Колумнист «Газеты.uz» Никита Макаренко считает, что кардинально реформировать систему ЖКХ в Узбекистане можно только с помощью частных предпринимателей. Время ТЧСЖ и общественников безвозвратно прошло.

Повестка дня меняется так быстро, что на фоне конвертации и дельфинов мы забыли про важнейшую реформу: жилищно-коммунального хозяйства. Ничто так не влияет напрямую на уровень и качество жизни людей, как сфера ЖКХ. Чистые подъезды, дворы и эффективно функционирующие коммуникации делают нас счастливее.

Сегодня мы оставим в стороне вопросы снабжения ресурсами — газом, светом и электричеством. Будем говорить о другой болезненной сфере ЖКХ — об обслуживании многоквартирных домов.

Ситуация изнутри мне хорошо известна. В своем многоквартирном доме мы с несколькими активным жильцами с нуля создали свое ТЧСЖ и сейчас успешно управляем домом, решая его проблемы. Участвуя в этом бесплатном и добровольном процессе, я сделал однозначный вывод — действующая система неэффективна.

Коммунальный монстр

Мне кажется, что стратегия реформ в сфере ЖКХ не совсем верна, так как вместо движения в сторону рыночной экономики, мы пытаемся всеми способами поддерживать нежизнеспособного монстра.

К этому монстру пришиваются все новые головы, руки и ноги: к чрезмерно демократичным ТЧСЖ приспособили рычаги в виде контроля хокимията и махаллинских комитетов, всевозможных кураторов из государственных служб и нового Министерства жилищно-коммунального обслуживания. Все это сдабривается новыми законопроектами-заплатками и щедро посыпается кредитами. В итоге монстр ходить самостоятельно не умеет. Только страдает от боли и постоянно просит кушать.

Все постсоветские страны столкнулись с этой проблемой. Система коммунального обслуживания многоквартирных домов в СССР изначально была создана в расчете на государственные дотации. Идеально приспособить ее к рыночной экономике пока еще не получилось ни у кого.

Минутка оптимизма: не стоит думать, что в сфере ЖКХ все плохо только у нас. К примеру, в России общая задолженность по платежам ЖКХ составляет 1,34 трлн рублей (23,2 млрд долларов по данным на июль 2017 года). Опрос, проведенный в июне Счетной палатой Российской Федерации, показал, что только 1% россиян оценивают качество услуг ЖКХ на «отлично».

Давайте попробуем разобраться, почему наша система ЖКХ буксует и что стоит предпринять.

Too much democracy

Главная проблема в том, что закон о ТЧСЖ слишком хорош для нас. Он чересчур демократичен. По закону, общему собранию жильцов принадлежит вся власть. Только оно может руководить деятельностью ТЧСЖ и всеми его нюансами.

Но только вот никто не хочет тратить ни минуты собственного времени, чтобы руководить и заниматься общественной работой. Собрать общее собрание жильцов — задача для Геракла. На практике жильцы не хотят знать свои права и реализовывать их.

За десятки лет советской власти в сознании зацементировался максимально пассивный поведенческий паттерн: «Сейчас кто-нибудь придет и все починит». Жильцы будут писать в порталы, жаловаться на жизнь и клясть правительство, но ни за что в жизни не будут заниматься решением своих проблем самостоятельно.

Наша система ТЧСЖ во многом повторяет немецкую. В Германии каждый дом тоже обязан создавать товарищество, которое обладает всей полнотой власти. Там эта система работает с высочайшей эффективностью. Ведь для нее есть «топливо» — гражданское общество с крепкими традициями самоуправления.

Для нас идея о том, что «дом» — это не только квартира, но еще и подъезд, и двор, и улица, слишком прогрессивна. Постсоциалистическое общество предпочитает ждать «сильную руку», которая придет и наведет порядок. Ведь самому так не хочется вставать с дивана.

В итоге мы имеем ситуацию, когда жильцам принадлежит вся власть, но никто не хочет брать ее в руки. И тогда ее берут случайные или нечестные люди. А так как контролировать ТЧСЖ могут только сами жильцы (а они этого не делают), получается замкнутый круг, из которого нет выхода.

Социализм vs капитализм

Сейчас реформы в сфере ЖКХ в Узбекистане направлены на то, чтобы с благими целями взять ТЧСЖ под определенный контроль. И таким образом снизить негативный эффект от пассивности жильцов. Возможно, это принесет какой-то эффект. Но я не думаю, что это поможет кардинально изменить ситуацию в сфере ЖКХ.

Самая идея ТЧСЖ строится на том, что им руководят не случайные люди, а активные общественники. Примеры успешных ТЧСЖ такого типа есть в Ташкенте. Но желающих тратить свое личное время на общее дело так мало, что в масштабе страны эта модель просто не может стать массовой.

