Страны с развивающимися экономиками в посткризисный период должны быть готовы к тому, что на мировом рынке произойдет ужесточение конкуренции по всем направлениям.

Таков один из выводов проекта «Реформа международной финансовой архитектуры: вызовы и возможности для Узбекистана», осуществленного специалистами Центра экономических исследований (ЦЭИ).

На презентации итогов исследования, состоявшейся 30 сентября в Ташкенте, отмечалось, что темпы экономического роста стран с развивающимися экономиками в период 2001-2007 годов демонстрировали явное преимущество перед развитыми странами. Этот показатель в суммарном выражении достигал 8% к 2007 году. Также в этот период шел сравнительный рост стран с развивающейся экономикой по национальным сбережениям – до 30% к ВВП в 2007-2008 годах. Скачкообразный рост показала и капитализация рынков, приблизившаяся в суммарном выражении чуть ли не к 100% ВВП к 2007 году и уже через год упавшая на уровень 50%.

Эти данные, по мнению аналитиков, свидетельствуют об усилении глобальных макроэкономических дисбалансов и рисков инвестирования. Одновременно возможно усиление нестабильности традиционных факторов роста и социальной нестабильности. Общеизвестен и фактор обесценивания доллара США в качестве мировой резервной валюты.

Все это влияет на изменение географии формирования и распределения мировых финансовых потоков. Это, в свою очередь, подразумевает ужесточение конкуренции по всем направлениям, усиление роли товарных экспортных потоков.

Для модели финансовых потоков в Узбекистане, по мнению аналитиков, характерно обслуживание экономики государственного спроса. При этом необходим учет нестабильности внешнеэкономической конъюнктуры.

Эффект сильного присутствия государства в экономике имеет различные стороны, в том числе и негативные. Так, есть факты адресных решений, которые идут в противовес созданию общих правил игры. Это, в свою очередь, может стать отрицательным стимулом для выхода на рынок новых предприятий. Кроме того, государственная модель финансирования влечет за собой рост цены кредитных ресурсов для частного сектора экономики. Программы модернизации при усилении их монопольного характера влияют на монополизм в ценовой политике, создающий высокие инфляционные ожидания. Последнее прямым образом может сказаться на ценах продовольствия и потребительских товаров, в которые производители заложат и ожидаемые риски.

В этой ситуации аналитики предлагают Узбекистану усилить роль частных источников роста, то есть создать экономику предложения.

Активизация внутренних финансовых источников роста может привести к либерализации процентной политики и углублению реформ в правоприменительной сфере, направленных на защиту собственности и развитие конкуренции.

Кроме того, предлагается усилить процесс диверсификации источников, форм валют и методов привлечения и использования инвестиций. Для этого, по мнению авторов исследовательского проекта, целесообразно создание государственного инвестиционного (суверенного) фонда, привлечение внешних заимствований в среднесрочном периоде, диверсификация структуры резервных активов государства – то есть активное использование наряду с долларом российского рубля, юаня, валют региона.

Для активизации товарных экспортных потоков Узбекистана рекомендуется усиление их финансового сопровождения. Это подразумевает предоставление кредитов для приобретения узбекских товаров за рубежом с привлечением кредитов международных финансовых институтов, унификация обменного курса.

Как отмечается в докладе, посткризисный период развития глобальной экономики создал ряд преимуществ для стран с развивающейся экономикой. В их числе ускорение перемещения центра посткризисного мирового роста в развивающийся мир, усиление позиций развивающихся стран в качестве центра мирового покупательского спроса, увеличение доли развивающихся стран в контроле над международной финансовой архитектурой, особенно в части золотовалютных резервов, перемещение инвестиционного и инновационного потенциала. И этими преимуществами необходимо уметь грамотно воспользоваться.