В повседневной жизни люди пользуются широким спектром государственных услуг, предоставляемых муниципальными организациями. Обычно они не задумываются над тем, как управляются системы общественного транспорта, газа, воды, отопления, электроэнергии и утилизации отходов, пока не сталкиваются с необходимостью собирать различные документы, сертификаты, разрешения и лицензии от государственных органов.

Модернизация системы предоставления государственных услуг населению и юридическим лицам является одной из важнейших сфер в реформе системы государственного управления. Многие страны начали разрабатывать программы и инициативы по модернизации систем государственных услуг. При этом особое внимание уделяется вопросам упрощения процедур, повышения качества услуг, преобразования госучреждений в специализированные организации и внедрения многоканальных моделей оказания услуг.

Важным аспектом является обеспечение доступа к государственным услугам в тесном сотрудничестве с местным сообществом и частным сектором. Считается, что такого рода инициативы позволят физическим и юридическим лицам получить выгоду от функций государственных органов путем совершенствования механизмов предоставления государственных услуг и оптимизации административных процессов. Таким образом предоставляется возможность повысить качество, эффективность и равную доступность государственных услуг по всей стране.

В Узбекистане реформа системы государственного управления основана на принципе введения постепенных изменений в политику развития страны. В рамках первых усилий по проведению административной реформы особое внимание уделялось передаче функций местным органам власти, а также делегированию некоторых функций социального обеспечения органам местного самоуправления (махаллям). В настоящее время акцент делается на повышении качества и эффективности государственных услуг путем устранения обременительных административных процедур и дублирующих функций органов государственной власти.

Международный опыт в сфере административных реформ показывает успешность и преимущества применения функционального анализа и оценки потенциала (ФАОП) государственных организаций. Этот анализ позволяет определить эффективность системы госуправления на местах по таким параметрам, как наличие избыточных, несвойственных, дублирующих, параллельных и нераспределенных функций в компетенциях органов власти; усложненность административных процедур; наличие дискреционных полномочий в составе должностных обязанностей; прозрачность системы оказания госуслуг; механизмы оперативного внутреннего контроля административной деятельности.

Используя методы ФАОП, проект ПРООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» в тесном сотрудничестве с Кабинетом Министров Узбекистана и хокимиятами Джизакской и Наманганской областей провел анализ для выявления важнейших функциональных и качественных недостатков, на которые следует обратить внимание при совершенствовании системы оказания государственных услуг.

Как говорится в пресс-релизе проекта, исследование было проведено командой из числа международных консультантов из Латвии и Регионального центра ПРООН в Братиславе, с активным участием национальных консультантов.

Команда международных и национальных консультантов выявила текущие процессы и процедуры оказания государственных услуг для выработки рекомендаций по совершенствованию механизмов оказания пяти наиболее востребованных государственных услуг в Джизакской и Наманганской областях. Это получение пенсии по возрасту, социальная защита детей, поддержка занятости и учет безработицы, земельный кадастр, а также уведомления о задолженности по уплате за электроэнергию. В рамках исследования проанализированы нормы законодательства, проведены опросы и обсуждения с представителями заинтересованных организаций.

Результаты исследования и рекомендации исследовательской команды были представлены на презентации «Оказание государственных услуг в Узбекистане: укрепление потенциала органов государственного управления на местах», которая прошла 6 июля в Ташкенте.

«Одним из практических результатов функционального анализа стали выработанные рациональные решения по оптимизации и упрощению процедур оказания государственных услуг и их включение в перечень услуг, оказываемых центрами единого окна в Джизаке и Намангане», – сказал член исследовательской команды и представитель вышеназванного проекта ПРООН Азизхон Бахадиров.

В дальнейшем планируется обобщить рекомендации по электронному правительству в более широкую стратегию развития онлайновых государственных услуг и реализации упрощенных процедур для предоставления государственных услуг центрами единого окна при хокимиятах Джизака и Намангана.

Проект ПРООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» осуществляется с целью содействия созданию благоприятных условий для совершенствования государственного управления на местах и развития профессионального потенциала государственных служащих. Проект осуществляется в партнерстве с Кабинетом Министров и хокимиятами Джизакской и Наманганской областей.