Азиза Умарова — специалист в сфере модернизации госуправления и институциональных реформ. Консультирует госсектор с 2017 года. Ранее руководила портфелем проектов по эффективному управлению в Программе развития ООН в 2008—2016 годах, вела проекты со всеми ветвями власти. Работала советником по инновациям в госсекторе в Глобальном центре ПРООН по госуправлению в Сингапуре. Выпускница Университета мировой экономики и дипломатии и магистратуры Университета Сэнт-Эндрюс, Шотландия.
В своих колонках я стараюсь формулировать сложные вещи простым языком для общественности по тем реформам, которые давно созрели. Колонка — это не научная статья. Это мнение. В зарубежной прессе этот формат именуется OpEd, что означает «opposite the editorial» — статья автора, чья персональная точка зрения может не совпадать с мнением редакции. Сегодня речь пойдёт о системе социальной защиты.
Последнюю неделю общество было взбудоражено трагической историей в Ташкентском зоопарке. Молодая женщина сбросила свою трёхлетнюю дочь в вольер с медведем. Ребёнок выжил, получив серьёзные травмы головы. История полна неожиданностей. Медведь Зузу оказался славным и мирным. Мать, по данным Министерства по поддержке махалли и семьи, была преподавателем в одном из столичных вузов, но в последнее время находилась в депрессивном состоянии по семейным обстоятельствам. Женщина училась на отлично, на руках имела два диплома о высшем образовании, коллеги из вуза положительно о ней отзывались.
Но в её семейной жизни сильно штормило, со стороны супруга нередко было рукоприкладство. Классическая жертва домашнего насилия, сказали бы те, кто немного разбирается. Родные мужа выгнали её из дома с двумя детьми, не предоставили взамен жилплощадь. Муж уехал в Россию. Выяснилось, что с июня 2021 она состоит на учёте в психдиспансере. Думаю, со временем станет известно ещё многое. Но в сухом остатке мы имеем ситуацию, когда, будучи в состоянии травмы/психоза/депрессии, мать бросила собственного ребёнка к медведю.
Я не пишу это, чтобы защитить дикий поступок или вызвать очередную волну гнева в адрес женщины. И без меня об этом все написали. Я хочу заглянуть вглубь проблематики. В ситуации подобного крайнего отчаяния становится очевидно, как не хватает в Узбекистане системы профессиональной социальной работы.
Социальная работа — это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплочённости и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей с сообществом. Такое определение даёт Международная федерация социальных работников.
Социальные работники существуют во многих странах — в Международной федерации социальных работников сегодня состоит 126 государств. Это даст вам понимание распространённости данных работников. Они оказывают самую разную помощь: ищут приют для бездомных и содействуют им в получении документов, подбирают приёмные семьи для детей-сирот, ухаживают за одинокими пенсионерами, помогают реинтегрироваться в общество бывшим осуждённым, работают с жертвами домашнего насилия
В нашем случае соцработник отвечал бы на уровне махалли за учёт семей в сложной жизненной ситуации. Соцработник уже при первых тревожных симптомах побеседовал бы с женщиной, провёл профессиональную оценку жизненной ситуации, поговорил с родными мужа, выявил бы корни проблем, выработал план реабилитации и направил к профильным специалистам. Как минимум — в случае учёта в психдиспансере — отправил на оценку к профильному специалисту на предмет опасности для несовершеннолетних детей на попечении женщины. И даже после резонансного случая именно социальный работник решал бы, что делать с детьми. Следствие отсутствия системы социальной работы (social work) мы видим своими глазами. И эта история не особенная, она симптоматичная. Человеку плохо, и он остаётся один на один со своей проблемой.
Самое парадоксальное то, что квалифицированных социальных работников в стране уже не первый год готовят сразу несколько вузов: Национальный университет, Чирчикский педагогический институт, Ферганский госуниверситет, Самаркандский госуниверситет, Бухарский госуниверситет, Гулистанский госуниверситет и другие. Не надо путать с социологами, речь именно о социальных работниках. К слову, первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 1898 году. Сегодня эта дата считается началом профессионализации социальной работы во всем мире. Именно Колумбийский университет благодаря финансированию ЮНИСЕФ долгие годы участвует в подготовке специалистов в Узбекистане. Центром компетенции стала кафедра социальной работы Национального университета, которая разрабатывает учебные планы и программы, образовательные стандарты для других вузов.
Кадры по социальной работе есть и на уровне бакалавра, и на уровне магистратуры. Но из-за отсутствия органа по социальной защите, отсутствия штатных единиц — все эти годы выпускники не могут работать по профессии. Более тысячи специалистов, которым нет штатных единиц.
