Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 15 апреля ознакомился со строительством нового международного аэропорта Самарканда, который планируется сдать в эксплуатацию 1 сентября, сообщил корреспондент «Газеты.uz».
Строительство нового аэропорта Самарканда. Фото: Абдулло Ёдгоров / «Газета.uz».
Проектом предусмотрено строительство нового пассажирского терминала, взлётно-посадочной полосы, 26 стоянок для самолётов и других объектов. На сегодня завершено строительство ВПП длиной 3105 м и шириной 60 м, на ней устанавливается светосигнальное и аэронавигационное оборудование.
Ожидается, что новый терминал получит современный дизайн и сможет обслуживать 800 пассажиров в час (или до 1,5 миллиона пассажиров в год). Прежняя пропускная способность аэропорта составляла 400 пассажиров.
Стоимость проекта оценивается в 238,2 млрд сумов, из которых выделено 200 млрд сумов. Заказчиком выступает международный аэропорт Самарканда, проектировщиком — «Аэро-йул лойиха», подрядчиком — ООО «Самарқанд йўллардан мунтазам фойдаланиш» («Самаркандское дорожно-линейное эксплуатационное предприятие»).
Согласно данным с презентации в Самарканде, принято правительственное решение о предоставлении права на модернизацию и управление аэропортом и аэродромным комплексом на период до 20 лет (за исключением аэронавигации) в рамках государственно-частного партнёрства. Государственным партнёром определена компания Uzbekistan Airports, частным — ИП ООО «Air Marakanda».
Фото: Абдулло Ёдгоров / «Газета.uz».
Согласно соглашению о ГЧП, Air Marakanda должна инвестировать 80 млн долларов в развитие инфраструктуры аэропорта и выплачивать концессионный сбор (долю от выручки). Концессия — договор о реконструкции объектов государственной собственности за счёт инвестора, который получает возможность эксплуатировать объект, собирая доход.
В интернете распространилось постановление Кабинета министров от 3 апреля 2021 года ПКМ №176 (источник сообщил, что документ принят под грифом ДСП — для служебного пользования), которое подтверждает подписание соглашения о ГЧП и размер инвестиций в 80 млн долларов. Документом разрешено без проведения тендера путём переговоров заключить договор о ГЧП с Air Marakanda. На какой стадии переговоры, пока неизвестно, но компания уже начала работу.
Air Marakanda совместно со специалистами международных аэропортов Мюнхена (Германия) и Стамбула (Турция) сейчас работает над внедрением программы ORAT (Operational Readiness, Activation and Transition) — методологии эксплуатационной готовности, запуска в эксплуатацию и перевода операционной деятельности в новую инфраструктуру. Об этом в интервью Zamon также сообщил заместитель директора по коммерческим вопросам Air Marakanda Артём Пак. По его словам, среди задач компании — развитие маршрутной сети, модернизация аэропорта, внедрение новых технологий и другие.
Компания также планирует привлечь международного эксперта в управление аэродромом, терминалом и координацию по наземному обслуживанию.
Кроме того, ожидается возобновление регулярных полётов с оперирующими авиакомпаниями (Uzbekistan Airways, Turkish Airlines, «Аэрофлот», Nord Wind, Red Wings, S7 Airlines, Ural Airlines, UTair, Rossiya) и привлечение новых (Asiana Airlines, Lufthansa, Air Astana, China Southern Airlines, Якутия, Somon Air, Kam Air, «Азербайджан хава йоллары», Almasria Universal Airline). Подписан меморандум с авиакомпаниями Fly Dubai, Belavia, «Международные авиалинии Украины» и Air Cairo.
Air Marakanda намерена работать над развитием грузовых перевозок и оптимизацией ценовой политики:
- снижение стоимости авиатоплива;
- формирование цены авиатоплива на рыночных условиях;
- снижение стоимости услуг для потребителей на 20−30%;
- снижение аэропортовых ставок и сборов для авиакомпаний с высокой частотой полётов.
О компании Air Marakanda
Компания Air Marakanda была зарегистрирована в Самарканде год назад — 9 апреля 2020 года. Основной вид деятельности — услуги в области воздушного транспорта. Её руководителем указан Гайрат Ильхомович Неъматов, а единственным учредителем — офшорная компания из Кипра Drupola Holdings Limited.
Информации о том, кто является владельцем компании, нет, но по этому же юридическому адресу (Αγίου Αθανασίου, 46, INTERLINK HERMES PLAZA, Floor 4, Flat 400Α) находятся Ferkensco Management Limited и Eriell Holding Company Limited.
Шавкат Мирзиёев и Бахтиёр Фазылов (справа) знакомятся со строительными работами в аэропорту Самарканда, 15 апреля 2021 года. Фото: Пресс-служба президента.
