Правление Центрального банка Узбекистана 11 июня решило оставить основную ставку на уровне 15% годовых. На брифинге в четверг первый заместитель председателя ЦБ Ботир Захидов рассказал о «приемлемых» процентных ставках по кредитам с 1 июля, четырех новых инструментах для банков и как они повлияют на ставки.
Согласно макроэкономическому анализу, на фоне ожиданий снижения уровня инфляции к концу года до 11−12,5%, а к концу 2021 года — до 9%, установление банками процентных ставок по депозитам до 23% усиливает процентные риски, а предложение кредитов по 26−30% — кредитные риски, говорится в сообщении Центробанка.
Для предотвращения данных рисков, учитывая текущий уровень инфляции и состояние рынка, регулятор решил стимулировать банки вести разумную процентную политику путем использования денежно-кредитных инструментов и пруденциальных мер.
В частности, с 1 июля по 1 января 2021 года приемлемыми процентными ставками считаются:
- по депозитам в национальной валюте — 18%, по кредитам в национальной валюте — до 24%;
- по кредитам в иностранной валюте для субъектов предпринимательства — до 8%.
Отмечается, что значения процентных ставок будут изменяться, исходя из уровня основной ставки Центрального банка.
Ботир Захидов указал, что за последние 2−3 года в Узбекистане приняты ряд мер для улучшения бизнес-среды, в результате чего возрос интерес населения к предпринимательской деятельности. В свою очередь, это привело к резкому росту спроса на кредиты.
По его словам, рост кредитных вложений в экономику без учета изменения валютного курса в мае ускорился по сравнению с апрелем (с 2,2% до 2,8%) и за 5 месяцев составил 14,4%, или 30 трлн сумов. В 2018—2019 годы рост кредитных вложений в среднем составляли не менее 50% в год.
«Повышение спроса ведет к росту процентных ставок по кредитам и депозитам. Сегодня средняя процентная ставка по кредитам для бизнеса составляет 24−26%, по розничным кредитам для физлиц — до 30%. Нас очень беспокоит то, что процентные ставки по кредитам растут, несмотря на снижение инфляции», — сказал он.
Первый замглавы ЦБ отметил, что в течение двух месяцев проводилось исследование в этом направлении, а также встречи с представителями бизнеса, банками, международных финансовых институтов, Всемирным банком. В итоге регулятор разработал ряд инструментов, которые позволят банкам снизить процентные ставки по кредитам.
«Больше всего нас беспокоит то, что кредиты, выдаваемые по высоким ставкам, создают ряд кредитных рисков. То есть есть большая вероятность, что завтра кредит под 26% может быть не возвращен. Мы спросили у бизнеса, какой должна быть приемлемая ставка, и определили ее для бизнеса на уровне 21%, для розничных кредитов — 24%», — сообщил он.
Ботир Захидов подчеркнул, что введение приемлемых процентных ставок не ограничит доходность операций банков и банки сохраняют за собой право самостоятельно устанавливать процентные ставки в рамках своей деятельности.
«Мы вводим ряд экономических инструментов, которые позволят банкам вести процентную политику в пределах этих приемлемых ставок. Можно сказать, что мы создали благоприятную среду, чтобы они не превышали этот предел. Это не означает, что нельзя устанавливать ставку выше этой ставки. Но наши расчеты показывают, что банки смогут работать в пределах этих процентных ставок», — рассказал он.
Первый инструмент — увеличение коэффициента усреднения обязательных резервов банков с 0,35 до 0,75. Это позволит коммерческим банкам сохранить 75% объема обязательных резервов, подлежащих депонированию (хранению) в Центральном банке, на своих корреспондентских счетах. В свою очередь, это послужит поддержанию ликвидности в банках, заявил Ботир Захидов.
«Если до сегодняшнего дня банки должны были держать часть привлекаемых депозитных средств в Центральном банке, теперь мы создали механизм по возврату в распоряжении банков 75% этих средств. В свою очередь, это будет достаточным ресурсом для банков, чтобы проводить ежедневные расчеты и платежи», — сказал он.
Напомним, Центробанк 1 апреля повышал коэффициент усреднения обязательных резервов с 0,25 до 0,35.
Вторым инструментом станет снижение до 5 раз размера отчислений в Фонд гарантирования вкладов граждан в банках. Сейчас ежеквартально банки перечисляют в фонд 0,25% из фактического остатка вкладов граждан. С 1 июля эта сумма составит 0,05%.