А ведь вдумайтесь, наше общество сегодня остро нуждается в этих специалистах, способных совершенствовать социальную политику, систему социальной защиты и оказывать реальную эффективную социальную поддержку нуждающимся людям. Например, соцработники вели бы мониторинг семей, куда сейчас передают сирот из домов «Мехрибонлик». Насколько ребенок чувствует себя хорошо, нет ли угроз его/её здоровью, накормлен ли, в безопасности ли. Направляли бы приёмных родителей, обучали. Чтобы государство и социум были спокойны, что со стороны опекунов и приёмных родителей ничего не будет сделано во вред самым беззащитным членам нашего общества. И что детей не начнут возвращать как ненужную вещь. Соцработник — обязательный элемент в работе с сиротами и приёмными семьями в других странах.
«В контексте амбициозных социально-экономических реформ, проводимых сегодня, укрепление системы социальной защиты в Узбекистане не есть какая-то роскошь, которая может быть отложена до того, как страна разовьётся экономически, а является необходимым условием для устойчивого и инклюзивного экономического развития Узбекистана, — говорится в совместной оценке системы соцзащиты, проведённой Международной организацией труда, ЮНИСЕФ и Всемирным банком. — Отсутствие внимания к реформированию системы социальной защиты приведёт к усилению социальных рисков, включая увеличение неравенства, отставание в развитии человеческого капитала и рост общественного недовольства».
В 2019 году сообщалось о планах создания к 2022 году Министерства социальной защиты. Я пишу колонку в феврале 2022 года. Министерства так и нет.
Давайте взглянем, что случилось с системой социальной защиты за последние 20 лет.
С советских времен до 2001 года существовало Министерство социального обеспечения (собес).
13 февраля 2001 года его закрыли и образовали Министерство труда и социальной защиты населения. Основными задачами министерства была определена разработка мер по социальной защите населения и контроль за их реализацией, проведение единой общегосударственной политики в области оплаты труда, осуществление социальной поддержки безработных и членов их семей.
В 2015 году я инициировала проведение функционального анализа Минтрудсоцзащиты («Анализ функций госорганов: что это и зачем?»), и тогда мы выяснили, что из 37 ответственных работников центрального аппарата министерства только 4 занимались вопросами социальной защиты. Остальные — трудом. Было очевидно, что необходимо увеличивать ресурсы и штат для создания адекватной оргструктуры для решения проблем.
Вместо этого 2 февраля 2016 года министерство неожиданно разделяют на два (постановление президента о совершенствовании организации деятельности Министерства труда), фактически отрезая часть, ответственную за социальную защиту, и передавая её Минздраву. Так окончательно размылось понятие уполномоченного органа по социальной защите и начались «мытарства» портфеля по социальной защите. Кстати, ответственного по социальной защите нет ни в Кабмине, ни в Администрации президента. Так как это комплекс секторов, он подпадает под компетенцию нескольких вице-премьеров и заместителей советников. В социальную защиту входят и социальные услуги для уязвимых групп, и социальные выплаты, и социальное страхование.
Резюме: Узбекистану срочно нужен уполномоченный орган по социальной защите. Кадры для него готовы, необходимость в таком органе очевидна, с каждой резонансной новостью о проданных младенцах, убийствах, подброшенных детях она лишь растёт. Каждый отложенный год — новые жертвы. «Мы не отваживаемся на многое не потому, что оно трудно. Оно трудно потому, что мы не отваживаемся на него», — говорит римский писатель, философ Сенека.
Уполномоченный орган занимался бы выработкой взвешенной социальной политики в отношении уязвимых групп: семей в тяжёлых ситуациях, сиротах, одиноких престарелых, людях с инвалидностью. Он также отвечал бы за развитие социальных услуг, например, вместо передачи детей в интернаты на попечение государству — создание условий для пребывания ребенка в собственной семье. Что особенно актуально в свете ратификации Конвенции ООН по правам лиц с инвалидностью. И непременно в структуре госоргана должны быть штатные единицы хотя бы для 10 тысяч профессиональных соцработников, которые на уровне городов, районов и махаллей помогали бы нуждающимся выйти из сложной жизненной ситуации, изучали ситуацию и направляли в нужные органы.
Важность, ценность и польза для общества именно такого органа неизмеримо высока. Дождёмся ли?
В 2018 году «Газета.uz» публиковала колонку Азизы Умаровой «Реформы для людей».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Anvar M
Есть же Министерство по поддержке махалли и семьи, зачем новые госучреждения создавать?
Алексей Николаевич
@Anvar M, вы видели его работу?
Anvar M
@Алексей Николаевич, так все министерства у нас работают одинаково. Минсоцзащиты не будет исключением.
R. Lewine
Азиза, вам ли не знать, что создание Министерства Соцзащиты вовсе не означает, что эта соцзащита появится на деле.
Рустам Якубов
@R. Lewine, поддерживаю вас полностью.
Matyakub
Зачем увеличивать? Если имеющиеся госструктуры будут достаточно выполнять свои функции, то никаких других органов не надо. Упомянутые в статье функции возложены махалле и в другие органы, но эти органы работают в основном для хороших отчетностей, если бы эти органы выполняли свои функции, то количество разного рода бытовых или социальных происшествии уменьшилось бы. И хотел бы добавить, на счет развода в семье, хотят развестись, ну бог с ними, пусть разводятся, зачем уже треснувшую семью “клеит скотчем“.
