Менее чем за две недели до конца июля ташкентцы узнали о том, что с 1 августа им придется сортировать бытовые отходы по разноцветным пакетам. Соответствующее решение хокима города было подписано еще 7 июля.

Для тех, кто не в курсе, напомним, что правилами, обязательными для всех физических и юридических лиц, предусмотрена сортировка отходов по пакетам четырех цветов (голубой — для пластика, белый — для бумаги, желтый — для пищевых отходов и черный — для всего остального). Использованные ртутные лампы предписано выбрасывать в специальные контейнеры.

Но это еще не все. Цветные пакеты, которые жители должны покупать за свой счет, должны выбрасываться в мусорные контейнеры соответствующего цвета. Строительный мусор должен выбрасываться отдельно от бытовых отходов. Жители частных домов должны хранить отсортированный мусор на своей территории до прибытия мусоровозов.

Реакция общественности на благородную инициативу столичных властей была неоднозначной. Население в целом позитивно восприняло новшество, поскольку проблема отходов в столице — одна из самых актуальных, особенно в летний период. Однако тут же возникло множество вопросов, основной из которых — к чему такая спешка?

Объявления о вводе новых правил с напоминанием об ответственности за их соблюдение появились в жилых кварталах и магазинах только на прошлой неделе. До многих жителей эти объявления еще не дошли. Горожане, готовые купить цветные пакеты, жалуются, что их можно найти не во всех магазинах. Пакеты, которые есть в продаже, оказались не лучшего качества. Наконец, практически никто еще не видел на свалках цветные контейнеры.

Главная претензия жителей столицы — переполненные свалки в жилых кварталах (мы об этом писали неоднократно) и долгое отсутствие мусоровозов в махаллях. В таких условиях понятно недовольство горожан, вызванное новостью о повышении с августа тарифа на вывоз мусора.


Свалка в Сергелийском районе Ташкента. Фото: autocenter.uz.

Что нужно сделать в столице и регионах, чтобы решить проблему мусора и поможет ли его сортировка улучшить ситуацию с бытовыми отходами? Этой теме были посвящены сразу два мероприятия, прошедшие в Ташкенте на прошлой неделе. Судя по уровню состоявшихся обсуждений, власти серьезно озабочены данным вопросом и намерены его решать.

По данным, озвученным на заседании экспертного совета, организованном 2 августа Торгово-промышленной палатой, проектом ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана», агентством «Узкоммунхизмат» и Экологическим движением, производственные и бытовые отходы в стране составляют около 100 миллионов тонн в год. 35 миллионов кубометров бытовых отходов размещаются на городских и сельских свалках, причем большая часть этих отходов не перерабатывается и не используется повторно.

Как отметил заместитель председателя Исполкома Центрального Кенгаша Экологического движения Саидрасул Сангинов, среди основных проблем в сфере управления отходами — нехватка площадей для захоронения отходов (полигоны функционируют с превышением проектной мощности и сроков эксплуатации), нехватка транспортных средств для перевозки отходов и спецтехники, а также недостаточное выделение средств для содержания мест захоронения отходов в надлежащем техническом состоянии.

На территории Узбекистана имеется 175 функционирующих мест захоронения отходов, из которых более 90% не отвечают требованиям. Места захоронения отходов занимают площадь более 12 тысяч га, в них размещены 2 миллиарда тонн различных отходов.

Жалобы граждан на «горячую линию» Экодвижения, связанные с проблемой отходов, увеличиваются, сообщил Сангинов. Только в Юнусабадском районе Ташкента в 2010-2012 годах в 21 из 58 махаллей были выявлены факты образования стихийных свалок и сжигания отходов. В Алмазарском районе на протяжении ряда лет в водоохранной зоне канала Дамаши действует свалка, временно выделенная хокимом района управлению по благоустройству для складирования строительного и древесного мусора, которая постоянно поджигается. В Ташкентской области большое количество проблем имеется в Зангиатинском и Янгиюльском районах.

Средняя ежедневная норма накопления бытовых отходов на одного жителя определена в 870 г.

