Организаторы концерта – Министерство по делам культуры и спорта и Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана».

Концерт представит зрителям одно из самых уникальных явлений в традиционном искусстве народов Востока – маком. По праву признанный вершиной узбекской профессиональной музыки устной традиции, маком будет звучать в исполнении непревзойденной исполнительницы в этом жанре – Муножат Йулчиевой.

Обладательница уникального, сильного, чарующего голоса с глубоким тембром и великолепная артистка, она прославила традиционный узбекский маком в современном мире далеко за пределами своей страны, выступая на сцене престижных концертных залов Франции, Англии, США, Голландии, Японии, Индии и других стран.

«Қалб наволлари» («Душевные мелодии») – так называется концертная программа, которую певица совместно со своим художественным коллективом под руководством Шавката Мирзаева подготовила для многочисленных поклонников традиционной музыки и иностранных гостей. В самый разгар генеральных репетиций и подготовки к концерту нам удалось побеседовать с Шавкатом Мирзаевым. Наставник и учитель Муножат Йулчиевой, он уже более 30 лет работает с ней и руководит музыкальной группой исполнительницы.

– Шавкат ака, не зря говорят, что талантливый ученик всегда в чем-то превосходит своего учителя. Что для вас как наставника значит такой большой концерт вашей подопечной?

– Я очень горжусь своей бесконечно талантливой ученицей и тем, что столько времени мы успешно работаем вместе в одном коллективе вместе с нашими музыкантами. Все мы уже – как одна семья, и каждый уникален в своем деле. Для нас всех предстоящий концерт является большим, важным событием и творческим достижением, потому что в его программе мы постарались представить все разнообразие, весь «цвет», можно сказать, древнего музыкального искусства – маком. Здесь прозвучат самые разноплановые произведения этого жанра: и «катта ашула», и «шашмаком», и макомы хорезмские, ферганские, ташкентские, и даже современные. Это произведения на стихи классических восточных поэтов и композиторов, а также современных авторов.

– Концертная программа называется «Душевные мелодии»…

– Мы не зря дали ей такое название, поскольку сам жанр этого искусства предполагает нечто большее, чем просто мастерство и технику исполнения. Поэтому не каждый исполнитель сможет по-настоящему исполнить, передать его силу и суть. Исполняемое произведение, прежде всего, должно исходить из глубины души человеческой. Не зря старинные песни маком в большинстве случаев передавались поколениями из уст в уста, впитывались, можно сказать, с молоком матери, с первыми колыбельными напевами. И поскольку маком как искусство отражения жизненного восприятия в нашей программе представлен разнопланово, то и произведения, которые прозвучат здесь, воплотили в себе разнообразные чувства, настроения и события в жизни. Например, концерт откроется песней «Зафар таронаси» о современном Узбекистане, его достижениях на стихи покойного Джуманияза Джаббарова. И все остальные номера программы построены на передаче зрителю определенного настроения жизни.

– Кстати о настроении. Маком для непривычного неподготовленного слушателя может показаться грустной музыкой. С чем это связано, как вы думаете?

– То же самое можно сказать, например, о величайшем произведении «Аве Мария» – ведь это прежде всего философская музыка – каждый музыкальный «отрывок» повествует о целой гамме чувств и настроений. Ощущение и восприятие этой музыки, прежде всего, связано с внутренним монологом с самим собой. Не случайно на концертах во время исполнения Муножат Йулчиевой макомов многие слушатели плачут. Я думаю, что постижение всей глубины вокальных циклов на стихи Навои, Машраба, Физули и других поэтов-суфиев идет больше на интуитивном уровне, когда слушатели проникаются чувствами, затаенными в средневековых мелодических интонациях и словно постигают некую истину, кроющуюся в макомах. Высокодуховные по содержанию и разнообразные по форме, они служат своеобразным отражением многовековой истории и культуры нашего народа, его психологии, мировоззрения, эстетики и мудрости. Можно сказать, что музыка маком несет в себе своеобразное «очищение души». Именно поэтому я не зря сказал, что не всем дано исполнять маком и не о каждом исполнителе традиционной узбекской музыки можно сказать, что он – настоящий мастер макома. Техника здесь не главное. Суть в другом: исполнитель должен ясно внутренне осознавать и понимать то, о чем он поет, переживать это, быть духовно готовым к исполнению макомов. Это как с домом: его крепость и сила зависит от фундамента, а без этого он ничего не стоит. Вот в Муножат как раз и заложен этот самый «фундамент» – талант традиционного исполнительства – прочувствованного, пропущенного через себя, осмысленного, плюс – природное богатство голоса. На этой основе нам легко работать с ней в самых разных направлениях макома.

