С 1 января 2022 года физические лица, совершившие покупки в пунктах розничной торговли, общепита и бытового обслуживания и зарегистрировавшие покупной чек в мобильном приложении Государственного налогового комитета Soliq, могут получить 1% от суммы покупки. Это было предусмотрено постановлением президента Узбекистана от октября прошлого года. Кешбэк будет начисляться на баланс в конце каждого месяца, его можно перевести на карту. «Газета.uz» подготовила руководство о том, какие чеки являются действительными, как зарегистрировать чеки и перечислить кешбэк на банковскую карту.
Что такое чек на покупку?
Чек на покупку — документ, сформированный в соответствии с законодательством на момент оплаты приобретённых товаров или услуг через онлайн контрольно-кассовые машины (онлайн-ККМ) или виртуальную кассу и распечатанный в электронном виде или на бумажном носителе, содержащий сведения о расчётах.
Чек, позволяющий получить возврат 1% от суммы покупки, должен содержать матричный штрих-код (QR-код) с фискальной отметкой, выданный с виртуальных касс или онлайн-ККМ. Кроме того, в чеке на покупку должен быть указан список купленных товаров. Ниже приведены образцы чеков.
Важно: система кешбэка распространяется на чеки, выданные при покупке товаров, еды или оплате бытовых услуг. За чеки, полученные при покупке автомобиля, железнодорожных и авиабилетов, оплате коммунальных услуг и услуг связи, возврат от суммы не предусмотрен.
На рисунке 1 показан список товаров на покупном чеке. Однако матричного штрих-кода (QR-кода) с фискальной пометкой нет. Поэтому данный чек нельзя зарегистрировать в приложении Soliq.
Рисунок 1. Фото: «Газета.uz»
Чек на рисунке 2 не является чеком на покупку. Он лишь подтверждает, что деньги с банковской карты были сняты. Регистрация таких чеков в мобильном приложении Soliq также невозможна.
Рисунок 2. Фото: «Газета.uz»
Чек на покупку на рисунке 3 имеет QR-код с фискальной пометкой и может быть зарегистрирован в приложении Soliq.
Рисунок 3. Фото: «Газета.uz»
Установка приложения Soliq
Для регистрации чеков на телефон должно быть установлено приложение Soliq. Скачать его можно через Play Market (Android) и App Store (iOS).
После установки приложения нужно зарегистрироваться, указав свои фамилию, имя, отчество и номер телефона, принять публичную оферту и установить пин-код.
Чтобы добавить в приложение карту, в разделе «Мои карты» нужно нажать на значок «+» и ввести номер, срок действия и, по желанию, название банковской карты.
При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий ваша карта отобразится в разделе «Мои карты».
Регистрация чека на покупку
Чтобы зарегистрировать чек, нужно нажать на большой синий круг в нижней части экрана. Откроется камера смартфона, её нужно навести на QR-код, программа автоматически его отсканирует.
Если не удалось зарегистрировать чек с помощью кода, сделать это можно с помощью «Фискального номера».
Он обозначен в нижней части чека аббревиатурами «ФМ» и «ФБ». При соответствии установленным требованиям чек будет зарегистрирован.
При успешной регистрации чек отобразится в разделе «Начислено» в верхней части приложения.
Список чеков формируется в разделе «Мои чеки». Кешбэк накапливается и отображается в разделе «Общая сумма кешбэка».
В разделе «История поступлений» можно просмотреть историю кешбэков, собранных путём сканирования чека на покупку.
Собранные средства можно перечислить на банковскую карту в разделе «Перевод на карту».
Не все чеки могут пройти регистрацию
Некоторые чеки не проходят регистрацию в приложении. Это связано с тем, что чеки могут не соответствовать требованиям, установленным ГНК. Например, иногда, несмотря на то, что чек имеет фискальную отметку и QR-код, приложение показывает «Ошибку кода товара (ИКПУ)».