«Это снизит расходы банков (взносы в фонд относятся к расходам банков, включаемым в себестоимость оказываемых услуг — ред.), что даст возможность для снижения процентных ставок по кредитам», — отметил первый зампредседателя ЦБ.
Третий инструмент — предоставление банкам кредитных ресурсов на 3 и 6 месяцев под гарантии стандартных активов банка.
В качестве четвертого инструмента Центробанк вводит безотзывные кредитные линии (БКЛ) под залог активов, классифицированных как «стандартные» в размере 2% от совокупных активов банка, при возникновении нехватки их ликвидности. Этот инструмент используется в Банке России.
«При возникновении рисков касательно платежеспособности банков Центральный банк берет на себя обязательство по выделению этих ресурсов (БКЛ). Сумма ресурсов составит до 2% от актива банка», — отметил Ботир Захидов.
Директор Департамента пруденциального надзора кредитных организаций Центрального банка Аброр Турдалиев сообщил, что регулятор будет предоставлять БКЛ банкам в течение 12 месяцев.
«Мы полагаем, что этот кредит будет самым дорогим на рынке. Поэтому он будет востребован в таких случаях, когда банк окажется не в состоянии обеспечивать беспрерывность платежей своих клиентов. По нашим расчетам, это произойдет, когда уровень высоколиквидных активов опустится ниже 3%. Он может быть выше, но не в состоянии выполнять обязательства», — указал он.
Директор Департамента пруденциального надзора кредитных организаций Центрального банка Аброр Турдалиев отметил, что БКЛ могут быть использованы в качестве дополнительной опции для выполнения норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ).
Первый замглавы ЦБ Ботир Захидов также напомнил, что через Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности бизнес можно получить 5-процентную компенсацию за процентные расходы по кредитам. По его словам, предприниматели активно пользуются этим механизмом.
Flyer
если снизят % ставку по кредитам, как это отразится на % ставке по депозитам?
sinsn sayar
процентные ставки по кредитам. это грабеж среди белого дня. просто нереально
Андрей Безфамильный
21% по кредиту — слишком жирно, но видать так “надо“, коль не меняется ситуация сколько лет. Так же как и ипотечный кредит.
Farrukh Kamolov
Приемлемая ставка для бизнеса это от 8% до максимум 15% — все что выше вряд-ли приемлемо.
Почему?
Средняя рентабельность бизнеса в условиях нормальной конкуренции это 20%. При таком уровне можно снизить риск не окупаемости инвестиций. Отсюда на “себя“ остается минимум 5%. Когда кредит дороже рентабельности, приходится завышать цены — становится не конкурентным, тем самым повышая риск не возврата инвестиций или же работать “в черную“.
Farrukh Khodjaev
Во всех нормальных странах процентные ставки банковского сектора регулируется учетной (ключевой) ставкой. При снижении ставки ликвидность увеличивается, кредиты дешевеют. При увеличении идет обратный процесс.
Чтобы учетная ставка работала как реальный инструмент управления денежно-кредитной политики, необходимо, чтобы ЦБ предоставлял коммерческим Банкам ликвидность по этой ставке, вот и все, никакого велосипеда изобретать тут не надо.
Снижать нормы резервирования и отчислений в фонд гарантирования вкладов, очень рисковано и может порадить более опасные проблемы.
john smart
Все предложенные инструменты являются краткосрочными, а бизнес нуждается в долгосрочных денежных ресурсах на 10-15 лет. Пусть ставка будет плавающая, например 50% от ставки рефинансирования и плюс 2% маржа коммерческого банка.
Теперь средства банкам будут выделяться не под обеспечение высоколиквидного актива, а под обеспечение ипотечных кредитов, квалифицированных как стандартные. Как ЦБ может контролировать остаток ипотечного кредитного портфеля в банках, если вдруг весь портфель погашается или часть портфеля выходит на просрочку? Для секьюритизации кредитного портфеля надо заранее установить стандарты выдачи ипотечных кредитов и эти кредиты должны погашаться заёмщиком минимум первые 6 месяцев и только после это со согласия заёмщика банк имеет право передавать закладные третьим лицам, т.е. в ЦБ. Иначе это не будет считаться обеспечением по кредитам ЦБ. Мне кажется есть очень много вопросов к компетенции кадров ЦБ. Чувствуется отсутствия опыта и фундаментальное понимание частного бизнеса.
