без вины виноватые, или Несколько вопросов к ГНК
27 января Министерство финансов и Государственный налоговый комитет опубликовали совместное заявление о некоторых коррективах в налоговой политике. Как некий компромисс с несогласным обществом.
Коррективы касаются спорной программы E-Aktiv, исчисления налога на имущество и отмены некоторых из критериев статуса высокого и среднего налоговых рисков. Это очень позитивное событие.
Однако в части самых спорных и болезненных новшеств — коэффициент разрыва НДС и ограничения на зачёт НДС — никаких изменений заявлено не было.
Видимо, регуляторы не видят причин что-то менять в применении этих процедур. Видимо, собственная аргументация в пользу этих новшеств полностью устраивает регуляторов.
Но вот уже месяц применение этих новшеств не снимает вопросы налогоплательщиков. В частности, у меня вопросы остаются (предполагаю, что не только у меня).
Возможно, расхождения в оценке этих новшеств связаны со своеобразной трактовкой некоторых положений Налогового кодекса, в которых налицо подмена понятий и принципов, указанных в НК. Рассмотрим, к примеру, отдельные заявления и действия ГНК последнего времени.
1. Хозяйствующие субъекты на свои запросы о причинах отказа в зачёте НДС получали ответы ГНУ/ГНК, где в первой части письма, как правило, изложено однотипное напоминание о статье 15 НК (где сказано о должной осмотрительности).
Действительно, статья 15 предписывает налогоплательщикам проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.
Вычленим смысл части первой статьи 15: налогоплательщики обязаны проверить… способность контрагентов исполнить обязательства по сделке.
Это требование возлагает на самого налогоплательщика риск убытков в случае неисполнения недобросовестным контрагентом своих обязательств по сделке. Всё правильно.
При этом источником информации для оценки контрагента статья 15 назначает налоговые органы (это правильно, это полезно и это уже реализовано на сайте ГНК).
Но на практике мы видим, что ГНК трактует эту статью как дающую право налоговым органам по собственному разумению отказывать в зачёте НДС по операциям с «недобросовестными» (по мнению ГНК, по «приговору» риск-анализа) контрагентами.
Но статья 15 не содержит ни слова о таком праве. (Соответствующие письма ГНК/ГНУ могут быть предъявлены.)
Таким образом, обязательство налогоплательщиков проверять способность контрагентов исполнить договорные обязательства, установленное в статье 15, превращается в право ГНК вменять налогоплательщику чужие долги.
2. Предмет и содержание камеральной проверки.
На брифинге 17 января председатель ГНК заявил, что в ходе камеральной проверки ГНК вправе относить неуплату налогов сторонними контрагентами на самого проверяемого налогоплательщика (видеозапись брифинга, см. фрагмент с 2:12:00).
Однако статья 138 НК не содержит упоминаний о возможности включения в камеральную проверку налогоплательщика финансово-налоговой отчётности сторонних субъектов.
Хотя запрос документов от третьих лиц и предусмотрен статьёй 147 НК. Но такой запрос касается документов о «деятельности проверяемого налогоплательщика» (например, сличение двусторонних документов- договоров, актов, накладных
Но не налогово-финансовой отчётности этих третьих лиц!
Таким образом, распространение на проверяемого налогоплательщика финансовой ответственности за неуплату налогов сторонними хозсубъектами не имеет юридического основания, а названая аргументация — ошибочная и/или ложная.
3. С 26 января в персональном кабинете налогоплательщика появилась новая услуга — «Сведения о контрагентах, влияющих на разрыв НДС», где подробно указаны суммы входящих НДС по всем контрагентам, с указанием «коэффициентов разрыва» каждого из этих контрагентов.
Там же указаны соответствующие суммы НДС, позволенные к зачёту и не позволенные. Вроде всё наглядно. Спасибо.
Но, во-первых, неизвестным остался механизм определения этого коэффициента для каждого поставщика -мы просто видим уже назначенное значение коэффициента.
Назначенное таинственным алгоритмом загадочной программы «риск-анализа».
А во-вторых — извините, а зачем мне это видеть? Зачем меня информируют о проблемах уплаты/неуплаты НДС предприятий, организационно не связанных с моим предприятием?
Более того, разве такие сведения не являются конфиденциальными? (В статье 27 НК, среди прочих обязанностей налоговых органов, установлена обязанность «соблюдать налоговую тайну», а в статье 21 среди прав налогоплательщиков указано право на «соблюдение и сохранение налоговой тайны».) Исполняются ли в таком случае права налогоплательщиков и обязанности налоговых органов? Подскажите, кто более сведущ.