Ойбек Исаков
Спасибо Азиза за освещение этой проблемы. Ассоциация инвалидов 4 года озвучивает эту проблему.
Patric Hornqvist
Должно быть Министерство труда и социальной защиты, которое получится расформированием и частичным объединением министерств: махалли, труда, сокращения бедности и это только то, что я вспомнил.
Хушбахт Худайкулов
Пока никому ничего не надо кроме денег!!!
Dinara Abdullaeva
Тогда получается, что половина министерств бесполезны. Но должен же кто- то нести конкретную работу и ответственноссть за социальные проблемы. работа Махалли не охватывает весь круг задач по социальной работе, это очевидно.
Дилмурад Хасанов
Вроде бы такое министерство уже было под названием Министерство соц. обеспечения.
UPS
Ликвидируйте Министерство Махалли, Министерство ЖКХ, Министерство бедности (верните Минфин) и вводите своё Минсоцзащиты.
Sanjar Rajabov
Минтруд, МинМахалля, Борьба с бедностью — должны быть просто управленим при МинЭкономике.
Зачем нам еще одна бюрократическая контора?!
Катя Кисова
Никогда в Узбекистане, не было никакой социальной защиты своих граждан, всегда наше государство оставляло своих граждан на произвол судьбы, в любое время, как хотите так и живете.
МАМЛАКАТ
социальная защита населения это очень широкий спектр работ, здесь должны работать люди не только с образованием, но и большим опытом работы в этой сфере. Многие ссылаются на то, что это работы махалли, но, например, я не знаю председателя махалли, где его кабинет, ни разу не видела его в нашей махалле, что можно ждать от такой махалли? Конечно все это организовано с благими намерениями, но бедность и безработица таки не сократилась!
Qwerty
Все проблемы из-за нехватки денег. муж не мог содержать семью и уехал на заработки. Не лучше ли поднять минимальную зп с текущих 800тыс сумов до 5 млнов сум. Тогда очень много проблем решится сразу.
Yuldashev Viktor
Катя Кисова, не искажайте действительность! Соцзащита в независимом Узбекистане всегда была, есть и будет. Это принципиальный вопрос, поставленный в ранг госполитики. Экономика Узбекистана социально ориентированная. Созданы механизмы материальной поддержки уязвимых слоев населения — детей сирот, одиноких пенсионеров, инвалидов, молодых, многодетных семей и семей, потерявших кормильца, учащейся молодежи и т.д., в числе которых, социальные пособия, льготное кредитования, субсидированное жилье и многое другое.
С недавних пор введены “Женские“, “Молодежные“ тетради. А это значит, что государство адресно занимается поддержкой женщин и молодежи. Более того, в стране предпринимаются меры по борьбе с бедностью. На все это затрачиваются колоссальные денежные средства. Откуда вы взяли эту чепуху: “Никогда в Узбекистане не было никакой социальной защиты своих граждан“, с потолка что ли?!
Алиса Печальная
@Yuldashev Viktor,
Средства затрачиваются, никто не спорит. И всяких программ, комитетов и тетрадей полно. Вопрос в том, насколько это результативно в жизни, а не в отчетности. Одним популизмом и громкими лозунгами, увы, не заставить дела делаться.
Оксана Викторовна Клименко
@Yuldashev Viktor, из жизни. Все эти копейки это ни о чем. А махаллю вообще нужно ликвидировать вместе с министерством. И реально министерство махалли никому не нужно. Махалля самый бесполезный орган. А вот минсоцзащиты вместо министерства махалли вполне уместно.
Дмитрий Недоступов
Социальная защита, это в первую очередь достойная заработная плата и пенсия. Мы до сих пор не знаем официальный прожиточный минимум. У пенсионеров нет никаких льгот. Трудовой Кодекс принятый в начале 90 годов не отвечает требованиям времени. Ни отдна Государственная структура не занимается профилактикой травматизма на производстве. Детям снизили пребывание в летних лагерях до 12-14 дней. Перечислть можно долго, но правильно писали выше- Министерство одно, второе, третье, а толку нет. Складывается такое мнение: хочешь что-нмбудь запороть — поручи махалле
Qaxromon Eshjonov
Полностью поддерживаю автора этой статьи! Необходимо пересмотреть структуру Кабинета Министров! Институт махалли, таковой, нигде нет, зачем он нужен нам, если цивилизованному обществу он не нужен!? В махаллях не работают соцработники, хотя ведут социальные работы, однако, не профессионально! У министерства бедности, махалли, здоровья, финансов, профсоюзов весьма распухший аппарат и между ними нет четкого разграничения, т.е. имеются места повторения функций! Соцработой должны заниматься именно получившие специальное образование специалисты!
Азизе Умаровой желаю сил и мужество во исполнении поставленных целей!