24 августа в коворкинг-центре Ground Zero прошли заключительные мероприятия образовательной программы «Ташкент любит тебя» российского института «Стрелка» и Общественного совета при столичном хокимияте. Состоялись презентации инициатив по улучшению городской среды, после которых руководитель региональных проектов Института «Стрелка» Соня Соболь прочитала лекцию «Больше, чем праздник: как создать фестиваль, который изменит город».
Project review
На открытом смотре проектов с инициативами выступили три участника — архитектор-проектировщик Саид Мирсалимов, студент Международного Вестминстерского университета в Ташкенте Шзхруз Абдухамитов и архитектор Фарход Рыхсиев.
Project review — это возможность для инициативных горожан рассказать о проекте на «безопасной» площадке, отметила Соня Соболь. «Смысл не в том, чтобы здесь и сейчас получить большие инвестиции или подтвердить [реализацию проекта], а в том, чтобы получить обратную связь от вас, от жителей Ташкента», — сказала она.
Экспертами выступили представители КБ «Стрелка» (Полина Макеева), Института «Стрелка» (Соня Соболь) и Общественного совета при хокимияте (Диёр Мирзаахмедов, Ойбек Шодиев, Улугбек Холмурадов и Зиёда Худайбергенова).
Проект «Экологический транспорт» Саида Мирсалимова
Исходя из того, что метрополитен покрывает всего лишь 14% площади Ташкента (при радиусе охвата одной станции метро 1 км), а средняя протяженность поездок в городе превышает 3 км (расстояние, в пределах которого обычному горожанину комфортно совершать поездки на велосипеде), Саид считает целесообразным объединить два экологически чистых вида транспорта — метро и велосипед — путем создания велоинфраструктуры, интегрированной с метрополитеном.
Он предлагает построить возле каждой станции метро по автоматизированному пункту проката велосипедов, а в радиусе 3 км от них — по 7 дополнительных. Велодорожки свяжут пункты проката между собой. По замыслу автора проекта, система оплаты для обоих видов транспорта будет единой.
Согласно представленным прогнозам, это позволит повысить охват города метрополитеном в 4,5 раза, а пассажиропоток подземки — в 3 раза. На полную реализацию данного проекта потребуется порядка двух лет, а его стоимость будет в 5−6 раз меньше стоимости строительства одной станции метро с перегоном длиной 1 км.
Проект «Eco parking zone» Шохруза Абдухамитова
Проект нацелен на решение проблем, вытекающих из нехватки парковочных мест для автомобилей. Его автор предлагает организовывать на территориях, оставшихся после сноса гаражей, многоэтажные эко-стоянки, в которых, помимо парковочных мест для автомобилей и велосипедов, будут иметься закрытая площадка для мини-футбола на верхнем этаже и фитнес-зал. Кроме того, внутри такой парковки могут разместиться предприятия сферы услуг: автомойка, ремонтные мастерские, прачечные.
На здании стоянки будут устанавливаться солнечные батареи и системы сбора дождевой воды. Территорию вокруг парковки планируется озеленять. Там же будут организованы и детские площадки.
Шахруз считает, что его проект не только поможет решить проблемы дворов, но и позволит изменить к лучшему жизнь горожан.
Проект «Устойчивая махалля» Фархода Рыхсиева.
Дальнейшее развитие Ташкента ставит перед собой новые вызовы. С одной стороны, считает автор проекта, сохранение частных домов внутри города (следовательно, низкой плотности населения) приводит к нежелательному росту города вширь, который усугубляет транспортные проблемы и портит естественное окружение города. С другой стороны, типичный жилой массив не способствует созданию и сохранению социальных связей, подобных тем, которые присущи махалле.
Тем не менее, город необходимо «уплотнять». Архитектор на примере махалли, где он живет, рассказал о том, как на месте частного сектора можно возвести такой жилой массив, чтобы между его жильцами сохранилась существующие и зарождались новые социальные связи.
В частности, он предлагает сохранить существующие социальные объекты (школы, детские сады, махаллинский гузар, пансионат), а также вписать строящиеся дома в существующую сетку улиц. Запрет на въезд личного автотранспорта внутрь жилого массива и особая планировка домов должны служить достижению декларируемой цели.