Из Ташкента (площадь — 33,5 тысячи га, население — 2 миллиона 236,7 тысячи) каждый день вывозится в зависимости от сезона от 2000 до 2300 тонн твердых бытовых отходов. Ежегодно эта цифра составляет 1,335 миллиона кубометров или более 600 тысяч тонн. Об этом на круглом столе по вопросам сбора и переработки бытовых отходов, организованном 31 июля в Экологическом движении, сообщил первый заместитель хокима Ташкента Бахтиёр Рахмонов.

Задача сбора и вывоза отходов в Ташкенте возложена на производственное объединение «Махсустранс» («Спецтранс»), которое было создано в 1990 году и является монополистом в этой сфере. Сегодня оно объединяет 11 районных предприятий и имеет в штате 2013 сотрудников (227 человек управленческого штата, 153 технических сотрудника, 366 водителей, 273 грузчика, 360 контролеров по работе с населением и 381 работника на станциях сбора мусора).


Мусоровоз с отсортированным мусором. Фото: «Махсустранс».

В распоряжении «Махсустранс» находятся 405 автомобилей, в том числе 332 спецмашины по вывозу мусора. Они курсируют по 745 маршрутам в городе, собирая отходы в жилом секторе и на предприятиях и организациях. В городе действует 677 охраняемых площадок сбора мусора и 420 площадок модульного типа, на которых установлено около 6300 контейнеров для отходов. Еще 3000 контейнеров имеется на предприятиях и организациях.

На территории города работают три межрайонные мусороперегрузочные станции (в Хамзинском, Яккасарайском и Юнусабадском районах), где отходы прессуются и грузятся в 27-кубометровые контейнеры для вывоза на городскую свалку, расположенную в 32 км от столицы в Ахангаранском районе Ташкентской области. Ежедневная мощность каждой мусороперегрузочной станции — 740 тонн, т.е. вместе они прессуют более 2200 тонн каждый день. Наличие этих станций позволяет экономить время и топливо.

Городская свалка «Ахангаран» была открыта в 1966 году. Ее площадь составляет 59 га, из которых 58 га уже заняты. Как отметил Бахтиёр Рахмонов, сейчас рассматривается вопрос о выделении городу дополнительно 30 га для захоронения отходов. Одновременно ведутся работы по рекультивации действующей свалки — к настоящему времени рекультивировано 33 га от ее общей площади.

Сегодня, по словам первого заместителя хокима, только 15% образуемых в Ташкенте отходов сортируются и перерабатываются, 8% из которых приходится на бумагу, 5% — пластик и 2% — пищевые отходы, остальные 85% закапываются. Внедрение новой системы сортировки и сбора мусора в городе позволит повысить объем перерабатываемого мусора до 40% (18% — бумага, 16% — пластик, 3% — пищевые отходы и 2% — ртутные лампы).


У жителей пока есть претензии к качеству пакетов для мусора. Фото: eco.uz.

До принятия новых правил представители столичного хокимията и «Махсустранс» побывали в Европе, где ознакомились с системой сортировки и переработки мусора, сообщил Бахтиёр Рахмонов. По его словам, из изученного зарубежного опыта был отобран наиболее подходящий для Ташкента вариант.

Представитель руководства хокимията подчеркнул, что проект это экспериментальный, и вполне естественно, что он будет корректироваться и совершенствоваться. Он призвал горожан положительно отнестись к нововведению, подчеркнув, что для изменения ситуации потребуется время. «Нужно создать условия, которых пока недостаточно», — признал первый замхокима.

«Одна из самых сложных задач — изменить психологию людей, привыкших наплевательски относиться к проблеме мусора, — продолжил Бахтиёр Рахмонов. — Во многих махаллях руководители и активисты сами безответственно относятся к своим обязанностям. Это нужно менять. Прививать уважение к природе и любовь к чистоте нужно с детства. Жители тоже не должны быть безразличны к случаям выбрасывания мусора в подъездах, на улице, в арыки».

Понятно, что один из самых волнующих горожан вопросов — почему нельзя обойтись привычными пакетами и зачем тратить деньги на цветные. Достаточно установить цветные контейнеры и выбрасывать в них любые пакеты с отсортированным мусором, считают жители. Ответа на этот вопрос на круглом столе дано не было, однако первый замхокима сообщил, что с супермаркетами столицы уже ведутся переговоры о том, чтобы предлагаемые покупателям пакеты выпускались в нескольких цветах. Он также пообещал, что власти обратят внимание на качество пакетов.