Marcus Aurelius
Что вероятнее всего произойдет на самом деле: для розничных кредитов банки берут деньги у населения. Естественно население хочет сдавать свои деньги под такие проценты, что бы ему было выгодно, что бы получить компенсацию за девальвацию сума и дополнительные проценты (премию) за риски из-за потенциально возможной девальвации сума. Давайте посчитаем насколько обесценился узбекский сум за год в период за 11 июня 2019 года по 11 июня 2020 года. Открываем сайт ЦБ РУз и смотрим на сколько обесценился сум: на 11 июня 2019 года доллар США стоил 8518 сумов, теперь отнимаем это значение от сегодняшнего курс 10153 сума, получается доллар вырос за 1 год на 1653 сума или сум обесценился за 1 год на 19,19%.
Сейчас представитель ЦБ заявляет, что максимальная кредитная ставка будет 24%. Принимая во внимание, что местные банки за маржу меньше чем 8% работать не будут, отнимаем от 24% маржу банков 8% получается 16%. Значит максимальный процент по которому банки смогут принимать деньги от населения будет 16%. Кто будет вкладывать в банки свои деньги в сумах зная что за текущий год сум обесценился на почти 20%?? Получается, что вкладчик потенциально глядя назад, понимает, что вероятнее всего он потеряет по вкладу около 4 %. Вы лично положили бы свои деньги знаю такаю динамику узбекского сума??
Так что банки очень вряд ли получат деньги от населения под 15-16% вклады. Тогда ЦБ может начать печатать сумы и раздавать банкам по низким процентам, что бы поддержать низкие ставки по кредитам. Это в свою очередь, безусловно, вызовет спрос на доллары на валютной бирже, что бы курс не начал резко расти ЦБ надо будет поддерживать сум валютными интервенциями.
Валютные интервенции ЦБ, это чаще всего продажа золота на внешнем рынке за доллары, а потом продажа долларов на валютной бирже Узбекистана. Принимая во внимание что золото выросло в цене с начала пандемии на приблизительно 15% может быть ЦБ будет достаточно долларов на поддержку сума, а может быть и нет. Если ЦБ будет держать курс сума стабильным, при таких кредитных ставках, то уйдут огромное количество золота, что маловероятно, вероятнее будет как всегда, ЦБ опустит курс сума, что вызовет очередной подрыв доверия населения к местной валюте, и еще большей долларизации экономики.
Marcus Aurelius
john smart,
//Пусть ставка будет плавающая, например 50% от ставки рефинансирования и плюс 2% маржа коммерческого банка.// ставка рефинансирования была 15-16% за прошедший год, делим на два получается 7,5-8% плюс 2% маржа банка получается 9,5-10% годовых. Сум обесценился за тот же год на почти 20%. Получается кто-то хочет кредиты по минус 10 процентов годовых. Вах-вах-вах не кредит, а рахат-лукум какой-то!! Всяким ЦБ ЕС и Банку Японии такие отрицательные ставки в лучших снах не снятся.
//Чувствуется отсутствия опыта и фундаментальное понимание частного бизнеса.// Мировой опыт “фундаментального понятия частного бизнеса“ говорит о том что низкие процентные ставки приводят к краху местных валют.
Murad Ahrorkulov
Ничего себе приемлимая ставка
Stork Maya
Marcus Aurelius, когда горит один угол дома подметать другой угол не стоит! Зачем таргетировать инфляцию если безработица зашкаливает? Процентные расходы по кредитам повышают себестоимость товара, инфляция считается по ценам товара. Получается замкнутый круг. У кого-то должен хватит ума и компетенции остановить этот беспредел.
Шохрух Асад
Ставка рефенансирования ЦБ по сути не должно быть выше роста ВВП страны, иначе это превыдеть постоянному непрерывныму роста инфляции, это означает замкнутый круг по инфляции. Посмотрите на развиты страны. До пандемии у них ВВП рос на 2 — 3 % в год, а ставка их ЦБ не превышал от 0,5 % до 1,5 % в год. У них ставка рефенансирования даже ниже чем рост ВВП их страны. По этому у них и инфляция не превышает 1- 2 % в год.
Slava K
21% по кредиту на развитие бизнеса — это Грабеж.
Также как и 25% на ипотеку — “договор о внезапной конфискации имущества“..
Как такими процентами обуздать инфляцию?
Пусть считают в Долларах США и назначают нормальные проценты.
Сейчас кредит на жилье по всему миру — 0,5% — 3%. Потому что так пытаются подогреть спрос.
У нас спрос и предложение на разных уровнях.
Открывайте иностранные банки и они за счет конкуренции собьют ставку рыночным способом.