Каждый спикер презентовал свой проект в течение 5−7 минут, а затем отвечал на комментарии экспертов и зрителей.
Лекция Сони Соболь
Сегодня фестивали — важнейшая досуговая составляющая любых городов, рассказала Соня Соболь, имеющая опыт организации ряда фестивалей на территории России. Фестивали оказывают сильное положительное влияние на экономику. В небольших населенных пунктах фестивали могут приносить доход, на который город или село потом живет целый год. Кроме того, фестивали позволяют обеспечивать занятость горожан. Например, на период подготовки Flow Festival в Хельсинки (2−3 месяца) трудоустраивается более 6000 человек.
С чего начать?
Найдите «большую идею» (музыка, еда
и т. д. ), которая объединит вокруг вас единомышленников и создаст сообщество, потому что «большой командой можно сделать крутой фестиваль, на который придет большое количество людей»;Решите, кто ваша целевая аудитория. Для любой ее части на фестивале должна быть какая-нибудь активность, развлечение. «Каждый может и должен найти что-то по душе», — подчеркнула спикер. Специализированный фестиваль нужно продвигать именно как специализированный, «чтобы не было потом разочарованных гостей».
Определитесь с форматами, в которых будет работать фестиваль. Спрашивайте людей, что им было бы интересно посетить, чем им было бы интересно заняться. «Люди поддерживают то, что создают сами. Как только вы вовлекаете максимальное количество жителей в придумывание фестиваля, мероприятия, чего угодно, у вас возрастает лояльность этих людей, — прокомментировала Соня Соболь. — Чем больше у вас единомышленников, чем больше ваша команда, тем больше перспектив развития фестиваля в [проводимое регулярно] мероприятие».
Еще один фактор, который целесообразно учитывать для организации успешного фестиваля — это особенности города, его «козыри». Например, в городе, где постоянно дуют сильные ветры, можно с успехом проводить фестиваль воздушных змеев.
Спикер поделилась опытом организации «Городских выходных» — фестиваля, ежегодно проводимого параллельно с форумом «Среда для жизни». Инициатором и одним из организаторов фестиваля является Институт «Стрелка». В противоположность форуму — событию для экспертного сообщества фестиваль ориентирован на широкую публику и призван помочь горожанам развивать свой город.
Для данного фестиваля организаторы выбирают площадки, которые никогда раньше не задействовались под массовые мероприятия. К фестивалю они благоустраиваются, а впоследствии они начинают «жить своей жизнью» и активно использоваться под другие мероприятия. Форматы определяются совместно с жителями города, в котором проводится фестиваль. По словам спикера, сейчас уже актуальны «не аквагрим, не фокусники, не ходулисты, не концерты звезд эстрады», а то, «что может раскрыть потенциал и умения» людей.
Среди форматов фестиваля «Городские выходные» можно выделить:
Городской пикник. Организаторы отбирают операторов уличной еды для фестиваля не только в городе его проведения, но и из других городов. Такая практика, во-первых, помогает поддержать малый бизнес, позволяет вывести его к большой аудитории, во-вторых, смогла объединить операторов уличной еды в сообщество (сейчас в нем более 800 участников), которое мотивирует предпринимателей развиваться дальше;
Забег. Секрет бурного развития бегового туризма во всем мире, как считает Соня Соболь, прост: «Это классный способ увидеть новый город». Кроме того, организуя забег, организаторы стараются приглашать на него представителей власти, администрации города. Это помогает объединить людей, поскольку в забеге различия между ними, находящимися в одинаковых условиях у старта, стираются: «Ты просто бегун, который наслаждается городом»;
Детские активности. Пример — воркшоп для детей по проектированию двора (он также прошел и в Ташкенте). В его основе лежит простая идея, что «главные пользователи двора — дети, но почему-то у детей никто никогда не спрашивает, что они хотят, что бы было во дворе». Наработки детей впоследствии передаются в местную администрацию;
Публичные лекции. На них нередко заходят прохожие, которые не знали заранее о мероприятии. Поэтому темы для лекций отбираются не очень «серьезные», а выступления готовятся таким образом, чтобы можно было присоединиться и понять, о чем идет речь, в любой момент;
Салют или концерт — неотъемлемая часть фестиваля. «Как бы мы ни хотели сделать простой, спокойный фестиваль, он все равно остается в памяти, когда есть яркая точка завершения. Если вы вдруг планируете что-то свое, не забывайте о том, как красиво можно поставить точку и какого артиста пригласить», — пояснила Соня Соболь.
