Me’mor//2023 — это независимый архитектурный смотр-конкурс, который уже в третий раз проходит в Узбекистане. Организатором выступает компания «КНАУФ».

Член жюри Me’mor//2023 Андрей Белоусов рассказал об особенностях проектирования и законе о зелёном строительстве в Израиле, а также о том, какие критерии будут для него определяющими при оценке конкурсных работ.

Андрей Белоусов — руководитель отдела проектирования объектов железнодорожного транспорта в архитектурном бюро Pelleg Architects Ltd. (Израиль). С 2013 специализируется на проектировании пассажирских станций на железных дорогах. За 30 лет деятельности в Израиле выполнил более 50 проектов различного назначения.

Простор для творчества

По словам Андрея Белоусова, в проектировании для железной дороги и метро есть огромный простор для творчества. Достаточно взглянуть на бельгийский футуристический вокзал Льеж-Гийемен или станцию Toledo в Неаполе.

реклама
atlasobscura.com

В Израиле для этой сферы нет типовых решений, и у архитекторов есть широкие возможности для творческого поиска. Новые станции обычно получают название по городу или ближайшему населённому пункту, так что от работы архитекторов зависит, насколько станция станет визитной карточкой места.

О проектировании в разных регионах

Как отметил эксперт, особенности проектирования в разных регионах определяются известными и предсказуемыми условиями: климат, сейсмика и прочее. Всё это лежит в поле зрения инженеров, которые уже умеют со всем этим справляться. Но иногда в дело вмешивается случай. Например, археология, которая в Израиле подстерегает архитектора буквально на каждом шагу.

«В моей практике был несложный на первый взгляд проект: достройка платформы на существующем вокзале Беер Шева Центр. Тогда пришлось буквально в режиме онлайн проектировать бетонный «саркофаг» над 24-ю древними захоронениями, которые внезапно открылись при проведении земляных работ.

Ещё одно препятствие в работе — несговорчивость заказчиков и инвесторов, которые считают, что они понимают в архитектуре лучше, чем сами зодчие. Это очень мешает и иногда ставит в тупик", — рассказал Андрей Белоусов.

Тренд: зелёная энергетика

Более 15 лет назад в Израиле принят закон о зелёном строительстве, поэтому в проектной практике повсеместно внедряются зелёные решения, в частности, энергосбережение и использование альтернативных источников энергии.

«В ведомстве железных дорог Израиля принято требование: использовать солнечную энергию для электроснабжения проектируемых объектов. Уже накоплен опыт и есть решения в проектировании, переходящие в типовые. Например, размещение солнечных коллекторов на крышах теневых навесов (пергол) над платформами. Это решение покрывает потребность в электроэнергии на небольших периферийных станциях. В недалёком будущем использование солнечной энергии позволит полностью заменить дизельные локомотивы на зелёные электрички. Уверен, что такие решения актуальны и для Узбекистана», — поделился Андрей Белоусов.

О конкурсе Me’mor и оценке поданных работ

Архитектурный смотр-конкурс Me’mor впервые был проведён в 2019 году, и с тех пор компания «КНАУФ» каждые два года выделяет призовой фонд и собирает лучшие проекты со всего Узбекистана. Участие бесплатное.

реклама

Общий призовой фонд составляет 215 млн сумов. Призёры номинаций получат по 8−10 млн сумов, победители-студенты — 6 млн сумов, обладатель гран-при — 15 млн сумов. По итогу конкурса будет выбран единственный победитель-журналист, который получит 8 млн сумов.

реклама

Победителей традиционно определяет международное жюри. В 2023 году география судейства охватила Украину, Израиль, Румынию, Грузию, Узбекистан. Все работы зашифрованы, членам жюри недоступна информация об авторах проекта.

«На конкурс Me’mor подаются очень разные работы, которые сложно сравнить между собой по определённым критериям. Поэтому для меня определяющим будет первое впечатление и потенциальные творческие качества архитектора: его неравнодушие, заинтересованность, самоотдача. Все, что он сможет предложить обществу, на благо людей», — подчеркнул Андрей Белоусов.

Большое количество конкурсных категорий увеличивает шансы на победу. В 2023 году организаторы разделили все номинации на группы «Реализованный объект» и «Проект».

Подать проект на III архитектурный конкурс Me’mor//2023 можно на сайте.

Социальные сети смотра-конкурса Me’mor доступны по единой ссылке.


«КНАУФ» — международная компания, основанная на принципах семейного бизнеса и сумевшая сохранить эти ценности несмотря на глобальный масштаб деятельности. Сегодня международная группа «КНАУФ» является одним из крупнейших производителей стройматериалов в мире.

Общий объем инвестиций группы «КНАУФ» в Узбекистане превысил 100 млн евро.

В стране работают три завода:

  • ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА» (завод в Бухарской области);
  • ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА» (завод в Ферганской области);
  • СП АО «БУХАРАГИПС» (завод в Бухарской области).

Суммарная производственная мощность трёх заводов составляет 260 тысяч тонн сухих гипсовых смесей и 55 млн кв. м гипсовых плит в год.

На правах рекламы.