Заместитель председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Асадулла Каюмов на пресс-конференции 20 марта в Агентстве информации и массовых коммуникаций (АИМК) прокомментировал предложение об ограничении импорта электромобилей и гибридных автомобилей китайского производителя BYD в Узбекистан.

О том, что компания обратилась к правительству с предложением об «ограничении неупорядоченного импорта электромобилей, не соответствующих местным климатическим и дорожным условиям, а также не имеющих официальной гарантии», говорится в постановлении президента от 18 марта.

«В постановлении дано указание внести предложения на основе действующего законодательства о конкуренции и норм Всемирной торговой организации. Мы изучим эту ситуацию и, конечно, дадим свои предложения», — сказал Асадулла Каюмов.

byd, асадулла каюмов, комитет по конкуренции, фаррух карабаев, электромобили

По его словам, в 2023 году в комитет поступило 957 обращений потребителей, связанных с продажей автомобилей, из них 754 обращения (78,7%) были удовлетворены, а по 140 даны разъяснения. В частности, произведён перерасчёт и возвращены средства на сумму 4 млрд сумов, по причине ненадлежащего качества заменены 60 автомобилей.

Он сообщил, что основная часть обращений — свыше 50% — связана со сроками поставки автомобилей и недостатками в них — 25%.

«Мы сторонники свободного рынка. Наша главная задача — создать условия для доставки [автомобилей] потребителю по наиболее конкурентным ценам и с максимально оптимальным качеством. С этой точки зрения мы подготовим свои предложения правительству по защите прав потребителей и созданию оптимальной конкурентной среды на рынке поставок автомобилей по оптимальным ценам и приемлемого качества», — сказал замглавы комитета.

byd, асадулла каюмов, комитет по конкуренции, фаррух карабаев, электромобили

Заместитель председателя Комитета по конкуренции Фаррух Карабаев подчеркнул, что ограничения на импорт машин BYD ещё не введены, решение будет приниматься, исходя из предложений, что указано в постановлении президента.

По его словам, Узбекистан сейчас ведёт переговоры с разными странами по вступлению во Всемирную организацию торговли, поэтому все решения будут оцениваться исходя из влияния на этот процесс.

«Никто не может ограничивать возможность обращения компании к правительству. Любой хозяйствующий субъект ведёт свободную деятельность и может обращаться к государственным органами, вносить предложения. По мнению нашего комитета, здесь нужно будет разработать сбалансированное предложение», — сказал он.

Он отметил, что импорт автомобилей не всегда контролируется на соответствие правилам технического регулирования, однако их ввоз выходит дешевле, поскольку у официальных дилеров есть расходы, связанные с содержанием салонов. Однако на автомобильном рынке должна быть конкуренция, резюмировал Фаррух Карабаев.

Как накануне писала «Газета.uz», в постановлении от 18 марта президент поручил Министерству экономики и финансов, Министерству инвестиций, промышленности и торговли и компании «Узавтосаноат» до 1 июля внести в Кабинет министров предложения, направленные на реализацию требования инвестора — BYD Europe B. V. (Нидерланды) — по урегулированию импорта электромобилей и гибридных автомобилей под брендом BYD на основании действующего законодательства, в том числе актов законодательства о конкуренции, а также принципов Всемирной торговой организации.

«Узавтосаноат» и BYD Europe B. V. (Нидерланды) в 2022 году создали совместное предприятие BYD Uzbekistan Factory по выпуску электромобилей с долями 60% и 40% соответственно. Уставной капитал составляет 55 млрд сумов.