Эффекты от фестивалей
Фестиваль может стать «прикладным событием, которое будет менять восприятие того, как город живет и как он может меняться».
Фестиваль создает запрос жителей на качественные городские изменения. «Это значит, что мы с вами побывали на очень хорошем мероприятии, и нам хочется, чтобы именно в таком качестве наш город развивался. Это значит, что нам не все равно, какие события у нас в городе будут происходить», — раскрыла свою мысль Соня Соболь.
Фестивали вовлекают людей в активные сообщества, где они предлагают новые идеи, которые, возможно, впоследствии наполнят досуговую составляющую города.
Фестивали также можно использовать для информирования населения об изменениях в городе и необходимости в них.
В заключение Соня Соболь порекомендовала тем, кто собирается создавать новый фестиваль в Ташкенте, задуматься, какой вклад в общество они хотят внести и что хотят изменить.
Bvz Afvbkbz
Проект “экологический транспорт“. Как быть зимой? Сперва нужно навести порядок на дорогах, тк очень много водителей ездят как хотят. Стоит только посмотреть на так называемых таксистов, да и водителей автобусов.
Проект “Eco parking zone“. На верхних этажах площадка для мини-футбола, а как быть с выхлопными газами от самой стоянки? Использование солнечных батарей выгодно использовать днём, ночью нет, тк аккумуляторы не дешёвые, да и на обслуживание этого оборудования нужен квалифицированный специалист. “Сбор дождевой воды“ Для чего? Вода будет очень грязная, куда потом её можно будет применить без очистки (очистка воды не дешёвое удовольствие).
Проект “Устойчивая махаля“ Лучше строить вширь, земли свободной достаточно. Внутри дворов, когда проект закрыт строить нельзя.
“ Лекция Сони Соболь“, мне понравилась, но хорошо бы такие фестивали проводить ещё вечером или каждые выходные дни
Roman IL
Как можно ставить запрет на въезд автомашин во двор?
А где человек должен бросить машину? На дороге устроить затор? А если делал покупки? А кражи из автомобиля? Думайте немного о людях побольше, чем о красоте проекта.
Александр Абдувалиев
Перед тем, как купить машину надо подумать где ты ее будешь ставить. Государство не обязано потакать тебе только потому, что тебе влом ходить пешком!
Руслан Сагидулин
Да да да, государство не обязано инфраструктуру сначала выстроить, а потом ломать тысячами гаражи. Да да да, ничего оно не обязано, вообще ничему. Не в ее же интересах было строить что-то взамен гаражей, нет конечно. Все дворы в машинах/мусоре — это мы виноваты, а не государство. Ни разу не государство. Ах да, живем в мусоре, бардаке — зато духовно и в этом точно не государство виновато:)
Шерали Ходжаев
Проекты eko parking zone и “Устойчивая махалля“ конечно очень интересные. Но внедряйете их на новых участках и микрораёнах. Не надо заходить в обжитую и готовую территорию где люди десятками лет устанавливали свои привычки и традиции.
Olga Antonova
Так-так, вот с многоуровневой парковкой с фитнес центром и площадкой для футбола поосторожнее. Во дворах и так всё под машины занято, так эта дрянь теперь еще и в высоту пойдет. Не, не надо во дворах строить такое, двор-это то место, где человек может отдохнуть, пообщаться с соседями, поухаживать за огородом, во дворе играют дети разного возраста. Какая многоуровневая парковка? Вы как себе это предстваляете. Выглядываешь ты в окно, а утебя перед носом в буквальном смысле, стоят машины. Это как? Получается, что во дворе дома вырастет еще один дом, только для машин.
