«Ильхом» продолжает быть верным своей традиции – открывать зрителю новые сценические жанры. На этот раз спектакль-эскиз под рабочим названием «Плюс-минус двадцать» представил набирающий популярность в европейском театре стиль «документального театра».

На пресс-конференции, предварившей открытие театрального сезона, были представлены российские партнеры «Ильхома» по данному проекту. Это фестиваль молодой драматургии «Любимовка» и творческое объединение «КультПроект» в лице критика Елены Ковальской и драматургов Саши Денисовой, Екатерины Бондаренко и Талгата Баталова.

Новый ильхомовский спектакль создается в канве театрально-драматургического проекта, или, если говорить шире, течения «Живому театру – живого автора». По словам художественного руководителя проекта Елены Ковальской, главной задачей ставится «свести между собой современного драматурга и театр».

«Понятно, что современный театр не может жить без современного слова, но мы видим на практике, что этот принцип совершенно не выдерживается, – считает Ковальская. – Наверное, каждый театр должен найти своего автора. Пока же театры с ленцой относятся к этому, они не ищут авторов. И мы поставили задачу – свести их между собой. Драматург должен лучше узнать театр, а театры – авторов».

В «Ильхоме» российский проект нашел того партнера, который соответствовал основному необходимому принципу – иметь желание вносить в свою работу что-то новое.

«Мы считаем, что «Ильхом» – это один из самых мобильных театров на постсоветском пространстве, театр, который нацелен на поиск. Он с готовностью отозвался на наше предложение, и мы вместе сделали этот спектакль. Для этого мы вместе с актерами «Ильхома» проехали по нескольким городам Узбекистана, собрали материал и затем вернулись в Ташкент, чтобы работать над собранным же вместе с драматургами».

Как отметила драматург Саша Денисова, спектакли «документального театра» основываются на реальных историях, рассказанных самыми разными людьми. Так, в основу нового ильхомовского спектакля легли более 20 сцен, представляющих панораму жизни – очень яркую и живую.

По словам участников пресс-конференции, эта тяга театра к документу сегодня вызвана тем, что в современном мире перестали работать очень многие старые догмы и театр в своих поисках обращается к самой действительности. Сегодня «документальный театр» – это одно из самых популярных поисковых направлений в современном театре в целом, им занимаются самые интересные драматурги и режиссеры Германии, России, Польши, Канады и других стран. Это борьба за то, чтобы найти героя и «передать» его на сцену так, чтобы он оставался максимально правдив.

Как отметила Елена Ковальская, «в театре очень много условного, существует дефицит реальности, с которым мы и боремся, для того чтобы максимально приблизить и ощутить эту живую жизнь. Но это не исключает и театрализации, идет поиск нового театрального языка, близкого к реальной жизни».

Спектакль, открывший в «Ильхоме» новый сезон оригинален и тем, что его окончательная версия будет дорабатываться, в том числе с учетом мнений первых зрителей. Премьеру, по словам художественного руководителя театра Бориса Гафурова, «Ильхом» представит ближе к концу этой осени.

В сентябре в стенах театра состоится еще немало интересных проектов. В частности, с 20 по 30 сентября здесь пройдут мастер-классы американских художников по современному искусству. А 25 сентября свой восьмой концертный сезон откроет под крышей «Ильхома» известный ансамбль «Omnibus». Он продолжит свою традицию премьерных презентаций мировой музыки в Ташкенте.