Правление Центрального банка одобрило предварительный концептуальный проект «Основных направлений денежно кредитной политики на 2022 год и период 2023—2024 годов».
При разработке основных направлений денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023—2024 годов, в первую очередь, ЦБ учитывал цели обеспечения ценовой и финансовой стабильности в экономике и снижения инфляции до целевого уровня (таргета) 5% к концу 2023 года.
ЦБ отмечает, что остается высокий уровень неопределённости относительно будущих изменений внешних и внутренних экономических условий. В этой связи, учитывая масштабы и продолжительность воздействия внешних и внутренних факторов среднесрочных прогнозов макроэкономического развития, были разработаны базовый и альтернативный сценарии.
При разработке данных сценариев принимались во внимание изменения внешнеэкономических условий, прогнозы международных финансовых институтов по мировой экономике и ценам на основные экспортные товары, ожидаемые ситуации в странах — основных торговых партнерах и вероятные тенденции во внутренних экономических условиях.
Ситуация с пандемией рассматривалась в качестве важного критерия при определении условий сценариев, поскольку ход процесса вакцинации в мире становится основным фактором, определяющим быстрое восстановление экономического роста в развитых странах и относительно медленное восстановление в развивающихся странах.
Кроме того, в этом году, в качестве важных факторов при расчетах, учитывались изменения климата и предложение основных продовольственных товаров, показатели финансовой стабильности, а также планируемые реформы и их ожидаемые результаты.
Основной сценарий
В основном сценарии макроэкономического развития ожидается постепенное улучшение внешних и внутренних экономических условий, без значительных внешних рисков. Ситуация с пандемией нормализуется, долгосрочные ограничения на миграцию человеческих ресурсов и трансграничные перемещения не будут введены.
Условия данного сценария предполагают сохранение высоких темпов роста экономической активности, а также полное восстановление инвестиционного и потребительского спроса до допандемического уровня.
Согласно расчетам ЦБ в рамках данного сценария, объём валового внутреннего продукта в 2022 году достигнет своего потенциального уровня и реальные темпы экономического роста составят 5,5−6,5%, а в 2023—2024 годы около 6%.
В качестве основных движущих сил экономического роста в основном сценарии рассматриваются частные внутренние и иностранные инвестиции и структурные реформы в различных секторах экономики.
Задачи обеспечения макроэкономической стабильности обуславливают проведение постепенной фискальной консолидации и в этой связи прогнозируется сокращение общего фискального дефицита до 2−3% в 2023—2024 годах.
Исходя из влияния вышеприведенных факторов и степени либерализации регулируемых цен, ожидается, что уровень инфляции составит 8−9% в 2022 году и снизится до 5% в 2023—2024 годы.
Альтернативный сценарий
Условия альтернативного сценария макроэкономического развития основаны на таких предположениях как неблагоприятное формирование внешних экономических условий в результате сохранения напряжённой ситуации с пандемией и замедление экономической активности.
Согласно этому сценарию, реальный рост объёмов валового внутреннего продукта может составить 3−4% в 2022 году. С переходом ситуации в нормальную фазу будет наблюдаться восстановление экономической активности и валового спроса с 2023 года, и, по оценкам, реальный рост ВВП в 2023 году составит 4,8−5,8%, а в 2024 году — 5,5−6,5%.
При этом, в целях поддержки внутренней экономической активности, в 2022 году будет продолжено фискальное стимулирование, и ожидаемый фискальный дефицит составит около 4−5% к ВВП. С 2023 года начнется фискальная консолидация для обеспечения макроэкономической стабильности и прогнозируется сокращение фискального дефицита до 3−4% в 2023 году и до 2−2,5% к ВВП в 2024 году.
Формирование макроэкономического развития по условиям альтернативного сценария потребует отложения либерализации регулируемых цен на будущие периоды, отмечает ЦБ. В результате в условиях данного сценария прогнозируется уровень общей инфляции 7,5−8,5% в 2022 году и около 5,6−6,6% в 2023 году.
В каждом из вышеперечисленных сценариев основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике и достижение целевого показателя (таргета) инфляции, подчеркивает регулятор. При этом степень жёсткости денежно-кредитных условий будет определяться в зависимости от формирования ситуации, заложенной в сценариях.
Если в основном сценарии условия денежно-кредитной политики сохраняются относительно жёсткими, то в альтернативном сценарии могут быть приняты меры для незначительного смягчения денежно-кредитных условий, а также для обеспечения равновесия между стимулированием экономики в целях поддержания экономической активности и стабильностью цен.
В ближайшие годы, наряду с дальнейшим совершенствованием операционного механизма и развитием денежного рынка, в центре внимания Центрального банка будут находиться меры по реализации следующего этапа реформ на внутреннем валютном рынке, усилению аналитического и прогнозного потенциала и повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Задача повышения эффективности трансмиссионного механизма связана с развитием финансового рынка, в частности рынка государственных ценных бумаг, увеличением размера рынка частного капитала и развитием небанковских институтов финансового посредничества в экономике.
Особое внимание следует уделить вопросам устранения долгосрочных факторов инфляции в последующие годы, указывает Центробанк. В первую очередь, это требует реализации таких мер как, развитие конкуренции на потребительском рынке, увеличение объёмов производства потребительских товаров, снижение уровня концентрации импорта, развитие торговой и сервисной инфраструктуры в регионах.
