Со следующего года абитуриенты смогут подавать документы в вузы через сайт Государственного центра тестирования (ГЦТ) или через мобильное приложение. ГЦТ намерен ввести сертификат по уровню владения узбекским и русским языками, но сфера его применения еще не определена.

Об этих нововведениях в системе тестирования рассказали представители ГЦТ на пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций 28 декабря. В мероприятии участвовали заместитель директора ГЦТ Кахрамон Хакбердиев, руководитель пресс-службы центра Орзикул Бобоев, начальники управлений Диёрбек Кучкаров, Севара Зупарходжаева и Сардор Раджабов, а также другие представители и эксперты ГЦТ.

С 2020—2021 учебного года абитуриенты будут сдавать пять предметов для поступления в бакалавриат отечественных вузов. Предметы по направлениям и критерии оценки уже утверждены. У абитуриента будет 3 часа 30 минут, чтобы выполнить 105 заданий по пяти предметам и закрасить лист ответов. В направлениях, где присутствует творческий экзамен, один из предметов в блоке по специальности будет заменен творческим экзаменом.

Исчезает понятие «поочередность предметов» — все предметы в обязательном блоке будут оценены в 2,1 балла, а задания в блоке по специальности — по 3,1 балла. За счет этого в будущем у абитуриентов может появиться возможность подавать документы не на три направления сразу, как сейчас, а на шесть.

Для унификации порядка поступления в гражданские и военные вузы прорабатывается вопрос о введении тестирования по пяти предметам и в военных вузах.

Специалисты, присутствовавшие на мероприятии, подняли вопрос о том, достаточно ли отводится времени для абитуриентов, которые сдают тесты по точным и естественным предметам (физике, химии, математике): по ним могут быть задачи, решение которых требует 15 минут и более. В этом году, отметили они, в вариантах по химии были задачи, которые занимают довольно много времени.

Отвечая на этот вопрос, представители ГЦТ не согласились, что по этим предметам есть сложные задачи, для решения которых требуется калькулятор. За последние два года тестовые задания значительно упрощены, и в этом году работа в этом направлении продолжится. После жалоб на тесты по химии ГЦТ опубликовал один случайный вариант с решениями, и претензий о том, что этот вариант был сложным, не поступало. По точным и естественным предметам есть и такие задания, которые требуют менее 30 секунд, поэтому и среднее время на одно задание — 2 минуты.

Севара Зупарходжаева сообщила, что Министерство народного образования сейчас рассматривает вопрос о дифференцированном обучении в старших классах: возможно, дети будут изучать только те предметы, которые им интересны. Если это будет введено, появится возможность пересмотра порядка тестирования. Кахрамон Хакбердиев отметил, что могут быть введены сертификаты по математике и другим предметам, по аналогии с сертификатами по иностранным языкам.

Улугбек Норалиев сказал, что с нового учебного года у абитуриентов будет возможность подавать документы через сайт ГЦТ или специально разрабатываемое мобильное приложение.

По словам Сардора Раджабова, Управление по оценке уровня владения иностранным языком ГЦТ планирует введение тестирования по русскому и узбекскому языкам, многоуровневого теста по определению уровня владения иностранным языком и возможность для учителей вместо теста на надбавку сдавать тест APTIS в сотрудничестве с Британским советом.

«Газета.uz»: В одном из Telegram-каналов было высказано мнение о том, что возвращение предмета «История» в качестве одного из основных предметов тестирования для юридических направлений было ошибочным. Отвечая на это мнение, ГЦТ написал, что усвоение студентом своей специализации в вузе не зависит от предметов во вступительном тестировании. Но в тестологии есть понятие «предиктивная валидность», которая является одним из аспектов конструктивной валидности. Это понятие как раз таки подразумевает такую связь между вступительным тестированием и успехом в дальнейшем обучении в вузе. Проводил ли ГЦТ какие-либо научные исследования по предиктивной валидности вступительных тестов? Какова научная основа включения тех или иных предметов в блоки тестирования?

Диёрбек Кучкаров: ГЦТ представил свои предложения [о предметах во вступительном тестировании, соответствующих тем или иным направлениям обучения] во все министерства и ведомства, которые имеют вузы. Исходя из этого, поступило более 15 тысяч предложений по всем направлениям, в том числе и по направлению «юриспруденция». В том числе и учитывались мнения Министерства юстиции, которому подчиняется Юридический университет. Исходя из их предложений, по направлению «юриспруденция» в блоке по специальности определены история и иностранный язык.