Начальник ПО «Махсустранс» Рустам Хаджиев, сообщая о повышении с августа тарифа на вывоз мусора с 1100 до 1500 сумов, отметил, что реальная себестоимость вывоза мусора с человека составляет 3600 сумов. Большой проблемой, по его словам, является то, что далеко не все жители столицы зарегистрированы в качестве абонентов «Махсустранс» — во многих домах и квартирах проживает больше людей, чем указано в договоре с компанией.

Представители «Махсустранс» также признали, что этим летом предприятие столкнулось с проблемой нехватки дизельного топлива и с повышением его цены. В этой связи было решено внести на рассмотрение Кабинета Министров предложения по установлению фиксированных цен на ГСМ для «Махсустранс» и налоговых льгот.


Мусоровоз, оборудованный багажником для мусора. Фото: «Махсустранс».

На вопрос о том, как будет вывозиться отсортированный мусор — сваленный в один мусоровоз или по отдельности, Рустам Хаджиев ответил, что машины «Махсустранс» оборудованы специальным багажником сверху, в которых возятся мешки с бумагой и пластиком (см. фото).

Средний возраст мусоровозов, используемых в Ташкенте, составляет 10 лет. Есть и более старые машины. В настоящее время совместно с Азиатским банком развития прорабатывается новый проект в области управления твердыми бытовыми отходами стоимостью 100 млн долларов. Планируется закупить новые мусоровозы марок MAN и Isuzu местного производства. Кроме того, в городе уже к концу текущего года будет увеличено количество охраняемых площадок сбора мусора.

В непосредственной близости от Ташкента — в Янгиюльском районе столичной области реализуется пилотный проект по совершенствованию системы управления твердыми бытовыми отходами. Он осуществляется проектом ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана» в сотрудничестве с агентством «Узкоммунхизмат», Государственным комитетом по охране природы, хокимиятом Янгиюльского района и Экодвижением и Торгово-промышленной палатой.

Как рассказал представитель проекта «Бизнес-форум Узбекистана» Шухрат Абдуллаев, этот район был выбран по причине развитой промышленной инфраструктуры и соседства со столицей. Годовой объем образуемых на пилотной территории отходов составляет около 37 тысяч тонн, 40% из которых образуется в городе Янгиюль. Для эффективного управления отходами здесь планируется задействовать механизм государственно-частного партнерства.

Этот механизм объединит следующих основных игроков: население и махаллинские сходы граждан (ответственность за своевременную оплату услуг), хокимият (создание экономически приемлемых условий для привлечения бизнеса в проекты по управлению отходами), частный оператор по сбору, вывозу, сортировке и утилизации отходов и отдел благоустройства как оператор по захоронению отдохов на полигоне (обеспечение услуг требуемого качества). Мониторингом выполнения проекта будет заниматься общественный совет. Для обеспечения наилучших условий для потребителей предполагается конкурсный отбор оператора.

Один из вопросов, которые необходимо решить для совершенствования сферы управления отходами — обновление действующего законодательства, в частности, закона «Об отходах», принятого в 2002 году. В настоящее время группой депутатов подготовлен проект поправок в этот закон, согласно которым его предлагается дополнить понятиями «бытовые хозяйственные отходы», «производственные отходы», «обращение с отходами», «объекты обращения с отходами».

В закон предусмотрено добавить требование разработки нормативных документов по техническому регулированию, требований к безопасности работ по уничтожению и захоронению специфических медицинских и биологических отходов, нормами осуществления мониторинга за состоянием транспортирования и утилизации данных отходов. Планируется предоставить дополнительные полномочия государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат» по мониторингу за состоянием и обращением опасных отходов, кроме инфекционных. Кроме того, предусмотрено внесение изменений, расширяющих полномочия и повышающих ответственность органов государственной власти на местах.

По итогам круглого стола и заседания экспертного совета были выработаны рекомендации и предложения, которые должны способствовать улучшению ситуации с бытовыми отходами. Опыт управления отходами в Ташкенте и Ташкентской области в дальнейшем планируется распространить во всех регионах Узбекистана.