Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 14 октября подписал закон о поправках в законы о политических партиях и о статусе депутата и сенатора.

Из закона «О политических партиях» исключена статья 14−2 («Представитель депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса»). В закон «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» добавлена статья 9−4 («Помощник депутата»).

Законом предусмотрено, что депутат для поддержания связи с выдвинувшей его политической партией и эффективной организации работы в своём избирательном округе вправе иметь помощника.

Помощником депутата может быть гражданин Узбекистана, достигший 18 лет. Исключения: близкое родство помощника с депутатом, признание помощника недееспособным в установленном законом порядке, наличие непогашенной или неснятой судимости за совершённое тяжкое или особо тяжкое преступление.

Помощнику депутата выдается служебное удостоверение Законодательной палатой.

Помощник депутата:

  • содействует в установлении эффективной связи депутата с партией, выдвинувшей его кандидатом в депутаты, её территориальным отделением и избирателями в своём избирательном округе;
  • регистрирует поступившие на имя депутата обращения в избирательном округе и информирует об этом депутата;
  • оказывает содействие в организации приёма депутатом граждан и представителей юридических лиц, а также организации встреч депутата с избирателями;
  • по поручению депутата организует работу, связанную с осуществлением его полномочий на территории округа;
  • информирует избирателей округа о деятельности депутата;
  • принимает участие в подготовке обращений, запросов депутата и рассмотрении депутатом обращений, полученных в избирательном округе, изучает содержащиеся в обращениях вопросы;
  • выполняет другие поручения депутата по осуществлению его полномочий.

Политическая партия выделяет помощнику депутата помещение в своём территориальном отделении.

Помощника принимают на работу по представлению депутата. Он работает на основании срочного трудового договора, заключаемого на период полномочий депутата. Договор может быть прекращен в случае досрочного прекращения полномочий депутата, а также наличия оснований, предусмотренных трудовым законодательством.

Оплата труда, а также гарантийные и компенсационные выплаты осуществляются за счёт средств политической партии в рамках трудового законодательства.

Инициатива о введении института помощника была предложена фракцией Демократической партии «Миллий тикланиш» в январе 2020 года. При обсуждении законопроекта в августе отмечалось, что депутаты, помимо деятельности, связанной с законотворчеством, ответственны за выявление проблем и поиск оперативных решений, а также постоянный диалог с избирателями в своём округе. Депутаты не всегда могут в полной мере выполнять эту задачу, и помощники должны помочь им в этом.

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 150 депутатов.

Почему исполнительная власть более активна в законотворчестве

Министр юстиции Русланбек Давлетов в апрельском интервью проекту «Экономика Хошимова» отвечал на вопросы касательно законотворческой деятельности депутатов и инициативности в этом вопрос исполнительной власти. По его словам, во многих странах исполнительная власть более активна в вопросе создания законов, поскольку «управляет этой сферой, хорошо понимает процессы и знает проблемы».

«Не нужно воспринимать инициативность исполнительной власти [в законотворчестве] как негативный элемент. Парламент может рассмотреть законопроект в первом, втором и третьем чтении. Во многих странах так. Потому что ресурсы у исполнительной власти: она создаёт законопроект, привлекает экспертов, работает с иностранными специалистами, иностранными организациями, изучает мировой опыт, проводит диалог с народом, выставляет [документ] на общественное обсуждение», — отметил он.

Глава Минюста заявил, что проекты документов формируются с учётом различных мнений и проходят через системы, которые направлены на предотвращение разработки документов, нацеленных на интересы узкого круга лиц.

«Депутаты в этом вопросе сталкиваются с трудностями, потому что у них нет таких ресурсов. У них не всегда бывает анализ сферы. Например, хватит ли возможностей у депутатов внести изменения в Уголовный кодекс? Они всё же далеки от практики, поскольку они не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти. Поэтому законодательная инициатива предоставлена Верховному суду, генеральному прокурору. Это нормальная ситуация», — заявил он.

Русланбек Давлетов отметил, что в последнее время по инициативе депутатов принимаются 10−15% всех законов. Это немного, но это «хорошая тенденция».

«Раньше этого почти не было. Только подумайте, депутат один — у него даже нет помощника, нет человека, который проведёт анализ, изучит мировой опыт, знает иностранные языки. Вот сейчас появился Институт проблем законодательства и парламентских исследований, который оказывает большую помощь депутатам, дорабатывает их инициативы», — сказал министр.

Глава Минюста отметил, что в США у конгрессменов больше возможностей для законотворческой деятельности с учётом их возможностей и ресурсов.

«У одного конгрессмена есть ресурсы, которые могут сравниться с ресурсами одного нашего министерства. У одного федерального судьи есть шесть помощников. А у нас даже у судьи Верховного суда нет помощника… Если сейчас нанять нашему депутатов пять сильных помощников, один из которых юрист, другой экономист и так далее, вы увидите, насколько они станут сильнее», — отметил он.

Русланбек Давлетов считает, что не важно, кто именно разрабатывает проекты законов, поскольку всё зависит от системы принятия решений.