Международное рейтинговое агентство Moody’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана на уровне «B1», но изменило прогноз со «стабильного» на «положительный», говорится в заявлении агентства.

Изменение прогноза на «положительный» отражает улучшение институционального потенциала страны и эффективности госполитики. Если это продолжится, агентство поддержит рост рейтинга.

Как отмечается в заявлении, постепенный прогресс в ключевых структурных реформах, включая усовершенствование денежно-кредитной политики и принятие среднесрочной налогово-бюджетной стратегии, ограничит рост государственного долга. Дальнейший прогресс в реформах, которые открывают экономику и финансовый сектор для большей конкуренции и стимулируют производительность труда в таких секторах, как текстильная отрасль, будет указывать на более высокую кредитоспособность страны.

Кроме того, Moody' отмечает фискальные и политические риски, связанные с предстоящими структурными реформами правительства, которые снизят значительную роль государства в экономике и которые могут привести к кристаллизации условных обязательств (обязательства, которые не признаются в отчетности, но раскрываются в пояснительной записке) при переходе к рыночной экономике.

Рейтинг также отражает умеренную внешнюю уязвимость и риски государственной ликвидности, а также умеренное бремя государственного долга при низких процентных расходах, хотя и с растущей долей внешних заимствований на коммерческих условиях.

По данным агентства, серия основополагающих реформ с 2017 года, направленных на снятие контроля над ценами на основные товары и либерализацию валютных операций, уже повысила производительность и конкурентоспособность в экономике. Moody’s ожидает, что со временем эти меры поддержат экономический рост и снизят инфляционные ожидания.

Институциональные реформы также были направлены на укреплении основы денежно-кредитной политики. Центральный банк Узбекистана установил таргет по инфляции на уровне 10% к концу 2021 года и 5% к 2023 году. ЦБ намерен достичь этой цели с помощью нового набора политических инструментов для привязки краткосрочных межбанковских ставок к уровню основной ставки ЦБ, включая депозитные аукционы и векселя центрального банка для вливания и поглощения ликвидности. Но эти меры ограничены высоким уровнем долларизации в банковской системе (почти 50%).

Агентство признало, что правительство продолжает реформы, несмотря на пандемию COVID-19. Например, законом о государственном бюджете установлен лимит государственного долга на уровне 60% ВВП.

Moody’s ожидает, что рост ВВП восстановится до 5,5% в 2021 году и до 6,3% в 2022 году по мере ускорения темпов реализации государственных строительных и инвестиционных проектов после пандемии, в то время как внутреннее частное потребление будет восстанавливаться постепенно с учётом недавнего роста числа случаев коронавируса.

Более того, расширение торговых связей и улучшение отношений с соседями по Центральной Азии, Китаем и Европейским союзом (ЕС) принесут дополнительные выгоды от всё более диверсифицированного экспорта Узбекистана. Доступ Узбекистана к программе торговых преференций ЕС (GSP+, одобренной в 2021 году, даст значительный импульс развивающемуся сектору одежды и пищевых продуктов. Министерство инвестиций и внешней торговли ожидает, что одобрение GSP+ увеличит экспорт текстиля в ЕС с 150 млн евро в 2022 году до 1 млрд евро к 2025 году.

«Однако укоренившиеся конкурентные преимущества государственных компаний, на которые приходится 55% ВВП, останутся препятствием на пути экономических реформ. Регуляторные и налоговые реформы, вероятно, улучшат деловой климат для малого бизнеса и поддержат потенциал роста. В более общем плане широкомасштабные реформы крупного государственного сектора, которые постепенно увеличивают конкуренцию и стимулируют производительность, укрепят суверенный рейтинг», — говорится в сообщении.

Moody’s прогнозирует стабилизацию долгового бремени в диапазоне 40−45% ВВП в среднесрочной перспективе, поскольку правительство уравновешивает свою цель по расширению доступа к международным рынкам капитала с ограничением общего роста госдолга.

Расходы на социальные программы, включая жильё, здравоохранение и образование, вероятно, останутся высокими в преддверии президентских выборов в октябре 2021 года и приведут к дальнейшему первичному дефициту (чистое превышение расходов бюджета над доходами) в 2021 и 2022 годах. При этом агентство ожидает возврата к первичному профициту к 2023 году.

Стратегия финансирования правительства будет по-прежнему смещаться от строго льготного внешнего финансирования к увеличению доли долгосрочных заимствований на рынке капитала почти до одной трети общего финансирования. Это отражает цель правительства — установить внешний ориентир (бенчмарк) для местных корпораций и финансовых институтов и диверсифицировать пул инвесторов.

Риски для устойчивости бюджета связаны с неопределенными затратами, связанными с реструктуризацией госпредприятий. Moody’s ожидает, что Фонд реконструкции и развития Узбекистана (суверенный фонд страны) мобилизует часть своих ликвидных активов в иностранной валюте на сумму 10,4 млрд долларов, что составляет примерно 19% ВВП 2020 года, чтобы обеспечить частичный финансовый буфер против потерь в процессе реструктуризации. По данным агентства, что ФРРУ будет также действовать как финансовый буфер против кристаллизации государственных гарантий, которые составляют 14% ВВП, но, по оценке Moody’s, фактические условные обязательства госпредприятий, вероятно, больше.

В настоящее время власти приступают к более сложным структурным реформам, включая приватизацию и продажу крупных государственных предприятий. Эти реформы будут включать в себя продажи крупнейших компаний в финансовом и энергетическом секторах, реформы управления и внедрение всемирно признанных стандартов бухгалтерского учёта на государственных предприятиях, которые правительство намеревается сохранить в государственной собственности, а также повышение цен на электроэнергию и теплоснабжение для домашних хозяйств до рыночного уровня.

«Тем не менее, предсказуемость и прозрачность исполнительных и законодательных процессов остаются слабыми. Потенциал политической или социальной нестабильности, связанный с продолжающимся переходом страны к рыночной экономике, скорее всего, останется источником событийного риска, по мнению Moody’s, особенно по мере того, как более спорные реформы выходят на первое место в повестке дня правительства», — говорится в сообщении.

Риск события относится к любому непредвиденному или неожиданному происшествию, которое может привести к убыткам для инвесторов или других заинтересованных сторон в компании или инвестициях.

Кроме того, процесс реформирования может повлечь за собой финансовые затраты, которые еще не определены, и может привести к кристаллизации условных обязательств, что приведет к сокращению активов ФРРУ. Социальный спрос также может возрасти в отсутствие достижений в развитии частного сектора или производительности, которые в противном случае создали бы возможности трудоустройства для молодой и растущей рабочей силы Узбекистана.

На улучшение рейтинга могут повлиять реформы, направленных на создание сильной конкурентной среды и рост производительности в экономике и финансовом секторе без ущерба для фискальной, внешней и ликвидной позиции государства. Также будет учитываться снижение зависимости от государственного внешнего долга для финансирования дефицита бюджета за счёт мобилизации внутреннего потенциала, в том числе за счет увеличения собираемости налогов и заимствований в национальной валюте.

Позитивный прогноз указывает на то, что в ближайшее время снижение рейтинга маловероятно. Но если в процессе рыночных реформ и приватизации государственные предприятия окажутся не готовы, то ухудшение финансового состояния этих компаний может угрожать макроэкономической стабильности страны. Рост внутренней политической напряженности или сокращение доступа правительства к внешним источникам финансирования также скажется отрицательно на кредитный рейтинг.