Севара Зупарходжаева: Специалистами разрабатывается то или иное предложение, после чего изучается мнение специалистов других министерств и ведомств, которые имеют образовательные учреждения и которые отвечают за подготовку специалистов.

«Газета.uz»: Прошла половина учебного года, но абитуриенты до сих пор не знают, какие компетенции и какими способами будут проверены как по обязательным предметам, так и по предметам по специальности. По состоянию на сегодня на сайте ГЦТ нет обновленных спецификаций тестов. С чем это связано?

Севара Зупарходжаева: Да, спецификации мы не опубликовали и это не является обязательным. Мы работаем по спецификациям, у нас они есть — наши предметники работают. Но [мы изучили] опыт других государств, например, Южной Кореи или Японии, у них в практике нет публикации спецификаций. Поэтому в этом году мы их не опубликовали. Есть учебные программы, по которым они обучаются, и есть учебники. Мы опубликовали перечень рекомендованных учебников, так как в разных учебниках порой дается противоречивая информация. Для того, чтобы абитуриент знал, по каким учебникам готовиться, мы и дали этот перечень. Эти учебники рекомендованы министерствами, и тестовые задания будут по ним. Согласно нормативной базе, тестовые задания составляются на основе учебных программ народного и среднего специального образования.

«Газета.uz»: Говорится, что тестовые задания в обязательном блоке будут первого уровня сложности. Что под этим подразумевается? Если взять шкалу сложности тестового задания от 0,1 до 0,9, принятую в тестологии, в какую шкалу попадает этот первый уровень сложности? И как ГЦТ собирается выявить уровень сложности, если для этого надо проводить апробацию всей базы, но до сих пор ГЦТ апробацию проводил выборочно?

Севара Зупарходжаева: Мы традиционно делим тестовые задания на три уровня и есть еще четвертый уровень сложности, который мы называем «олимпиадным». Задания первого уровня — это задания, которые опираются на одно правило, связаны только с одной темой и не требуют систематизации знаний по нескольким темам или ступенчатого решения. На сайте мы дали варианты тестов, и мы будем рады предложениям по упрощению или усложнению, или более качественному изложению заданий.

«Газета.uz»: Объясните, пожалуйста, логику в тестировании одного и того же абитуриента в один и тот же день по одному и тому же предмету два раза, сначала с помощью простых заданий, а затем с помощью разноуровневых заданий? (Например, математика или история могут присутствовать и в обязательном блоке, и в блоке по специальности).

Севара Зупарходжаева: В последние годы идет реформирование системы проведения вступительных тестовых испытаний и это — одна из ступеней в этой реформе. В первом (обязательном) блоке — 15 более простых вопросов и во втором блоке (блоке по специализации — ред.) предмет может повториться. Это уже утверждено. Это были предложения различных министерств и ведомств, в том числе Минвуза, и они считают именно такое видение вопроса правильным.

«Газета.uz»: Если будет введен сертификат по узбекскому языку, по аналогии с сертификатом по иностранным языкам, в каких направлениях он будет применяться, учитывая, что методика тестирования родного и иностранного языков совершенно разная? И как составители тестов определяют уровень по узбекскому языку? Даже несмотря на наличие огромной исследовательской базы и инструментов для определения уровня текстов (например, разработки Кембриджского университета), в официальных сборниках по английскому языку были использованы тексты, превышающие уровень B1. А по узбекскому языку такие инструменты еще даже не созданы.

Сардор Раджабов: Касательно сфер применения сертификатов по русскому или узбекскому языкам, это тестирование второго языка, а не родного. ГЦТ расширяет сотрудничество с иностранными организациями, и они часто нас спрашивают, проводим ли мы тестирование по русскому или узбекскому языкам. Наше управление проводит тестирование по 15 иностранным языкам и к этому портфолио языковых экзаменов мы решили добавить еще 2 языка. Пока мы еще не можем конкретно назвать сферу применения этих сертификатов. По нашему мнению, первым шагом может быть тестирование организациями или компаниями уровня владения узбекским или русским языком своих сотрудников. Если организации выйдут к ГЦТ с просьбой о таком тестировании, мы могли бы это сделать.

ГЦТ пока еще не рассматривает возможность использования этих сертификатов при поступлении в вузы. Касательно определения уровня узбекского языка, у нас есть поручения от Кабинета Министров и создана рабочая группа по узбекским и русским языкам. Рабочая группа, состоящая из специалистов по языку, работает над определением уровня слов в этих языках по аналогии с разработками Кембриджского университета. Это нелегкая работа, и она займет определенное время. За образец, как я уже сказал, взяты разработки Кембриджского университета.