Как сообщили в ГНК «Газете.uz», чеки онлайн-ККМ и виртуальных касс должны содержать информацию об идентификационном коде единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг). В случае обнаружения ошибки идентификационного кода товара, полную информацию об этом субъекте предпринимательства можно передать в налоговые органы. Там расследуют ситуацию, устранят ошибку и предоставят заявителю подробную информацию.
В соответствии с постановлением президента с 1 января для предприятий, осуществляющих розничную торговлю продукцией с цифровой маркировкой, установлено требование об обязательном использовании подключенных к онлайн-ККМ и виртуальным кассовым аппаратам специальных устройств (2D-сканеры, терминалы сбора данных или специальные устройства иного типа), обеспечивающих точное считывание и обнаружение штрих-кодов и кодов цифровой маркировки.
Физические лица, сообщившие через приложение о налоговых правонарушениях в налоговые органы, получат вознаграждение в размере 20% от суммы штрафа, наложенного за нарушение законодательства об использовании контрольно-кассовой техники и платёжных терминалов. Вознаграждение перечисляется на банковскую карту.
Чтобы отправить такое заявление в приложении Soliq, надо в разделе «Общие услуги» нажать на кнопку «Налоговый партнер».
Затем можно ввести необходимую информацию вручную или отправить в виде видеоролика размером до 10 Мб.
Или можно предоставить информацию, отсканировав выставленный в помещении каждого субъекта предпринимательской деятельности QR-код, содержащий информацию об организации.
Mukhammadjon Muminov
Да ваш кешбек не работает на ios. Только на андроиде работает. Как это понять. По вашей логике чтобы получить кешбек нужно купить андроид телефон
Тютенгей Мковский
@Mukhammadjon Muminov, зачем владельцу айфона эти копейки?))) Он и так не бедный))) или на возврат кредита надо насобирать?)))
Ruslan Nurmatov
Сегодня вы начнёте просить чек и получите за это 1 %, а после это выразится приростом цены и процент уже будет больше.
Штраф в 20% начнёт уничтожать маленькие магазины
Может замов ГНК озадачить открыть магазин и изучить проблемы изнутри.
Rust En
@Ruslan Nurmatov, вы реально думаете, что у них нет магазинов?
Или вы думаете что они платят налоги??
Baland
В приложении информация об ошибках ввода фискального номера выдаётся только на узбекском языке, да ещё и латиницей. А можно сделать на русском, пусть и латиницей?
Рашид Хуснулин
У ГНК же онлайн и что там не видно где и сколько чеков выдают? По моему они бюджетные (наши с вами между прочим) деньги тратят впустую (как то это уже коррупцией пахнет, а не реформами).
Обратите внимание на количество жалоб в фейсбук на проводимые ГНК реформы.
https://www.facebook.com/groups/pnk.uz/permalink/4687221744695328/
https://www.facebook.com/groups/pnk.uz/permalink/4529069853843852/
https://www.facebook.com/groups/pnk.uz/permalink/4681285801955589/
Азиз Набиев
Год назад уже было тоже самое. Тогда это называлось чековая лотерея. Читайте комментарии.
https://www.gazeta.uz/ru/2021/01/04/check-games/?utm_source=push&utm_medium=telegram%D0%BC
Даже на фейсбук почти на тоже самое жалуются.
По ходу не слышат чиновники ничего.
Опять же кто то уже предлагал и думаю что депутатам надо бы задуматься о ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧИНОВНИКОВ за свою деятельность.
https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/29/knowledge/
https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/10/meeting/
https://kun.uz/ru/52010400
Rustam Gatin
Кэшбэк приложением начисляется, но не подтверждается. И на карту не переводится.
Mukhiddin Kadyrov
@Rustam Gatin, В конце месяца будет подтверждено
Zafar Rustamov
Это все делается для того что бы средний и мелкий бизнес опять ушел в тень и давал как раньше налоговикам взятки. Помню времена когда налоговики хуже опг снимали дань с каждого бизнесмена.