Как по мне, лучше создавать такие “дома для машин“ вдали от жилых домов, скажем так, несколько больших охраняемых паркингов на квартал. Ничего страшного, что авто не будет стоять у владельцев под самым носом. Можно выйти на 5 минут пораньше из дома и пройтись пешком до паркинга (для здоровья полезно).
А дворы благоустроить для людей, сделать нормальные детские площадки, из современных материалов, а не в спешке понатыкать старье на засыпанные ямы после гаражей, с торчащими из под земли маленькими железками- чиновники пустят своего ребенка на такую площадку? Навряд ли. Обустроить зеленые зоны, там где их нет (а где есть, где уже сами жители всё прекрасно сделали-не трогать, не ломать). Поставить скамейки, урны. И вообще следует запретить въезд во двор и парковку авто- это абсолютно не безопасно. Как с точки зрения неисправности авто(в результате может пострадать жилой дом), так и с точки зрения самой поездки по тротуарам-это территория для людей, а не для машин. Сделать шлагбаумы или ворота, чтобы въезд был только для экстренных служб или для грузовика, если кто-то переезжает. У меня всё.
Сейран Османов
Так интересно люди разбиваются на 2 лагеря: те, у кого есть авто против тех, у кого нет. Как правило это люди с разными уровнями доходов и разным видением ценностей. И на за что не хотят понимать друг друга, а пора бы уже, ведь в одном городе, в одной стране живем.
Проект с велосипедами просто шикарный. После сноса гаражей приходится велеки распродавать (свой, жены и дочки), так как держать негде в постоянно “уплотняющемся“ городе, а я бы ездил на велосипеде.
Гульнара Турабаева
А транспорт? Кто нибудь транспорт проектирует? И желательно до 12 ночи. А то как от свекрови ( она живёт на Крестике) до Чиланзара добираться? Хорошо, что ещё метро до 12 ночи работает.
Елена Сергеевна
Проект “Экологический транспорт“. Представила картину — бабулька, или дедулька, или мамочка с грудным младенцем в одной руке и ребенком постарше в другой, поднимаются из метро и пересаживаются на велосипед. Даже не смешно, а скорее всего грустно. Как всегда, молодость не думает о старости. Был у нас в Ташкенте экологически чистый транспорт — трамвай, но его перенесли в Самарканд. Что бы не экологически чистому транспорту просторнее ездить было по Ташкенту. А Самарканд теперь мучается с нашим бывшим экологически чистым транспортом, дома сносит, что бы улицы расширить.
Евгений Маркин
Машинам не место во дворах, у многих еще имеются гаражи так нет все равно ставят под окна, запретить надо въезд во двор.
7171super 7171super
запрет на въезд личных авто это неприемлемо. т.к. у нас во дворах или рядом с домом нет парковок. приходится парковаться сбоку дома. конечно те кто паркуется на тротуарах раздражают, т.к это от небольшого ума. на юнусабаде 11 квартале была платная парковка возле 240 школы. однако в июле ее снесли и все 60 авто разъехались с парковки по дворам. а оказывается вместо стадиона хотят три 7 этажки новостроя построить и там где была парковка хотят дорогу проложить. жители против. лучше бы стадион реставрировали для людей, деревьев посадили. во дворе за ТРЦ Мега планет снесли площадку со спортивным инвентарем. а были там качели 2х видов, радуга, горка для деток, брусья и кольца для взрослых чтоб по вечерам упражняться и теннисный стол был. все увезли. в итоге поставили горку, качели 3х видов, радугу для деток. а для взрослых нет брусьев и колец. залили частично цементом. шило на мыло поменяли. лучше бы старый спорт. инвентарь не трогали. а просто б скамейки обновили во дворе и не 3 скамьи на 3 дома на 16 подъездов, а побольше.
и не надо эти проекты внедрять в уже обжитые дворы, ломая все подряд и меняя шило на мыло.
Do Bd
А почему трамвай убрали? Никак не могу понять. Подскажите пожалуйста.
