Компания UzAuto Motors сообщила о возобновлении контрактации на автомобили Chevrolet Spark. Заключение договоров на машины этой модели снова доступно через мобильное приложение UzAutoSavdo.

В пресс-службе «Узавтосаноат» уточнили «Газете.uz», что система автоматически отключает контрактацию после реализации всех договоров по имеющимся комплектующим. То есть система не выдает больше контрактов, чем завод может собрать автомобилей.

Автопроизводитель отметил, что сроки поставки автомобилей могут меняться из-за глобального дефицита микросхем и полупроводников. В связи с этим, доставка автомобиля Spark по вновь заключенным договорам начнется в феврале 2022 года.

«Газета.uz» сообщала, что по итогам шести месяцев UzAuto Motors увеличила чистую прибыль почти на 70% — до 902,6 млрд сумов ($84,6 млн), несмотря на падение производства на 24%. В частности, выпуск Spark упал почти в 2,4 раза — с 14511 до 6085 автомобилей по итогам января-июня.

За первые шесть месяцев Узбекистан экспортировал автомобилей на 194 млн долларов. Основным рынком сбыта остаётся Казахстан, на который пришлось 93,7% всех поставок — 181,9 млн долларов. Следом идут Афганистан ($5,7 млн), Украина ($2,3 млн) и Россия ($1,9 млн).

Глобальный дефицит микросхем

Как пишет РБК, международные корпорации столкнулись с неожиданным вызовом — нехваткой полупроводников, необходимых для производства компьютеров, электроники, систем управления автомобилями и в других сферах. Среди причин глобального дефицита называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

The Bell уточняет, что текущие проблемы возникли из-за сложных цепочек поставок и ошибок планирования. Например, главные поставщики электронных компонентов для Volkswagen — это Bosch и Continental, также базирующиеся в Германии. Их специалисты предлагают как готовые решения для автопроизводителей, так и разрабатывают совместные решения в тесном контакте с производителями автомобилей. В свою очередь, Continental и Bosch размещают заказы на чипы, используемые в своих продуктах, у контрактных производителей полупроводников.

Volkswagen рассказывает, что еще в апреле 2020 года предупреждала своих партнеров о росте спроса во втором полугодии, но они не скорректировали план поставок. Сделать это сейчас очень сложно, так как мощности производителей полупроводников загружены на многие месяцы вперед. Причиной стало сочетание нескольких факторов: отложенный спрос, пандемия, перебои с поставками компонентов, санкции против китайских производителей.

Аналитики TrendForce выяснили, что мировой спрос на микросхемы оказался на 10−30% выше текущего предложения. По данным Susquehanna Financial Group, за первые четыре месяца 2021 года производители полупроводников резко начали отставать по исполнению заказов. Крупным компаниям приходится ждать микросхемы до 17 недель, а небольшим — до одного года или вообще отказываться от проектов.

Издание уточняет, что нехватка чипов повлияла даже на производство автомобилей. Крупнейшие мировые автоконцерны еще в начале 2021 года заявили, что им придется снижать планы по выпуску машин. Проблемы возникли у Nissan, Honda, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen, Suzuki, Subaru и других. Даже «АвтоВАЗ» начал выпускать автомобили Lada моделей Vesta, Xray и Largus без магнитолы. Автопроизводители потеряют в 2021 году более 110 млрд долларов.

Глава Cisco Чак Роббинс заверил, что нехватка микросхем будет ощущаться остро лишь до осени 2021 года. По его словам, предприятия уже наращивают свои мощности, и ситуация будет улучшаться в течение следующих 12−18 месяцев. В TSMC считают, что нехватка полупроводников сохранится и в 2022 году.

В каждом автомобиле Uzauto Motors насчитывается 100−300 комплектующих, использующих полупроводники, писал Spot. Они используются в спидометрах, электроусилителях, магнитолах, а также системах навигации и других.