В Галерее изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) проходит выставка «Тоннель памяти», посвящённая джадидизму — модернистскому движению мусульман Поволжья, Крыма, Закавказья и Средней Азии в конце XIX — начале XX века. В Туркестане идеологи и сторонники прогрессивного течения выступали против безграмотности, отсталости и предрассудков, которые мешали обществу развиваться. Они верили, что распространение идей просвещения поможет поднять культурный уровень народа, помочь ему обрести веру в собственные силы и возможности. Эти взгляды, очевидно, разделяют кураторы выставки, которые сделали сферы образования и культуры её лейтмотивом.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Из большого числа представителей туркестанского джадидизма экспозиция выделяет фигуры Махмудаходжи Бехбуди, Абдурауфа Фитрата и Абдулхамида Чулпана. Эти просветители уже становились героями самостоятельных проектов Максуда Аскарова, идейного вдохновителя и одного из кураторов «Тоннеля памяти». Упоминаются на выставке и Исмаил Гаспринский, один из основоположников джадидизма, Абдулла Кадыри и Мунаввар Кары Абдурашидханов.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Впервые на публику выносится гендерный вопрос. Блок в центральной части экспозиции рассказывает о Зарифе Саидносировой, Хайринисо Маджидхоновой и Марьям Султонмуродовой — одних из первых узбекских женщин, которые получили высшее образование в Европе. Некоторые за это жестоко поплатились.

Разговор о памяти

Возвращать джадидов в поле зрения общественности Аскаров начал два года назад. В январе 2022-го в стенах галереи НБУ состоялась его первая небольшая выставка «Рождение с дутаром», посвящённая памяти поэта Чулпана. Через год здесь же открылась экспозиция «Письмо из Самарканда», главным героем которой стал публицист, основатель первого узбекского театра Махмудходжа Бехбуди.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Третья выставка «Тоннель памяти: Фитрат» — памяти поэта, драматурга и учёного Абдурауфа Фитрата — прошла в декабре 2023 года в рамках международной научной конференции «Джадиды: идеи национальной идентичности, независимости и государственности». После завершения форума галерея НБУ предложила экспозицию расширить и сделать её открытой для посещения. Организаторами новой выставки выступили Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа, Институт истории Академии наук Узбекистана и Государственный музей памяти жертв репрессий.

«Наследие джадидов очень разнообразно и ценно для нас, потому что это были люди, которые предвосхитили своё время. Их идеи до сих пор актуальны, поэтому мы считаем важным показать эту выставку людям», — сказала Камола Акилова, директор галереи НБУ.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Для Максуда Аскарова, которого в СМИ называют «свободным исследователем джадидов», тема джадидизма личная, трепетная. Он объясняет это тем, что его семья «имеет отношение к семье Чулпана».

«Это наша боль и грусть, романтизированная и драматизированная история. Чисто человеческое явление, наверное, когда семья собирается за столом и рассуждает о том, как бы всем им жилось, если бы близкий человек не ушёл из жизни в её расцвете. Так же и наше общество относится сегодня к джадидам и думает о том пути, по которому оно могло бы развиваться, останься они в живых», — говорит Максуд Аскаров.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Выставку «Тоннель памяти» куратор задумал как разговор о памяти. Она открывается вольным переводом слов армянского писателя Робера Хаддеджяна: «Потерять память. Какое это великое несчастье…». Горечь строк сводится к мысли: неспособность помнить превращает живого человека в полую, бесчувственную куклу — без прошлого, привязанностей, желаний.

«Амнезия присуща не только человеку, но и обществу, нации. Страницы нашей истории за 1937−1938 годы по сей день открыты не до конца. Мы боимся [их]. Ещё мы молчим. Нас с детства учат помалкивать, не высказывать своё мнение. Из-за этой привычки мы, даже испытывая информационный и эмоциональный голод, до сих пор не можем в полный голос говорить о джадидах, их трагических судьбах и о том времени. Это способствует забыванию», — говорит Аскаров.

Легенды и быль сонного царства

Название экспозиции предопределило оформление выставочного пространства. Кураторская команда построила мрачный тоннель, который предсказуемо и символично ведёт к свету. Для героев выставки этот свет означает переход в иной мир, для посетителей — знания, приобретённые на выставке.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Максуд Аскаров сравнивает проход по тоннелю с блужданием во сне. Отсюда отрывочность экспозиции — о жизни и чаяниях Гаспринского, Бехбуди, Фитрата, Чулпана, Кадыри рассказывают фрагменты статей из джадидских журналов и газет «Терджиман», «Ойна»; преимущественно копии фотографии и кинохроника конца XIX — начала XX века, первые издания книг, афиши, архивные документы, личные вещи джадидов из частных коллекций: паранджа тёти поэта Чулпана, ворсовый ковёр Фитрата и медная декоративная посуда, которой он пользовался.

Фрагментарность экспозиции, наслаиваясь на недостаточное информационное сопровождение, играет с выставкой злую шутку. Она показывает себя всем, но в полноценный диалог вступает выборочно. Экспозиция рассчитана на тех, кто имеет представление о джадидах хотя бы на уровне школьной программы. Всем остальным придётся надеяться либо на интернет, либо на кураторскую экскурсию — в феврале планируется минимум одна.

Вплетённые в экспозицию легенды погружают в исторический контекст и дают представление о времени и сложившейся политической ситуации на территории Туркестанского края. Притча о саксауле, проиллюстрированная репродукцией фотографии Сергея Прокудина-Горского (1911 год), проводит параллели между раздробленными народами Средней Азии в канун колонизационных походов Российской империи и живучим деревом с твёрдым, как алмаз, стволом, погубить которое могут собственные отломанные ветки: «…Только этими ветками дерева нужно бить по стволу его […], тогда дерево, не выдержав удары, причинённые его же ветвью, разделится на мелкие частицы».