В интервью bne IntelliNews в мае 2020 года Бахтиёр Фазылов, предприниматель из Самарканда, председатель правления нефтесервисной компании Eriell Group (сообщалось, что он же — основной акционер) и Enter Engineering (один из крупнейших EPC подрядчиков в Узбекистане), рассказывал, что также владеет компанией Ferkensco.
В феврале 2020 года стало известно, что Ferkensco купит по «нулевой» стоимости 100% акций «Самаркандкимё» и создаст на её базе новый химический комплекс. Проект был включён в программу развития химической промышленности на 2019−2030 годы, согласно которой кипрская компания планирует инвестировать 450 млн долларов в реализацию проекта по производству аммиака, карбамида, сульфат аммония и меламина на базе «Самаркандкимё».
Бахтиёр Фазылов также владеет 60% доли в компании Samarkand Touristic Centre (остальные 40% принадлежат NBU Samarkand Invest), которая строит туристический центр на территории гребного канала в Самарканде и несколько гостиниц под брендом Marakanda Hotel Group.
Предыдущие попытки передачи аэропорта в управление
В конце мая 2019 года российский «Новапорт холдинг» и правительство Узбекистана подписали в Ургенче соглашение о реализации инвестиционного проекта по модернизации и развитию аэропортов Самарканда, Намангана и Ургенча. Позже сообщалось, что переговоры с «Новапортом» зашли в тупик, поскольку правительство не согласилось отдавать аэропорты в концессию на 30 лет, как просил инвестор.
Бывший министр транспорта Эльёр Ганиев в феврале 2020 года, комментируя ситуацию, заявлял, что сотрудничество с зарубежными управляющими компаниями по аэропортам будет заключаться на тендерной основе.
Дмитрий Смирнов
Я уже знаю, кто будет хозяином аэропорта через пару лет, после запуска.
Timur Kim
То есть российской компании не отдали, зато отремонтировав и отстроев на бюджетные деньги мы аэропорт отдадим компании с кипрского афшора с уставным фондом меньше цены шевроле тахо на котором будет ездить его директор
Шухрат Закиров
Тендер сузи йулига ишлатилади бизда. Ман ишонмиман адолатли инвесторга банка лойихаларни ютиб олишига. Эски хаммом эски тоз.
Elena Elena
“.. единственным учредителем — офшорная компания из Кипра Drupola Holdings Limited“.
Очень интересно.
•
Кстати, для такого серьёзного проекта размер уставного капитала недостаточен. Его хватит лишь на выплату зарплаты сотрудников на месяц (исходя из требований Госавианадзора к требуемой комплектности по штату персонала), не говоря о потребности в оборотных средствах для закупа авиакеросина ТС-1(причём одной цистерной не обойтись), жидкости "И", спецоборудования и аппаратуры и пр. Поэтому, считаю, что компании, занимающиеся столь серьёзными проектами, должны быть с серьёзной суммой уставного капитала.
И конечно, хотелось бы реально, а не на бумаге, увидеть снижение стоимости услуг для потребителей на 20−30%.
外人
..т.е. я так понимаю что, опять, и не впервой, строительство будет происходить не по принципам, реальной готовности проекта, и его полного соответствия всем нормам, а главное это опять успеть к определенным датам?!! О_о..
Kamil Nurmuhamedov
В Узбекистане происходят те же процессы, что происходили в России в 90-е. Приблеженные к руководству страны люди бесплатно или за бесценок приобретают госактивы, без тендера получают госзакупки. Так появились первые российские миилиардеры. Теперь таким же путем в Узбекистане появляются свои олигархи.
Бабур Рахимов
Так постепенно появляются олигархи, которые будут владеть целыми отраслями ( в случае Узбекистана — городами). Наверное, это и есть эволюционный путь и мы пройдём через этот этап, набив себе шишки, чтобы в итоге иметь развитую экономику с четко работающим антимонопольным законодательством
Zeal Diesel
Я поискал в гугле инфу про “аир маркарда“. Нету ни сайта, ни фотографий самолётов, ни фото с экипажем. только статья газета. уз
Интересно так.
Elena Elena
@Zeal Diesel,
Эта компания узбекская, она на рынке год как. Единственный учредитель — офшорная компания из Кипра Drupola Holdings Limited.
Sarvar Shanasirov
Как говорится: соха мутаххасисларининг кузи ва тили ожиз, бу каби узгаришлар булаетканидан)
Albert Sharafutdinov
--с уставным фондом меньше цены шевроле тахо на котором будет ездить его директор---
А напомнить сколько стоила компания зарегистрированная в какой то биндюге в твери, которой достался весь бывший ЮКОС, современная Роснефть?
Nir Avenir
То Albert. Уважаемый зачем нам ваша роснефть? Нам от нее не холодно ни жарко. Нас беспокоит наше свое добро. Не пытайтесь тут отвлекать тем что у соседа корова сдохла. Методичка видимо у вас старая.