– Жанр макома очень популярен в нашей стране, его исполняют многие отечественные певцы. В чем магия и сила исполнения Муножат Йулчиевой, концерты которой, как мы знаем, проходят с большим успехом, в том числе в зарубежных странах?

– Исполняя классические произведения, она удивляет и поражает слушателей необычайно широкой амплитудой тембра своего бархатного голоса. Ведь исполнитель макома как раз и должен одинаково в совершенстве владеть и низкими, и высокими тонами, поскольку звуковой диапазон этого жанра предполагает множество музыкальных переходов. Суть в том, чтобы во время исполнения не чувствовались резкие скачки от высоких к низким нотам, а именно голосом создавалась та самая гармония, которая и «берет за душу» слушателя. Как раз именно это и происходит во время исполнения Муножат – ее голос льется чистым единым звуком. Вот в этом, я считаю, и заключается сила макома! Именно поэтому все концерты с ее участием как в Узбекистане, так и в зарубежных странах всегда проходят с аншлагами, билеты на них раскупаются за несколько месяцев вперед, и зачастую на концертах благодарные зрители слушают ее стоя.

– Репертуар Муножат Йулчиевой очень разнообразен. Интересно, что в него вошел даже такой вид песен, как «катта ашула», который, как известно, в основном, звучит в мужском исполнении.

– На мой взгляд, сам голос Муножат требовал этого, и в работе она доказывает, что по своим возможностям она может исполнять «катта ашула», в чем-то даже превосходя мужское исполнение. Конечно, «катта ашула» – сложный жанр, исполнение которого обязательно требует определенной силы и мощи голоса, чтобы песня была слышна без микрофона. Поэтому исполнители этих песен, традиционно исполняя их на огромных пространствах, зачастую полевых для большого количества людей, использовали в качестве резонатора тарелку, чтобы все могли слышать. История нашей страны знает немало примеров блестящего исполнительского мастерства этих песен, таких как Халима Насырова, Джурахон Султанов, Мамуржон Узаков и другие. Вокальные возможности Муножат также легко позволяют ей «взять» и эту высоту, поэтому и в нашу концертную программу мы также включили несколько номеров «катта ашула».

– Известно, что традиционный маком основан на древней народной поэзии и лирических произведениях классиков восточной литературы – Хафиза, Бедиля, Навои, Джами. Но в настоящее время есть немало узбекских авторов, стихи и музыка которых используются для исполнения макома. Как часто вы экспериментируете с современными авторами?

– Мы, конечно, больше сторонники классической поэзии – Навои, Файзули, Машраба. А из современных авторов нам близка поэзия Джуманияза Джаббарова и Абдуллы Арипова.

– На ваш взгляд, в каком состоянии сегодня находится в целом жанр макома в искусстве современного Узбекистана?

– Я с полной уверенностью могу сказать, что узбекский маком сегодня успешно развивается и приобретает все большую популярность как жанр традиционного искусства восточных народов. Мы наблюдаем это во время концертов Муножат Йулчиевой в зарубежных странах. Что касается нашей страны, то очень радует, что среди ценителей этого вида искусства очень много молодежи, которая приходит на наши концерты. Кроме того, растет число молодых людей, желающих обучаться этому виду искусства. В профессиональном отношении для всех нас – музыкантов и исполнителей макома – большим подарком государства и творческим стимулом в работе стало создание Республиканского центра макома в Ташкенте при содействии Министерства по делам культуры и спорта. Он был просто необходим нашим музыкантам-макомистам, и теперь, построенный в этом году, он уже активно действует, как видите. Здесь прекрасно оборудованные помещения, где проходят репетиции музыкальных ансамблей и исполнителей, и здесь же у нас проходят занятия с молодыми учениками. Я считаю, что для развития этого вида песенного искусства это огромный стимул.

– Спасибо, Шавкат ака, за подробный рассказ. Напоследок представьте, пожалуйста, весь состав группы музыкантов, участвующих в концерте.

– Тридцать лет мы уже вместе – это Темур Махмудов (чанг), Малика Зияева (дутар), Ахмаджон Собиров (най), Хасанжон Азимов (дойра), Ходжимурот Сафаров (дойра), Ахмаджон Дадаев (гиджак).

Народная артистка Узбекистана Муножат Юлчиева – солистка Дирекции академических и народных художественных коллективов имени Кари Якубова, преподает в Государственной консерватории Узбекистана традиционное пение, у нее есть свои ученики. Некоторые из них, окончив консерваторию, работают в высших и средних учебных заведениях в различных регионах страны. По итогам 2009 года, подведенным Министерством по делам культуры и спорта, Муножат Юлчиева победила в номинации «Пропагандист классических песен». В этом году исполнительница была награждена орденом «Буюк хизматлари учун».