Yusupov Bahrom
Manda taklif bor: Chakana savdo bilan shug'ulanuvchi tadbirkorlardan soliqni oborotiga — (pul aylanmasiga) nisbatan emas balkim. do'kon kvadratiga va ichidagi sotiladigan tovar kategoriyasiga nisbatan (koyfitsent belgilab baza stavkasiga bog'lab)olish mantiqan to'g'ri dib hisoliman. Shunda oborotlarni yashirishga extiyoj qolmaydi- chek berish bilan muammo ham bo'lmaydi. Hozirgi mavjud soliqqa tortish tizimi tadbirkor uchun manfatsiz va tadbirkorni pul aylanmasini yashirishga undaydi. Va soliqchilar uchun ham noqulay- nazorat qilishni imkoni yo'q! Nazoratni istemolchilarga topshirib (chek orqali kesh bek olish) — xalqni tadbirkorlarga teskari qilib qo'yish (ular ham shu xalq bo'lagi) juda ham sharmadali holat. Xalqda sotqinlik illatini shakillanishiga olib keladi ☝️
Нодир Нодир
Есть предложение добавить кнопку пожертвовать, и добавить в систему крупные магазины такие как макро или корзинка в которых бы появились полки с товарами первой необходимости “не можешь заплатить возьми бесплатно“ для малоимущих это была бы огромная польза
Александра Матюхина
Смешно всё это как то. Есть онлайн кассы по которым и так уже можно понять что почти нигде чек не дают. Зачем подключать для этого общественность.
ГНК вы когда документ ПП5252 на подпись заносили к Президенту вообще головой думали. Карусель, документ есть но работать не будет потому что то в последнее время ГНК занимается фантастикой. Остальную часть ПП5252 если почитать то тоже такой же сарказм вызовет.
Сначала надо было приучать требовать чек, затем требования повышать и мы бы за конфетку..
Qaxromon Eshjonov
Зачем все это, разумное решение в этом чего-то никак не вижу! Очередная современная балда, обязательно всегда что-то не сработает, и пользователь не будет тратить время за 1%!
Ruslan Nurmatov
Может быть в таком случае подумать как стимулировать торговые предприятия? Допустим льготы в налогах за то что чеки дают такие как надо.
ulugbek djumanazarov
Я договорилас с налоговиками закриваю сваю фирму с 1 февраля. ИП и работаю сними так удобнее
Борис Малков
Некоторые QR сканируются нормально, а некоторые нет почему?
Дмитрий
Не могу перевести сумму кешбека на карту. Подскажите, почему. Когда хочу перевести сумму, у меня показывает 0.00
Дмитрий
Или перевести на карту сумму кешбека уже нельзя? Или только в конце месяца? Как это делать, подскажите.
Анастасия
сегодня конец месяца, у меня накопилось 80к, захожу в “информация поступлений“, у меня пишут что Информация Недоступна! в чём прикол? как деньги на карту переводить? что это за лохотрон?
Анастасия
кто нибудь сегодня себе перевёл на карту кэшбек? напишите пожалуйста и как.?
наргиза
Здравствуйте. как перевести кэшбэк на карту. неполучается.
Venera Mirzabaeva
Здравствуйте, кешбэк не начисляется, как перевести на карту?
Shodlik Madrimov
Здравствуйте! Кто нибудь брал деньги на карту? Если да как? Подскажите пожалуйста
А.С.Х
Очередной обман. Сказали в конце месяца начисляют. А на деле нечего не начисляют.
Вот позор
Александр Никитин
Месяц закончился, и уже 6ачался 2ой месяц, а деньги не переводятся на карту, попахивает очередной куклой.
Anna Aripova
Кэшбэк не работает
Dmitriy
В приложении убрали возможность зарегистрировать чек по фискальному номеру. Теперь чек с нечитаемым QR-кодом зарегистрировать невозможно. В январе такая услуга была.
