Вопрос
Хотелось бы узнать, кому функционально подчинены или хотя бы кому можно пожаловаться на безобразное поведение водителя заказного такси и дежурного? Общество потребителей, минтранс? Дина

Ответ

Во-первых, клиент (пассажир) вправе обратиться с жалобой (устной или письменной) к руководителю юридического лица, которое организовало вашу перевозку линейным такси.

Согласно статье 19 закона Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте» №674-I от 29.08.1998 года клиент (пассажир) имеет право:

– на получение необходимой информации о перевозчике;
– свободного выбора перевозчика и заключения договора перевозки;
– на своевременное и качественное обслуживание со стороны перевозчика, установленные правилами или договором перевозки;
– на возмещение убытков, компенсацию морального вреда, причиненных перевозкой, в соответствии с законодательством;
– отказаться от предоставляемых услуг в случае нарушений перевозчиком условий, оговоренных договором перевозки;
– обращаться в уполномоченные государственные органы или в суд в случае нарушения его прав;
– пользоваться иными правами, предоставленными законодательством.

Согласно статье 23 закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» №221-I от 26.04.1996 года государство гарантирует потребителям защиту их прав и охраняемых законом интересов при приобретении и использовании товара (работы, услуги). Государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, а также суды.

Согласно статье 29 закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения прав потребителя он вправе обратиться в суд. Иски предъявляются по месту нахождения ответчика, потребителя либо по месту причинения вреда, если иное не установлено законодательными актами. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также государственные органы, осуществляющие контроль за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг), общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителей (неопределенного круга потребителей), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 1 Положения о единых знаках для линейных такси и требованиях к организации их работы (приложение №1 к постановлению Кабинета Министров №139 от 18.05.2011 года) последнее определяет единые на территории Республики Узбекистан требования к внешнему виду и внутреннему информационному оформлению линейных такси, а также к водителям линейных такси. Положение распространяется на все виды легковых автотранспортных средств (кроме маршрутных такси), водители которых оказывают услуги по перевозке пассажиров и их багажа по заявленному пассажиром маршруту.

Согласно пункту 15 вышеуказанного положения общая координация работ по контролю за соблюдением его требований осуществляется Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта (тел.: 244-29-97).

Согласно пункту 1 положения об Узбекском агентстве автомобильного и речного транспорта (приложение №3 к постановлению Кабинета Министров №118 от 10.03.2004 года) последнее является органом государственного управления, специально уполномоченным для решения вопросов структурных и институциональных преобразований, содействия формированию и развитию рынка услуг и безопасности автомобильных и речных перевозок.

Наконец, клиент (пассажир) вправе обратиться с жалобой также в Федерацию обществ по защите прав потребителей (тел.: 241-81-88 или 276-90-46, www.potrebitel.uz).

С уважением,

Игорь Захаров,
Адвокат Адвокатской фирмы «Akhtamova and Partners»
(Лицензия № TN 000690 от 8 июня 2009 года)