Банки Узбекистана внедрят систему удаленной идентификации пользователей для удаленного управления банковскими счетами, говорится в обзоре развития систем дистанционного банковского обслуживания, опубликованном на сайте Центрального банка.

«Запуск этого механизма позволит упростить банковское обслуживание и обеспечит сохранение необходимого уровня контроля над операциями. Используя систему единого механизма удаленной идентификации, клиенту не потребуется, обращаясь за различными финансовыми услугами, повторно предоставлять данные в финансовые учреждения», — говорится в документе.

В 2018 году предполагается модернизация Национальной информационной базы банковских депозиторов (НИББД) путем регистрации физических лиц и присвоения им уникальных кодов. Присвоение уникальных кодов является актуальным и в системе «Электронного правительства», поэтому Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций предусматривается использование в качестве идентификатора физического лица персонального идентификационного номера физического лица (ПИН ФЛ).

В настоящее время банками Узбекистана выпущено порядка 19,3 миллиона банковских карт. За первые 10 месяцев 2017 года по ним осуществлено операций на 36,9 трлн сумов.

Взаиморасчеты между банками по розничным платежам, в том числе расчеты по банковским картам, осуществляются Клиринговой системой Центрального банка. Эта система также обеспечивает взаимодействие с биллинговыми системами поставщиков услуг и информационной системой Казначейства Министерства финансов.

Большинство операций по банковских картам осуществляются через POS-терминалы, банкоматы и терминалы самообслуживания. Терминальная инфраструктура состоит из более 235 тысяч терминалов и 5500 инфокиосков.

Общее количество пользователей SMS- и мобильным банкингом на 1 декабря составляло 4,05 миллиона против 219,4 тысячи пользователей интернет-банкинга (на начало года — 1,906 миллиона и 135,6 тысячи соответственно).

Более 3,7 миллиона держателей карт используют мобильные приложения. Наиболее востребованными услугами через приложения являются оплата услуг мобильных операторов и интернет-провайдеров, оплата коммунальных услуг, налогов и других обязательных платежей. Объем платежей поставщикам услуг через Клиринговую систему ЦБ за 11 месяцев достиг 4 трлн сумов, а количество платежей превысило 31 миллион транзакций.

Для развития онлайн-банкинга в стране банками разработаны графики по внедрению мобильного банкинга для физических лиц. В целях расширения услуг мобильных приложений с возможностью дистанционного управления банковскими счетами на базе Клиринговой системы ЦБ ведется тестирование механизмов осуществления платежей с карты на карту, выдачи и погашения кредитов, оформления онлайн-вкладов, онлайн-оплат в пользу субъектов торговли и поставщиков услуг.

Рассматривается запуск единой платформы, позволяющей клиентам банков совершать операции по своим банковским счетам в разных банках в режиме 24×7 без перерыва на выходные и праздники.

В рамках расширения инфраструктуры приема безналичных платежей в 2018 году намечена реализация механизмов использования бесконтактных способов принятия оплат (на рынках, ярмарках вне торговых помещений, на транспорте и т. д.) с применением мобильных приложений с использованием QR-кодов и NFC.