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Другая легенда — «Рождение дутара» — напоминает о том, что искренним идеям, как и любви, не страшна смерть. За ними будущее — не в этой жизни, так в следующей.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Две зоны внутри тоннеля позволяют посетителям оказаться внутри повествования. По снимку 1923 года кураторы практически до мелочей восстановили кабинет Абдурауфа Фитрата в бытность его назиром народного просвещения Бухарской народной советской республики.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Через стену построили и оформили в национальном стиле театральную сцену, на которой вот-вот должен начаться спектакль «Падаркуш» («Отцеубийца») по одноимённой пьесе Махмудходжи Бехбуди — джадида и муфтия, с именем которого связано развитие узбекского театра.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Сюжет трагедии очень простой: бай застаёт своего сына за воровством в отчем доме, и тот, уличённый в преступлении, решается на убийство. В финале на сцену выходил муфтий и обращался к зрителям со словами о необходимости давать детям образование, чтобы уберечь от неправильного пути.

«Это удивительно, что религиозный деятель увидел в театре альтернативу проповедям в мечети и предпочёл на тот момент современный европейский способ распространения своих идей, воздействия на пока ещё непросвещённый народ. В дальнейшем всех джадидов стали называть „падаркуш“, что очень символично, ведь в конечном итоге с ними безжалостно расправились», — рассказывает Максуд Аскаров.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Символом изменений в общественной жизни выступает одежда: в полумраке тоннеля традиционные чапаны сменяют европейские рубашки и брюки, а их тюремная роба и саван.

«Джадиды изменились внешне, но не растеряли своего содержания. Они оставили свои чапаны и в светской одежде продолжили свой путь, который в итоге привёл их, а потом и часть общества, к душе, самопознанию. Внешнее ничего не значит — вот что важно», — говорит Максуд Аскаров.

История в лицах

Больше всего на выставке фотографий. Репортажные позволяют увидеть события того времени, значение которых невозможно переоценить. Например, празднование 10-летия новометодной школы в Самарканде, которую открыл джадид Абдукадыр Шакури. От русско-туземных школ, где учили русскому языку и готовили условных «переводчиков», новометодные отличались тем, что ставили своей целью воспитание национальной элиты, которая в дальнейшем могла бы представлять интересы мусульман на государственном уровне.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Открытию и работе учебных заведений такого типа, в том числе подпольных женских школ, противилась и царская власть, и местное духовенство.

«Имамы в Самарканде и Бухаре публично объявляли „кяфирами“ („неверными“) тех, кто отдавал детей в школы. В Ташкенте царская администрация в течение шести лет не разрешала издать учебник географии, который для новометодных школ написал Бехбуди. Более просвещённое население было просто невыгодно и тем, и другим», — рассказывает Максуд Аскаров.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

С портретных фотографий, размещённых в центральной части тоннеля, в настоящее смотрят женщины-узбечки, которые получили высшее образование в Европе. Это Зарифа Саидносирова, супруга писателя Айбека и предположительно первая узбекская художница — тут же представлены репродукции её набросков; подруги Хайринисо Маджидхонова и Марьям Султонмуродова. Обе учились в немецком городе Дармштадте: первая на учителя, вторая на медика. Маджидхоновой было 32 года, когда её приговорили к расстрелу за «связь с националистической организацией». Султонмуродову обвинили в шпионаже. В тюрьмах она провела 15 лет и была реабилитирована в 1956 году.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Коллективные фотографии с частично затёртыми лицами — так помечали «врагов народа» — самые пугающие. Они свидетельствуют о гонениях интеллигенции в 20−30-е годы XX века и стремлении советской власти стереть из истории и памяти образы своих жертв. На снимке с самаркандской конференции по языковой реформе, опубликованном в журнале «Наука и просвещение» за 1926 год, из 14 человек — профессоров, учёных — расстрела избежал только Садриддин Айни.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Чем ближе выход из тоннеля, тем чаще встречаются фотографии с белыми пятнами вместо лиц. В самом конце на расстрельной стене висит саван с изображением Фитрата. Так он выглядел на последнем снимке, сделанном для личного дела НКВД. Напротив строчки из стихотворения, в которых писатель призывает молодых людей не склонять головы, а возвышаться. В записи звучит песня «Галдир» в исполнении Надиры Пирматовой. Автор слов — расстрелянный в 1938-м Чулпан.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

«Джадиды в моём понимании — не революционеры, а реформаторы, которые обращались к прошлому во имя новой жизни. В отличие от большевиков, они не хотели уничтожить всё и создать новую коммунистическую нацию. Романтики-джадиды мечтали о том, что народ переосмыслит свою историю, культуру и заживёт своей лучшей жизнью. Они знали, что плоды их деятельности увидят только внуки — слишком медленно меняется общество», — говорит в заключении Максуд Аскаров.

выставка, галерея нбу, джадидизм, джадиды, максуд аскаров

Есть на выставке 120-летнее зеркало. Каждый заглянувший в него сегодня увидит своё отражение, как и те, кто вставал напротив сотню лет назад. Эта холодная гладь с помутневшими краями — тот же мир, в котором практически ничего не изменилось, но многое забылось. Достаточно протереть поверхность, чтобы проступили прошлые проблемы и надежды. Чтобы дать себе ещё один шанс, необходимо вспомнить и начать говорить.

Выставка «Тоннель памяти» в Галерее НБУ продлится до 18 февраля. Анонсы кураторских экскурсий публикуются в Telegram-канале галереи или на странице Максуда Аскарова.