Генеральный директор мобильного оператора Ucell Али Аган, вступивший в эту должность 3 сентября, в интервью журналистам в Ташкенте рассказал о принципах работы, перспективах рынка и планах компании на будущее.

Справка: Али Аган имеет большой профессиональный опыт работы в финансовой и телекоммуникационной сферах в различных странах. До прибытия в Узбекистан он с мая 2008 года занимал должность вице-президента, а с января 2009 года ― президента Azercell, мобильного оператора группы TeliaSonera в Азербайджане. В период 1997-2000 годов Али Аган работал директором по продажам НАС AEGON Group. Он также работал в группе MEP İleşitim Company, где состоял в должностях генерального директора и члена совета директоров 16 различных компаний в рамках группы в пяти странах.

Приезд Али Агана в Узбекистан в качестве официально объявленного генерального директора Ucell день в день совпал с известным событием на рынке мобильной связи страны — приостановлением действия лицензии МТС-Узбекистан, которое оказалось неожиданным как для сотовых операторов, так и для миллионов пользователей. Приехавшему в качестве гостя будущему руководителю пришлось с первого же дня погрузиться в решение множества организационных вопросов.

Сделать все, чтобы ни один абонент не остался без связи

«Нам пришлось столкнуться с тысячами клиентов, нахлынувших в сервисные и дилерские центры, — сказал Али Аган. — Пришлось пересматривать все внутренние процессы, логистику. Сотрудники компании были мобилизованы на работу в режиме 24/7, офисам продаж было дано распоряжение работать до последнего клиента, даже если это 5 часов утра. Для этого были привлечены сотрудники других департаментов. Было жаркое лето, поэтому мы увеличили количество кондиционеров в офисах, ведь они не рассчитаны на 500 человек одновременно, были установлены кулеры с водой, чтобы создать удобства для людей. Вся наша команда работала как единое целое. Мы постарались сделать все возможное, чтобы ни один человек не остался без связи».

«Для любого мобильного оператора, не только в Узбекистане, но и во всем мире, такая ситуация была бы непредвиденной. Со стороны может показаться, что мы делаем деньги из воздуха, но на самом деле в поддержание работы сети мобильной связи вкладываются сотни миллионов, даже миллиарды долларов. Естественно, инвестируя в сеть, вы предусматриваете рост количества абонентов и их возможное поведение. Но не все ситуации можно предусмотреть. В 1999 году, к примеру, в Турции было сильное землетрясение, и вся телефонная сеть легла, т. к. она не рассчитана на то, чтобы все в стране одновременно звонили друг другу. Можно сделать так, чтобы сеть бесперебойно работала, для этого вместо, скажем, 1 млрд долларов придется потратить 10 млрд долл. Но в таком случае компания не будет получать прибыли и не сможет платить налоги».

Что было предпринято Ucell для улучшения ситуации? «Компанией было принято решение ускорить цикл инвестирования, т. е. то, что планировалось сделать к концу года, было сделано раньше. Мы сделали все возможное, чтобы улучшить сеть, то же самое делали и наши конкуренты, но специфика нашей отрасли такова, что даже если у вас очень много денег, вы не сможете изменить ситуацию в один день, нужно время».

Али Аган не стал отрицать, что проблемы с качеством связи остаются, но подчеркнул, что «компания сделала абсолютно все, что было в ее силах, и ни один абонент не остался без связи из-за того, что мы что-то не сделали». По его словам, в ближайшие месяцы качество связи серьезно улучшится, благодаря проведенной оператором за последние месяцы работе. «Уже в первую неделю декабря абоненты заметят сильное улучшение связи. Подождать нужно совсем немного», — сказал он.

Мобильная связь ― больше чем просто звонки

За время, прошедшее после покупки компании Coscom шведско-финской группой TeliaSonera в июле 2007 года, оператору удалось из компании с малым покрытием сети и низкой долей на рынке превратиться в одного из лидеров отрасли мобильной связи. Однако останавливаться на достигнутом Ucell не собирается. «Мы только окончили школу и готовимся к поступлению в университет», — отметил Али Аган.

Основную ставку оператор делает на инновации, поскольку, по словам генерального директора, «просто качественной связью сегодня никого не удивишь». Отличительными особенностями становятся инновационные продукты и новые технологии. С приходом нового руководителя в Ucell произошла замена директоров некоторых департаментов. «Это было нелегкое решение, но надо идти вперед», — говорит Али Аган. «Нашими сотрудниками разработан проект «Галаба» («Победа»), который нацелен на поднятие Ucell на новый уровень. Этот проект объединил более 50 инициатив, которые можно назвать прорывными».

Современные мобильные устройства обладают огромными возможностями, о которых многие даже не подозревают. Во всем мире сейчас больше людей с мобильными телефонами, чем с банковским счетом. Дело теперь за приложениями и сервисами, которых в Узбекистане будет все больше и больше, уверен Али Аган. «Технологии совершенствуются с пользователями. Если пользователей нет, нет и развития технологий». В этом плане Узбекистан является очень перспективным рынком, поскольку здесь, в отличие от многих стран, велика доля молодого населения, которое является активным пользователем новых технологий.

По мнению Али Агана, информационные технологии позволяют значительно сократить разрыв между странами с различным уровнем развития. Более того, ИТ способны вывести страну на передовые позиции в определенных сферах. В планах Ucell ― реализация ряда крупных проектов, не имеющих аналогов во многих других странах. Один из них ― пилотный проект мобильного здравоохранения, договоренность о реализации которого недавно достигнута с Министерством здравоохранения. Проект предусматривает обеспечение пациентов устройствами, которые будут собирать данные, такие как кровяное давление или уровень сахара в крови, и передавать их врачу через мобильную связь. Впоследствии проект будет распространен по всей республике.

