Десятки водителей, курсирующих на легковых автомобилях между Узбекистаном и Россией, собрались у здания Законодательной палаты Олий Мажлиса в понедельник. Как сообщает Kun.uz, они пришли, чтобы выразить недовольство новым порядком взимания таможенных платежей при превышении предельных норм беспошлинного ввоза товаров.

С 1 января взамен таможенной пошлины, НДС и акцизного налога для физических лиц, ввозящих товары в ручной клади и сопровождаемом багаже через пункты пропуска на границе, постановлением президента введен единый таможенный платеж в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 3 долларов за 1 кг.

По словам водителей, которые зарабатывают на жизнь перевозкой посылок из России и с которыми поговорил Kun.uz, с вводом нового порядка они сталкиваются с рядом проблем.

Скриншот видео Kun.uz.

«Ставка таможенного платежа в 3 доллара за 1 кг груза является тяжелой ношей для соотечественников, проживающих в России, и для водителей, курсирующий между Узбекистаном и Россией. [Она] становится причиной роста безработицы среди водителей, которые многие годы ездят по этому маршруту. Зарплата наших родных, друзей, работающих в России, составляет около 30−35 тысяч рублей. При этом они платят за [миграционный] патент, квартиру, мы получаем от них за доставку груза 120 рублей за 1 кг, или около 150 долларов за 50-килограммовую сумку. Еще они тратятся на ежедневные нужды и продукты питания. Видно, что в итоге остается у наших соотечественников», — заявил один из водителей.

Другой водитель сообщил о проблемах при пересечении таможенного поста в Узбекистане: «Чтобы прокормить семью, мы без сна в течение 4−5 дней добираемся до границы Каракалпакстана. В течение этих 4−5 дней мы еще стоим в очереди до 1 дня на таможенном посту, граничащем с Казахстаном. При прохождении через пост сердце замирает из-за мысли: „Сколько же возьмут у нас за груз?“ Там начинается игра „Борига барака“ (название телешоу, „Чем богаты, тем и рады“ — ред.)… Для автомобилей с прицепом [ставка] начинается от 10 млн сумов… За багаж на крыше автомобиля уплачивается 1,5−2 млн сумов. Угрожают: „Если не заплатишь, тебя занесут в „черный“ список и ты не сможешь покинуть Узбекистан“», — рассказал он.

Кроме того, водители заявили о разбитых дорогах на трассе «Кунград-Жаслык», из-за чего происходят смертельные ДТП, а на преодоление 200−300 км пути уходит 5−6 часов.

«Во время визита премьер-министра Абдуллы Арипова было отремонтировано только 2 км дороги, другая часть осталась в прежнем состоянии. До каких пор будет продолжаться это очковтирательство?!» — спросил один из собравшихся.

Еще один мужчина подчеркнул, что собравшиеся — это далеко не все водители, которые хотели приехать в Ташкент из регионов.

«Я приехал из Сурхандарьи как представитель 5600 водителей, этот человек прибыл из Кашкадарьи, он — из Самарканда, этот — из Ферганской долины, он — из Ферганы. Вот наши чеки с оплатой 6−7 млн сумов. За 1 год на одной машине я заплатил 178 млн сумов. Это моя машина, я кормил свою семью, платил пошлину. А сейчас мы уже 20 дней без работы», — сказал он.

В пресс-службе Законодательной палате Олий Мажлиса «Газете.uz» во вторник сообщили, что узнали о собравшихся гражданах у здания из публикаций в СМИ.

«Они не обращались в парламент и не связывались с сотрудниками органов внутренних дел, охраняющими здание. Мы узнали о них после публикации в СМИ. Эти граждане даже не обращались в приемную парламента — здание с надписью „Fuqarolar qabuli“ („Прием граждан“)», — заявили в пресс-службе.

Комментарий ГТК

Государственный таможенный комитет в официальном комментарии на своем сайте напомнил, что единый таможенный платеж в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 3 долларов США за 1 кг, взимается только при превышении предельных норм ввоза товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами (в данном случае — при пересечении границы на автомобиле или пешком — 300 долларов США).

Новый порядок взимания таможенных платежей с 1 января введен также в отношении товаров, поступающих в адрес физлиц в международных почтовых и курьерских отправлениях для некоммерческих целей. Кроме того, вступило в силу требование об обязательном наличии производственной упаковки продовольственной продукции животного происхождения, ввозимой физлицами в ручной клади и в сопровождаемом багаже, а также в почтовых отправлениях для личного пользования.

«Газета.uz» подробно описывала изменения. ГТК пояснял, что введение единого платежа упростит процедуры расчета платежей и снизит их стоимость (на примерах расчетов единого платежа для сыра, шоколада и одежды).

В заявлении от 9 января комитет повторил, что до 1 января при превышении нормы беспошлинного ввоза таможенникам необходимо было определить код ТН ВЭД и страну происхождения, размер пошлины на каждый товар, ставку акцизного налога и, наконец, НДС. На эти процедуры уходило в среднем около 20−30 минут.

При отсутствии сертификата о стране происхождения товара (в большинстве случаев сертификат отсутствует) таможенная пошлина удваивалась. Теперь сертификат не требуется, и пошлина исчисляется в однократном размере. Упрощение процедур позволило сократить время в среднем до 5−10 минут, заверили в ГТК.

Размер единого платежа (30%) был установлен с учетом среднего размера таможенных платежей (пошлина, ставки акциза и НДС), которые с 1 января составляют 37% для продовольственных товаров и 45% — для непродовольственных. В прошлом году размер таможенных платежей для одежды составлял 38%, для сыра — 44%, шоколада — 61%, отметили в комитете.


В ГТК также опровергли сообщения о длинных очередях на таможенных и пограничных постах, вызванных вводом нового порядка взимания таможенных платежей.