Оставим в стороне общественников. Это уникальный ресурс. Что представляет из себя большинство ТЧСЖ сегодня? Это некая организация, которая взяла на себя ответственность обслуживать один или несколько домов. По сути, это бизнес-модель. Только вот контролируется этот бизнес не коммерческим законодательством, а неработающим «собранием жильцов», что оставляет широкое поле для противозаконной деятельности. В остальном деятельность ТЧСЖ мало отличается от предпринимательской.

Поэтому нужно волевым решением сделать решительный разворот в сторону рыночной экономики. Новый девиз: «Коммунальное хозяйство — выгодный бизнес». На смену монстру-ТЧСЖ должны прийти предприниматели.

Качественный продукт в сфере коммунальных услуг может предложить только рынок, где предприниматели будут конкурировать между собой и бороться за каждый дом.

За собранием жильцов нужно оставить только одну функцию: решать, какая компания будет обслуживать дом. Именно такие полномочия имеет собрание в Германии. При недовольстве работой компании дом выбирает другого подрядчика. Все остальные вопросы жильцов касаться не должны.

Систему ТЧСЖ вполне можно сохранить, чтобы не лишать успешных общественников плодов их труда. Но ставку нужно сделать на предпринимателей.

Золотое дно

Вопреки стереотипу, отрасль ЖКХ может быть прибыльной и привлекательной для бизнеса. Возьмем для примера Российскую Федерацию. По данным исследователей, в 2016 году управляющим компаниям (УК) принадлежало 93,3% рынка обслуживания домов в Москве. И только 6,7% ТСЖ — аналогам наших ТЧСЖ.

Издание The Village в 2016 году опубликовало инсайдерскую информацию о том, что чистая прибыль одной из московских УК составляет 40 млн рублей (700 тысяч долларов) в год. Зарплата директора компании — около 500 тысяч (8670 долларов) в месяц. В ЖКХ вкладывают деньги крупнейшие российские инвесторы и бизнесмены, например «Альфа-Групп» и Виктор Вексельберг.

Рынок обслуживания многоквартирных домов в России настолько выгоден, что УК здесь нередко действуют криминальными методами в отношении конкурентов. «В прошлом году подожгли офис, до этого сожгли мой служебный автомобиль. В этом году в апреле взорвали лифты в нескольких высотках. Еще я слышал, что руководителю одной независимой УК в машину подбросили голову быка», — рассказал в сентябре изданию «Секрет Фирмы» ЖКХ-инноватор из Екатеринбурга Илья Сотонин.

Конечно, не стоит надевать розовые очки. В России есть множество проблем с УК, их прозрачностью и методами работы. Но этот механизм намного более жизнеспособный, чем ТЧСЖ. Об этом можно судить, сравнив состояние многоквартирных домов в Узбекистане и РФ.

Подводные камни

Вы скажете: «Но ведь законодательством Узбекистана предусмотрена возможность работы управляющих компаний?» Действительно, это так. И они даже существуют на рынке. Но занять серьезную долю не смогли. Одна из причин кроется в том, что для того, чтобы нанять управляющую компанию, жильцы все равно должны организовать и поддерживать свое ТЧСЖ. В итоге в большинстве случаев ТЧСЖ занимаются обслуживанием дома сами, делая собственный квазибизнес.

Бизнесменов отпугивает плачевное состояние инфраструктуры многоквартирных домов. Возможно, здесь также стоит перенять российский опыт. С 2012 года в РФ жильцы оплачивают отдельные взносы на капитальный ремонт дома не в УК и ТСЖ, а в муниципальный Фонд капитального ремонта. На эти деньги государство, с привлечением собственных субсидий, централизованно ремонтирует крыши, фасады, фундамент, подвалы, инженерные системы, лифты и электропроводку.

Такую же систему можно ввести и у нас: государство снимет бремя капитального ремонта домов с будущих ЖКХ-бизнесменов. И станет гарантом реконструкции всего жилого фонда. Предпринимателям останется лишь обслуживать дом, а на этом уже можно делать бизнес.

Больше всего жители опасаются, что в случае прихода бизнесменов размеры обязательных взносов взлетят до небес. Вот здесь и пригодится эффективный административный инструмент. В России тарифами занимается Федеральная антимонопольная служба. У нас эту функцию может выполнять созданное Министерство ЖКО.

Ваше слово, товарищ Бизнес

Передать сферу обслуживания многоквартирных домов в руки предпринимателей просто необходимо. История продемонстрировала преимущество рыночной модели перед общественной и административной. Вся страна идет по этому пути.

Поэтому основные реформы ЖКХ должны быть направлены на создание благоприятных и выгодных условий для прихода частного бизнеса в эту сферу. Этого логичного шага не стоит бояться. Мы все помним «экспертов», которые предрекали апокалипсис после введения конвертации и категорически протестовали против нее.

Если кто-то и сможет починить нам трубы и подъезды, то только талантливые предприниматели. Раз сами мы не смогли.