Bek
Не работает. Сначала было написано, что на рассмотрении, а потом просто пропали дегьги. Везде по нулям. Эксперимент не удался, делать иметь с этим органом бесполезно
Руся
У меня вобщим смс код не приходит
! @
@Руся, кто то смог вывести деньги?
P V
У кого нибудь получилось вывести деньги на карту? Уже больше месяца прошло, а в разделе подтверждено — 0
Жавлонбек Казаков
январ ойини кешбеклари мана бугун 16 феврал халигача тулаб беришмади, хаммаси ёлгон хеч канака кешбек йук, навбатдаги лохотрон!!! телефонда гаплашганимда 5 сана тулаб берилади дейишганди, 1 тийин хам тулашмади, нимага керак халкни алдаб, яна солик бошкармаси эмуш, жарима солишга келганда тезлик жуда катта, тулаб беришга келганди системаси ёки интернетлари ишламасдан колади
Maks Ajibaevich
Кажется, действительно лохотрон. Сегодня 16-февраля, а начисленная сумма до сих пор не подтверждена.
Зиёдулло
Не подтверждается
Прошло почти 2 месяца
Jamshid Malikov
Сначала сказали что в конце каждого месяца, потом сказали что15 числа, потом сказали что после 15 числа, уже 18 а никакого подтверждение суммы нет, соответственно и денег
Татьяна Таня
Смс с кодом не приходит, функция отправить код ещё раз не работает. Т.е. зайти в приложение невозможно. Зря только потраченые мегабайты на скачивание приложения
jasurbek bazarov
Почему не получается перечислить деньги на банковскую карту в разделе “Перевод на карту“.
jasurbek bazarov
Не могу перевести сумму кешбека на карту. Подскажите, почему. Когда хочу перевести сумму, у меня показывает 0.00
[Di]zzzZ
@jasurbek bazarov, Там подтверждение приходит в след месяц. То есть за март в апреле.
F.К.
Доброе утро. У меня тоже не переводится сумма кешбэка на карту.
[Di]zzzZ
@F.К., За март переведут вв апреле
хой
Деньги начислены, когда подтверждение придет??
Наргиза Тиляева
Здравствуйте. Я потеряла пластиковую карту, теперь не могу новую карту ввести в приложение. Старая не удаляется. Говорит выйти с приложения и войти заново, никак не получается. И удаляла полностью, заново загружала, всё равно не получается Подскажите пожалуйста
Вал Вал
Лохотрон какой-то, я уже третий месяц в этом приложении, в первый месяц зарегистрировано 4000 сум но подтверждено только 400 и даже их не переведешь, пишут меньше 1000 сум нельзя, хоп, жду и коплю дальше, следующий месяц 6000 кешбек, подтверждено 3000 начинаю переводить пишет ваша карта не найдена, пишу по новой данные карты, опять карта не найдена, лохотрон короче, сегодня с карты спокойно отправлял оплату, а ваш соликс тупая программа, наверно просто данные собирает от людей и все
Ирина
У меня уже 240 тысяч накопилось за 2-3 месяца а не как не подтвердили и не могу перекинуть на карту. Куда можно обратиться за помощью?
Махмуд Балтабаев
Всё нормально работает я уже два раза получил ожидаю третий всё до копейки выплатили
NarriFlong
Кэшбэк пришел месяц прошел на вывод он не подтверждается
бахтияр шаниязов
Почему не работает, то есть не удается зайти в приложение которое новое версия 1.2.5. Приходит код, причем всегда одинаковый 063*8 но при вводе оно как бы зависает. Смартфоны все подходящие андроид 5.1, 7, 9 версий. Верните старую версию тогда. которая работала! Или сделайте еще декстопную версию для виндовс с помощью “Фискального номера“ чека.
Sammum Sammum
У меня уже 52 тысяч накопилось за 1 месяца а не как не подтвердили и не могу перекинуть на карту. Куда можно обратиться за помощью?