«Аппетит к информации и данным неограничен»

Говоря о трендах развития мобильной связи в Узбекистане, Али Аган сообщил, что здесь, как и во всем мире, наблюдается стремительный рост объемов передачи данных. «Аппетит людей к передаче данных, в первую очередь имеется в виду мобильный интернет, неограничен. Чем больше предлагается информации, тем больше ее потребляется». Чем больше используется мобильный интернет, тем меньше используются SMS, поскольку этот сервис постепенно заменяют специальные приложения. Голосовые звонки в Узбекистане, как и в других странах СНГ, в ближайшей перспективе останутся самым большим источником прибыли для мобильных операторов, однако в долгосрочной перспективе и их доля будет снижаться.

Али Аган уточнил, что для отрасли мобильной связи понятие «краткосрочный период» означает действительно короткий срок, а «долгосрочный» ― это максимум два-три года (пять лет — это очень долго). «В долгосрочной перспективе использование данных увеличится в десятки раз. Сравните, какой объем данных вы потребляли два-три года назад, когда не было 3G. И этот объем продолжает расти… 10-15 лет назад от телефона требовалось только принимать звонки, но уже через пару лет на первый план выйдет интернет. Причем интернет ― это не только Фейсбук, а огромное множество самых разных приложений. В 2013 году Ucell ожидает более чем 100-процентное увеличение объема передаваемых данных».

Руководитель компании напомнил, что Узбекистан входит в пятерку стран по двум важных показателям ― по количеству используемых голосовых минут и по их дешевизне. Если для пользователей это хорошо, то для компаний, инвестирующих огромные средства в развитие сети, ― не очень.

Отвечая на вопрос о развитии сети четвертого поколения (LTE) в Узбекистане, Али Аган отметил, что главная проблема тут не в операторах, а в малом количестве и дороговизне устройств, поддерживающих эту технологию. «LTE — это новая технология, расширение сети требует больших инвестиций, но если, допустим, только 1% населения имеет телефоны с LTE, то потенциал сети не будет использован полностью. Через пару лет LTE-устройств будет больше, они станут дешевле, и тогда будет смысл расширять сеть».

«Стратегия Ucell на ближайший год ― серьезно инвестировать в сеть 3G, которая на данный момент является лучшей по качеству в Узбекистане. 4G пока будет в ограниченных зонах. Во всем мире расширение LTE займет, мы думаем, года два, до 2015 года, когда будут телефоны. Но даже 3G в Узбекистане поддерживают поддерживают чуть больше только 10% устройств. Это, кстати, нормальный тренд, т. к. 3G — все еще относительно новая технология», — отметил Али Аган.

Обмануть клиента легко, но это дорого обойдется

Как добиться того, чтобы клиент был доволен своим оператором? Для этого сотрудники компании должны понимать нужды клиента и предлагать ему то, что нужно. В Azercell Али Аган внедрил проект, в рамках которого все сотрудники менеджерского уровня каждые три месяца должны пробовать себя в роли сотрудника отдела продаж или колл-центра, непосредственно общаясь с абонентами. «Анализ нужд клиента помогает создавать конкретные предложения для абонентов». Главное правило ― быть честным с клиентом, с дилером. «В нашей отрасли обмануть клиента очень просто. Оператор может придумать сложный тариф или предложение, пользуясь которым, абонент, сам того не зная, будет тратить деньги. Но это в конечном итоге обернется потерей клиента», — говорит Али Аган.

Крупные компании должны быть бизнес-послами за рубежом

Сотовые компании во многих странах являются одними из крупнейших или крупнейшими инвесторами, а также налогоплательщиками. Они также оказывают поддержку учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта. «Это наш долг и один из самых больших вкладов в страну», — считает руководитель Ucell. «Однако этим крупные компании не должны ограничиваться. Мы должны быть бизнес-послами Узбекистана, рассказывая о стране за рубежом. К сожалению, во многих странах не так много знают о государствах региона. Здесь живут умные и трудолюбивые люди, а правительство прилагает огромные усилия по развитию страны. И мы хотели бы быть более активными в этом направлении».

«Если я улучшил чью-то жизнь, это и есть мое достижение»

«Меня часто спрашивают, как стать лидером, как достичь успеха в бизнесе. Могу сказать с уверенностью, что лидерами не рождаются. Нас формирует среда, начиная с семьи, школы, друзей. И когда вы начинаете работать не только для себя, но в первую очередь для своего близкого окружения, чувствуете ответственность за семью, сотрудников, город, страну, даже обездоленных людей в других странах, так вы начинаете формироваться как лидер. Усердие является обязательным условием, но только лишь его недостаточно. В жизни есть необъяснимые вещи, можете называть это удачей или божьей помощью. Мы всегда делаем выбор, и каждое наше решение приводит к тому, кем мы оказываемся в итоге. Однако удача идет к тем, кто настроен позитивно по отношению к другим, а не зациклен на себе», — считает Али Аган.

Своими главными достижениями Али Аган считает не бизнес-достижения, которых у него немало, а то, что своими успешными решениями он смог изменить к лучшему жизнь других людей, которые его даже не видели и, возможно, никогда не увидят. «Я отвечаю за решения, которые влияют на жизни тысяч людей ― это порядка 1000 сотрудников Ucell плюс 2500 дилеров, у которых еще есть семьи. И одно мое решение может в финансовом отношении улучшить или ухудшить их жизнь (к сожалению, финансы сильно связаны с другими сторонами жизни). Если вы не чувствуете ответственности, вы предаете всех людей, которые вам доверяют», — отметил генеральный директор Ucell.