Привлекательность аэропортов Узбекистана для иностранных авиакомпаний планируется повысить за счет снижения цен на авиационное топливо и аэропортовых сборов. Об этом заявил министр транспорта Эльёр Ганиев, выступая в среду на пресс-конференции, посвященной предстоящему Международному авиафоруму Uzbekistan Airports, Aviation & Logistics Forum.

По его словам, в стране будут созданы «такие конкурентные условия, при которых Узбекистан станет очень привлекательным направлением». Министр сообщил, что уже существенно снижена цена на авиатопливо, которая составляет порядка 880 долларов за тонну.

Эльёр Ганиев отметил, что важным для рынка авиатоплива станет запуск до конца 2020 года завода Uzbekistan GTL в Кашкадарьинской области, где будет производиться 1,7 миллиона тонн разных видов топлива, включая свыше 300 тысяч тонн авиакеросина, а также дизель и бензин.

«Я уверен, что с пуском в эксплуатацию этого производства у нас в принципе проблем с обеспечением авиатопливом не будет. К сожалению, сегодня его производится недостаточно, чтобы в полном объеме обеспечить и Uzbekistan Airways, и Uzbekistan Airports. Поэтому мы вынуждены определенные объемы импортировать. При этом я хочу сказать, что цена уже как минимум на 120−140 долларов снизилась. И это создает хорошие конкурентные условия для аэропортов Узбекистана», — сказал он.

Министр транспорта сообщил, что цены на авиатопливо будут контролироваться, чтобы они были не выше, чем в среднем по региону. Это позволит создать необходимые условия для конкуренции, считает он.

Более того, планируется снизить аэропортовые сборы: «Там целый ряд позиций, всего около 40, но в целом на 20% услуги аэропорта будут дешевле. Это тоже даст сильный толчок для роста привлекательности наших аэропортов как для перевозчиков пассажиров, так и для перевозчиков грузов», — отметил Эльёр Ганиев.

Глава Минтранса признал, что международный интермодальный центр логистики «Навои» не получил развития из-за высокой стоимости авиатоплива.

«Авиация должна играть свою роль и в организации перевозок грузов. В этом плане также планируется создание целого ряда хабов, в том числе достаточно долго работаем по аэропорту „Навои“. К сожалению, этот проект не получил развития прежде всего из-за как раз высокой цены на топливо», — сказал он.

Напомним, центр логистики был открыт на базе аэропорта Навои в непосредственной близости от свободной экономической зоны «Навои» в 2008 году. Центру были предоставлены налоговые льготы и таможенные преференции. Возведена нужная инфраструктура, управление центром было передано компании Korean Air.

Президент Шавкат Мирзиёев в 2017 году отмечал, что основной причиной отсутствия интересов зарубежных грузоперевозчиков к центру логистики «Навои» являются перебои в поставках авиакеросина. Другой причиной сложившейся ситуации глава государства назвал «беспечность, безответственность некоторых должностных лиц, непосредственно ответственных за сферу, их неспособность развивать центр на основе глубоко продуманной стратегии».

Ранее мы писали о планах Минтранса привлекать зарубежные компании к управлению аэропортами Узбекистана на основе тендеров.