Успешная реализация данных структурных реформ после достижения целевого уровня (таргета) инфляции позволит постепенно перевести денежно-кредитные условия в нейтральные, следует из проекта.
Условия | Факторы и каналы влияния | |
Основной сценарий | Альтернативный сценарий | |
Ситуация с пандемией | Ситуация с пандемией стабилизируется, вакцинация успешно продолжится | В связи с появлением новых штаммов вируса повысится вероятность усиления карантинных мер |
Внешний спрос | На фоне возобновления внешнеэкономической деятельности увеличится внешний спрос со стороны основных торговых партнеров и увеличатся объемы экспорта. Мировая экономика будет расти в 2022 году и в последующий период согласно базовому сценарию МВФ. | Сохранение проблем в логистике и перемещении людей негативно скажется на темпах роста объемов экспорта. В 2022 году может наблюдаться очередное замедление мировой экономики |
Объем денежных переводов будет иметь растущую динамику в рамках долгосрочного тренда | В 2022 году в динамике денежных переводов не будет роста, который будет постепенно восстанавливаться в 2023−24 годах | |
В 2022 году цены на нефть останутся высокими (внешнее давление на стоимость бензина сохранится на определенном уровне) | В 2022 году цены на нефть будут иметь тенденцию к снижению (оказывает понижающее влияние на стоимость бензина на внутреннем рынке) | |
Нет резких колебаний курсов валют основных торговых партнеров. Обменный курс сума будет относительно стабильным, сильного давления на реальный эффективный обменный курс не будет, и он будет формироваться в рамках долгосрочного тренда. | Под влиянием увеличения бремени внешнего долга, падения цен на нефть и других негативных факторов обменные курсы основных торговых партнеров могут быстро обесцениться. Это, в свою очередь, приводит к отклонению реального эффективного обменного курса от тренда. | |
Цены на золото | Роль золота как безопасного актива в 2022—2024 годах будет постепенно снижаться | Роль золота как безопасного актива будет сохраняться и расти в 2022 году, снижаясь с 2023 года. |
Внешние финансовые условия | В 2022−24 годах прямые иностранные инвестиции будут постепенно расти | В 2022 году роста прямых иностранных инвестиций не будет, а в 2023−24 годах будет наблюдаться медленное восстановление |
По мере восстановления мировой экономики развитые страны во второй половине 2022 года вступят в фазу ужесточения денежно-кредитной политики, и процентные ставки на финансовых рынках будут постепенно повышаться | В 2022 году текущие условия денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах останутся прежними, а ее относительное ужесточение будет отложено до 2023−2024 годов. | |
Изменение климата и урожайность | Базовый индекс цен на продовольствие (ФАО) снизится в 2022 году и сформируется в соответствии с долгосрочным трендом в 2023—2024 годах. Сбои в доставке и логистике товаров будут восстановлены. Последствия изменения климата будут сведены к минимуму, а производство увеличится. | Базовый индекс цен на продовольствие (ФАО) будет иметь тенденцию к росту в 2022 году с небольшим снижением в 2023—2024 годах. Сложности с трудовыми ресурсами в доставке, логистике и в период посадки, последствия изменения климата сохранятся, а гибкость не изменится. |
Внутренние условия и валовый спрос | С 2022 года начнется фискальная консолидация. В 2023—2024 годах общий бюджетный дефицит будет постепенно сокращаться. | В 2022 году фискальное стимулирование сохранится. Размер общего бюджетного дефицита в 2022 году может быть на уровне 2020 года. |
В первой половине 2022 года разрыв ВВП будет полностью закрыт, а в 2023 году экономика выйдет на свой потенциальный уровень. | Восстановление реальных доходов в экономике затянется. До первой половины 2023 года отрицательный разрыв ВВП сохранится, экономический рост будет ниже своего потенциального уровня. | |
Условия финансовой стабильности | Рост остатка по кредиту будет на уровне номинального роста ВВП при сохранении высокой доходности. | Пока рост остатков по кредитам находится на уровне номинального роста ВВП, темпы погашения кредитов могут упасть ниже уровня 2021 года. Доля проблемных кредитов (NPL) может увеличиться |
Структурные реформы | Регулируемые цены будут полностью либерализованы за один раз в 2022 году или поэтапно в 2022—2023 годы | Вопрос о либерализации регулируемых цен затянется и проведён после 2023 года |
Структурные реформы в промышленности и сельском хозяйстве будут успешно реализованы. Условия внешней торговли будут постепенно адаптироваться к международным стандартам. Уровень концентрации в экономике и импорте будет постепенно снижаться. Будет расти конкуренция во всех сферах на внутреннем рынке. Благодаря структурным реформам повысится производительность труда и эффективность инвестиций в экономику, а также возрастет роль факторов качественных изменений по отношению к финансовым и капитальным факторам в обеспечении экономического роста. | Реформы продолжатся в основном в системе здравоохранения, в то время как темпы структурных реформ в экономике могут несколько замедлиться. Уровень концентрации в экономике и импорте увеличится, и в результате внутренние цены могут быть выше, чем цены на внешних рынках. |
Полностью с документом на узбекском можно ознакомиться по ссылке.