Поэтому разве не вполне достаточно, что эти проблемы видят налоговые органы?
Видят и мониторят начисление НДС в непрерывном автоматическом режиме через реестры входящих и исходящих ЭСФ, с точными значениями сумм НДС.
И главное, видят сальдо по НДС, подлежащее к уплате.
И вроде бы есть законом установленные сроки отчётов по НДС, и есть сроки уплаты НДС.
И если кто-то эти сроки нарушает, задерживает оплату сверх допустимого срока, то… стесняюсь спросить — а, может, налоговым органам надо попробовать «власть употребить»? Те самые власть, полномочия и инструменты принудительного взыскания налогов, которые изложены в главах 13−15 НК.
Вроде бы, в этом и есть прямая функция и обязанность ГНК. Или нет?
Таким образом, происходит подмена собственной обязанности контролировать сроки и полноту уплаты налогов необоснованным правом обременять добросовестного налогоплательщика чужими налоговыми долгами.
4. В продолжение пункта 3 покажу действие «коэффициента разрыва НДС» на нашем предприятии.
С 23 декабря нам установили максимальное значение — «1» красивого бордового цвета. На сегодня коэффициент чуть снизился.
При этом на сайте ГНК присутствует информация об отсутствии у нашего предприятия любых налоговых долгов (которых никогда за 20 лет деятельности и не было).
Но наш бордовый коэффициент видят партнёры. Что ж они думают, глядя на это?
ГНК многократно заявлял, что коэффициент является только информационным маркером для контрагентов и ни на что не влияет.
Не могу согласиться, потому что реально влияние и последствия есть!
- Потенциальный заказчик, видя у нас бордовый цвет, совершенно естественно и справедливо понимает, что не сможет взять в зачёт НДС из нашего ЭСФ.
- Встречно и мы, видя разные уровни этих коэффициентов у своих поставщиков товаров/услуг, понимаем, что примем в зачёт только долю суммы НДС, указанную в приходных ЭСФ (пропорционально значению коэффициента).
Это означает удорожание товаров/услуг для всех участников. Аж до 15% при максимальном значении коэффициента (какая ж мелочь!). И это называется «информирование»?
Только не говорите — ищите других контрагентов! Если вы когда-либо вели бизнес, вы меня понимаете.
Что-то здесь не так построено. Потому что у нашего предприятия нет долгов по налогам. Но нас грузят чужими. Где же в налоговом законодательстве узаконен этот механизм?
И ещё одно вовсе не «информационное» последствие «бордового» коэффициента, которое назвал сам председатель ГНК на уже упомянутом брифинге 17 января (фрагмент записи с 2:11:08). Возврат НДС экспортёрам будет произведён с учётом значения коэффициентов разрыва у поставщиков.
Причины всех этих, на мой взгляд, неоднозначных и несправедливых последствий, я вижу в искажении и подмене смысла некоторых положений НК, о чём написал выше, в пунктах 1 и 2.
Буду рад ошибиться в своих предположениях и получить (вместе с множеством других предприятий страны) доказательства справедливого увеличения налоговой нагрузки своего предприятия за счёт возложения на нас ответственности за чужие долги (почему-то не взысканные с должников самим ГНК).
Владимир Срапионов — директор одного из ташкентских предприятий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Наталья Кужель(Аленина)
Разложили всё по полочкам, теперь главное чтобы они сами всё поняли, судя по их бестолковых законах и новых правилах бухгалтерии, будем надеяться исправят всё.
UPS
@Наталья Кужель(Аленина), мне кажется что в какой то период времени кому то из руководства страны попался в своё время нехороший бухгалтер, и теперь страдают все бухгалтера..
Ruslan Band
Забыли упомянуть, что при приостановлении свидетельства НДС у поставщика, у его контрагента-клиента происходит запрет на зачет НДС входящего от поставщика. В связи с чем, происходит двойное налогообложение, то есть возникший НДС оплачивает и поставщик и его контрагент клиент
Gbob Bob
Это всё делается специально, чтоб бизнес в тень уходил. Так договариваться легче.
Светлана Классен
здесь все очень просто…они взыщут НДС с неплательщиков и лишат вас зачёта. получиться дважды полученный НДС
Рашид Хуснулин
С цветами, светофорами, ситуация похожа на ситуацию с кэшбеком от онлайн кассовых аппаратов. ГНК известен нарушитель, а воздействовать на него должен его же клиент, прямо как в Техасе 19 века. ГНК получает слишком много прав и это уже начинает пахнуть коррупцией. Завтра при таком раскладе будут разборки без суда и следствия. Как потом предприниматель будет доверять государству и платить налоги.