Tamara Aristarhova
В нашем дворе у детишек отобрали футбольную площадку, где всегда было много людей * зрителей и футболистов. На месте построили парковку. Но, машин там очень мало, а рядом с ней затор машин, не просто пройти. Спрашивается, для кого эта по карману стоянка? Зачем продают наши машины своим так дорого, чем на экспорт? Может излишки от наценок должны покрывают тариф на стоянке?
Diana Valieva
Читайте публикацию внимательнее. В ней предлагается построить многоуровневые стоянки на месте снесенных гаражей. Если следовать градостроительным и санитарным нормам, то ни в какие окна автомобили заглядывать не будут. Предложение запрета въезда авто во дворы уже исключает это. И исключает проблему “ахтунг, куда ставить машину“. К сведению, за одним домом пустует довольно большая бесплатная стоянка, а водители предпочитают ставить своих коней прям под окнами, и плевать им на комфортное проживание своих соседей.
Система сбора дождевой воды — отличная идея для полива зелёных насаждений. Как раз думала об этом.
@Елена Сергеевна, что же теперь, отказаться от велотранспорта? Некоторые бабульки и дедульки ходят в походы, участвуют в забегах, в том числе и на горные вершины, ведут активный образ жизни. Думаете велосипед не осилят? А для матери и ребенка велосипед уже давно придумали, как и для инвалидов.
DIII
Когда покупаете машину это не значит что государство обязано выделить место под ваше извините карыто , въезд пусть будет но с ПЛАТНОЙ парковкой даже под своим окном . 2- Эко транспорт это не велосипеды, это просто смешно ( Это не удобно инвалидам и пожилым ) А это электробусы , трамваи и увеличение зоны метро . Зоны отдыха на крыше это великолепно , но многие наши чиновники строят треугольные крыши там где это не предусмотрено . Есть популярный российский блогер Варламов — он занимается урбанистикой — было бы не плохо взять за основу его советы
Виктор Неизвесный
Насчёт машин даже обсуждать нечего-во дворах им не место! Раньше в правилах ПДД оговаривалось что машины должны стоять на специально оборудованых стоянках, но этот пункт как то незаметно вывели из ПДД, так же как и эти самые стоянки(гаражи) из обихода. В любом случае остался пункт что машины могут осуществлять только остановку в спальных районах, а по факту все спальные районы просто превратились в одну большую стоянку! При желании можно машины просто тысячами вывозить прямо на штрафстоянку и это будет законно!
Olga Antonova
Градостроительные нормы? Ага, конечно. Парковка в 5 метрах от окна- это же так круто, для этого же дворы в свое время создавались, для хранения авто, а не для прогулок людей. Если на месте такой стоянки построят многоуровневую, то это будет капут. Многим людям вообще лень на стоянку машину ставить, и ставят они ее прямо во дворе на тротуаре, хотя до стоянки не так уж далеко. Поэтому и должны быть специальные бесплатные стоянки, чтобы максимально улучшить условия и для автолюбителей, и для пешеходов. Если стоянка бесплатная, охраняемая, то человек не будет бояться оставить свою машину. Если машины будут припаркованы не вдоль дорог, не на тротуаре, не во дворе, то и пешеходам будет гораздо удобнее.
Елена Сергеевна
Много пишут про экологию. А толку? У сестры прямо перед домом, Коракамыш 1/2, решили новую дорогу проложить. А то неэкологичному транспорту далеко объезжать. Куда они только не писали, и в Хокият, и в прокуратуру, и на Портал. Сегодня подогнали технику, вырубили все деревья и кусты. Пыль столбом. Дорога будет проходить прямо перед жилыми домами, оставили узкую дорожку. Мало того, дорога прям к воротам школы подобралась. Вышли дети, и сразу под машину (не дай Бог). А был спокойный, экологически чистый район, с многолетними деревьями.
Сергей Сергеевич Неждан
Во всем мире идет процесс перехода на электрический транспорт. Капитализация стартапов предлагающих впрокат электросамокаты превышает миллиард долларов. Фирма Uber — мировой лидер по аренде авто переходит на электровелосипеды и электросамокаты. Когда у нас это будет?