Президент Шавкат Мирзиёев на встрече в Самаркандской области в пятницу рассказал о важности проекта по строительству железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», который реализуют Узбекистан, Афганистан и Пакистан, сообщает корреспондент «Газеты.uz».

«Если бы за 27 лет мы построили железную дорогу в Китай или другую азиатскую страну, себестоимость нашей экспортируемой продукции была бы на 60−70% ниже», — сказал он.

По его словам, до сих пор Узбекистану приходится экспортировать товары через Россию или Казахстан. Ожидается, что после начала строительства Трансафганской железной дороги Узбекистан диверсифицирует свои экспортные рынки, а соседние страны снизят тарифы на транзит узбекской продукции.

Шавкат Мирзиёев сообщил, что по итогам нескольких переговоров с премьер-министром Пакистана Имраном Ханом и президентом Афганистана Ашрафом Гани ему удалось убедить их в совместной реализации проекта.

«Это принесёт выгоду, но кто сможет обеспечить безопасность на железной дороге? Только Пакистан, где проживает 200-миллионное население. Если мы сможем войти на этот рынок, то сможем выйти и на другие рынки через морские порты», — заявил он.

2 февраля по итогам узбекско-афганско-пакистанских переговоров был принят совместный план действий («Дорожная карта») по строительству железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», которая станет для Узбекистана «самым коротким и дешёвым путём» для выхода на другие рынки, сказал глава государства.

Шавкат Мирзиёев сообщил, что руководство России также выразило готовность участвовать в этом проекте. Соседние страны также проявляют интерес, отметил он.

«Вот этими вопросами занимается президент, а хокимы районов и городов должны заниматься вопросами сокращения бедности. Если бы мы не выделяли миллиарды долларов на это, а также на дороги, свет, газ, предпринимательство, если бы не создали систему „махаллабай“, я бы сегодня не говорил об этом. Сказал бы „хлопайте“ и покинул бы это место», — заявил он.

14 апреля президент Узбекистана провёл онлайн-саммит с премьером Пакистана, в рамках которого обсудил вопросы возобновления авиасообщения между странами, принятие соглашения о преференциальной торговле, упрощение визового режима, транспортно-транзитные и другие вопросы.

Министр транспорта Илхом Махкамов добавил, что страны также обсуждали ускорение реализации проекта железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» протяженностью около 600 км. По его словам, в мае планируется организовать экспедиционное обследование строительных участков, расположенных в Афганистане. Кроме того, стороны разработали проект соглашения о транзитной торговле.

Коридор в новое будущее Центральной и Южной Азии

Директор Института стратегических и межрегиональных исследований Элдор Арипов в статье для «Газеты.uz» писал, чем важен проект строительства дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» для Узбекистана. По его мнению, с позиции стран Центральной Азии трансафганский коридор откроет совершенно новый и наикратчайший путь к перспективным рынкам Южной Азии.

Громадные возможности экономического взаимодействия с Южной Азией обусловлены макроэкономическими показателями и динамикой роста этого региона. С совокупным населением 1,9 млрд человек (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн долларов Южная Азия — самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).

Строительство трансафганского коридора также диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии. Поскольку в арсенале стран региона будут иметься уже два маршрута по выходу к южным морям. С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к портам Чабахар и Бандар-Аббас, с другой — «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» с последующим выходом на порты Карачи и Гвадар.

После реализации проекта на транспортировку товаров из Пакистана в Узбекистан, как ожидается, будет уходить не 35 дней, а 3−5.