Sanjar Rajabov
Вообще изначально не надо было вводить НДС. С него и началася весь бардак.
ЗЫ вспомнилось: до пандемии, даже на Абу-Сахи и Ипподроме торговцы с удовольствием принимали к оплате пластиковую карту ибо никаких лишних препон не было. Как быстро закончилась простая и разумная система
Alisher Muhitdinov
@Sanjar Rajabov, согласен можно отменить НДС и ввести вместо него налог с продаж как в США. Цепочка НДС себя не оправдала, нет смысла контролировать всю цепочку если можно собирать налог в начале (сырье, налоги на недра) или конце (готовый продукт, налог с продаж) цепочки. И самое главное — и Налоговый Кодекс, и вся система должна быть рассчитана на предприятия руководители которых не имеют высшего образования и не имеют своего бухгалтера.
Zokirkhoja Isakhodjaev
@Sanjar Rajabov, ошибка не в том, что ввели НДС, а в том, что очень много льготников и большая ставка самого НДС. 15 % это большая ставка, кто бы что не говорил, так же низкий порог на переход плательщика НДС, нужно было изначально повышать
Ruslan Band
@Zokirkhoja Isakhodjaev, тут дело даже не в ставке, а в сложности его учета НДС+налог на прибыль, для малого бизнеса это проблема. Без НДС всем было легче, продал, заплатил ставку с оборота и всё, не нужно больше париться ни о чем. Либо можно было ввести одну ставку налога на обычную наценку, тем более Ескладом это можно было бы контролировать
UPS
@Sanjar Rajabov, НДС это хороший налог, просто они перегнули палку, решили сделать тотальный контроль, а взамен они ничего не предлагают, только требуют. сделали кучу зеленых коридоров и собирают мешками с тех кто не в лобби
Zokirkhoja Isakhodjaev
С 2017 года, мин. фин, ГНК не могут разработать нормальный кодекс.
Один кодекс должен прослужить и не меняться минимум 5 лет, а мы этот кодекс меняем каждый полгода.
Кажись все делается специально, чтобы большинство уходила в тень
UPS
@Zokirkhoja Isakhodjaev, в сентябре будут ещё изменения..
Александра Матюхина
ГНК что же вас так колбасит? Сколько раз поменяли ИКПУ за последний год? Изменения ставки НДС и льготники отдельная история. Полный отрыв от реальности. Странные требования к онлайн кассовым аппаратам которые вы продвинули в ПП5252 нет нигде в мире и пахнут они коррупцией. Из опыта каких это стран?
Однобокая система с льготами и монополистами.
UPS
@Александра Матюхина, сначала был 5 значный, потом сделали 8 значный, 5 знаков оставили для коммуналки и услуг, затем сделали 16 значный код и привязали потом ещё к нему льготы единицы измерения, потом отвязали льготы и единицы измерения, и потом опять привязали льготы, единицы измерения потом наверное привяжут и отвяжут. КАЗАЛОСЬ БЫ МОЖНО БЫЛО ИЗНАЧАЛЬНО ПРОРАБОТАТЬ И ДОРАБОТАТЬ, НО БУХГАЛТЕРА ТОЖЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ, мышление ГНК как я понимаю..
Ruslan Nurmatov
Проблема в том что всю политику портят льготы и нарушители. Тут как на дороге вроде камеры, радары поставили, а оленей меньше не стало. У людей срабатывает не чувство справедливости, а эффект стада что так можно.
Гайрат Абдуллаев
В работе ГНК нет логики и последовательности, отсутствует этапность внедрений, а на результат не стоит рассчитывать. Нужна персональная ответственность для чиновников, а то работают ради статистики, для отмазки и на свой карман.
Ключевыми менеджерами должны быть зам преды ГНК, а на сколько они эффективно работают мы уже убедились на практике.
DM
Господа из налоговой просим прислушаться к данным замечаниям, вы не работаете только для того чтобы эффективно извлекать деньги, это не бизнес, это регулирование и контроль, забудьте старые методы наказания без вины.
Николай Владимирович
ГНК играет в “кости“. На лицо видно непродуманность системы. Тысячи предпринимателей страдают, а они и ухом не ведут. Рассказывают про какие то новшества и удобства, на деле у предпринимателя одно желание — Не работать вообще с Налоговой. Шаг вперед, десять назад.