Пятеро осужденных по делу о взрывах в Ташкенте 16 февраля 1999 года оправданы. Об этом «Газете.uz» сообщил пресс-секретарь Ташкентского областного суда по уголовным делам Шерзод Худойбердиев.
Главный инспектор таможенного поста «Гишт куприк» Ёлкин Камалов (1968 года рождения) и инспекторы Мухаммадзахир Ходжаев (1973), Иброхим Юнусов (1970), Бахтиёр Бегматов (1974) и Искандар Буриев (1973) 30 июня 1999 года были признаны Зангиатинским районным судом Ташкентской области виновными по статье 208 Уголовного кодекса (бездействие власти) и приговорены к 3 годам лишения свободы.
В решении суда первой инстанции их обвинили в нарушении приказа о запрете проезда транспортных средств и физических лиц через пост «Гишт куприк». Как следует из материалов дела, после организации серии взрывов в Ташкенте в период с 10:50 по 12:05 члены религиозного экстремистского движения разделились на группы и покинули столицу, в том числе через указанный пост.
Отмечается, что инспекторы перекрыли дорогу транспорту, но якобы продолжали пропускать физических лиц. В результате примерно в 12:30 организаторы терактов Н. Юлдашев, З. Хасанов и Х. Рахманов беспрепятственно прошли через таможенный пост, а последние двое скрылись на территории Казахстана.
Ёлкин Камалов, Мухаммадзахир Ходжаев, Иброхим Юнусов, Бахтиёр Бегматов и Искандар Буриев были освобождены от отбывания наказания указом президента от 30 апреля 1999 года об амнистии в связи с Днём памяти и почестей (9 мая).
Осужденные подали апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции. Апелляция рассматривалась в Ташкентском областном суде по уголовным делам под председательством судьи Сагдуллы Аширматова. 24 июля 2021 года судебная коллегия оправдала их и отменила обвинительный приговор Зангиатинского районного суда по уголовным делам. Они реабилитированы.
Семья Ëлкина Камалова уточнила «Газете.uz», что в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции обстоятельства, указанные в решении суда первой инстанции, не соответствуют действительности. «В частности, суд определил, что инспекторы надлежащим образом исполнили приказы руководства и не пропускали как транспорт, так и физических лиц, что исключало возможность беспрепятственного прохода организаторов терактов через таможенный пост», — отметили его родственники.
22 года назад, 16 февраля 1999 года, в Ташкенте произошла серия мощных взрывов, в том числе у здания правительства на площади Мустакиллик (Независимости). По информации, приводимой в материалах дела, погибло 16 человек, пострадало свыше 100. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов заявлял, что теракт, организованный религиозными экстремистами, был в том числе попыткой покушения на его жизнь.
Мухтар Газиев
Выплатит ли государство им моральный ущерб?
Bekzod
@Мухтар Газиев, на это денег нет у государства. Надо достроить тротуары в Ташкенте.
Nikolay Sergeev
м-да.. попали мужики под раздачу, под горячую руку.
вообще то, дело таможни контролировать перемещение через границу Товаров, ценностей, и денежных средств и транспортных средств.
Пропускать их, или не пропускать (если нет оснований для пропуска), и взимать таможенные платежи, если оно подлежит обложению.
А пропуск через границу ЛЮДЕЙ — это пограничники! Не таможня!
Здрасьте.. наш Суд, самый-самый..
Иff Купидоноff
Придет время и история даст истинную оценку произошедшему тогда. Порицание и место в истории получит и диктатор и его преспешники — истинные организаторы этого позорного дела. Надеюсь дожить до этого времени, если угодно будет Всевышнему.
Фархад Мирахмедов
@Иff Купидоноff, согласен на все 100
Javlon Juraev
Единственное, за что я уважаю прежнего президента, это то, что он экстремизм не терпел.
Alisher Osmanov
@Javlon Juraev, читайте выше комментарий
Зинкевич Валентина Владимировна
Выплатит ли государство им моральный ущерб? И, раньше, что, нельзя было разобраться?
Фархад Мирахмедов
@Зинкевич Валентина Владимировна, у нас самый независимый суд в мире. Он не зависит от законов
Raxmatulla Raxim
Если им дали приказ, а они исполняли его не ответственно, то это нарушение. (Их обвинили в нарушении приказа о запрете проезда транспортных средств и физических лиц через пост “Гишт куприк“. ) Такое ощущение, что конституционные праздники- это праздники для нарушителей.
Фархад Мирахмедов
@Raxmatulla Raxim, на тех людей на тот момент даже ориентировок не было. Кого они должны были задерживать?
Slava K
@Фархад Мирахмедов, я оказался в тот день на границе.
Пока не приехало СНБ и плотно не прикрыло границы — пройти можно было за 200тенге.
Люди нарушили приказ и позволили уйти части террористов.
На последующие поиски ушло много времени, сил и средств — вот поэтому и было назначено наказание.
Нельзя нарушать приказ.
Оправдание — акт гуманности Власти, а не ОПРАВДАНИЕ ВИНЫ.
Nikolay Sergeev
@Slava K, ключевое — “пока не приехало СНБ“.
Закрытие границы (и вообще пропуск через границу), это компетенция и функция погранцов (а это структура СНБ), а не таможни. Таможне вообще не имеет отношения к пересечению границы людьми. Таможня контролирует перемещение товаров, транспорта и денег. А уже ПОСЛЕ таможни стоят погранцы. Шлагбаум они открывают.
Как то так.
А что таможня брала (и берёт) деньги за всё подряд — кто то удивился?
Fayoz Kamalov
Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции выяснилось, что обстоятельства указанные в решении суда первой инстанции не соответствуют действительности. В частности, суд определил, что инспекторы надлежащим образом исполнили приказы руководства и не пропускали как транспорт, так и физических лиц, что исключало возможность беспрепятственного прохода организаторов терактов через таможенный пост.