Год назад я писал о проблеме слабой защиты прав собственности и потенциальном отъёме активов или изъятии по заниженным оценкам. Но, кажется, мы продолжаем сталкиваться с этой проблемой до сих пор в самых очевидных ситуациях.
Особенно обидно, что происходит это на фоне активизации приватизации, которая признаётся всеми одним из важнейших элементов развития экономики и повышения конкурентоспособности страны. И на фоне постоянных разговоров о необходимости повышения инвестиционной привлекательности страны.
В таких условиях выпускаются подобные нормативно-правовые документы уровня указа президента, которые больно бьют по ситуации с ключевыми рисками, которых опасаются иностранные инвесторы: в безопасности ли их инвестиции? Не отберут ли их собственность? Не «выжмут» ли их из бизнеса?
Документ по развитию почтовой службы безусловно важен и ставит важные цели, и, разумеется, на их реализацию нужно дополнительное финансирование. Именно способ привлечения этого финансирования и вызывает вопросы.
В указе президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» от 19 мая 2020 года указано, что с 1 июля 2020 года запрещается регулирование вопросов, входящих в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративных отношений путём принятия подзаконных актов или через административные методы. Чем, если не «административным вмешательством» можно назвать указание конкретного списка компаний, которые инвестируют средства в компанию?
В обсуждаемом документе о развитии почты предполагается, что 100 млрд сумов будет привлечено от семи государственных банков и АО «Узбектелеком». Более того, дивиденды за 2020−2024 годы по госдоле также будут капитализированы в компанию.
Таким образом, доля миноритарных инвесторов АО «Узбекистон почтаси», которая составляет около 14,12%, или 2,2 млрд сумов по номиналу, после инвестирования 100 млрд сумов размывается до менее чем 2%. А с последующей капитализацией дивидендов станет и того меньше.
Между тем, все эти компании, как и сама «Ўзбекистон почтаси», являются акционерными обществами, имеют сторонних акционеров, кроме государства (кроме НБУ и АК «Халкбанк»). Инвестиционные решения с их стороны регулируются законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».
Возникает много вопросов: дадут ли возможность миноритариям сохранить свою долю в компании? Как будут оцениваться акции — по номиналу или по рыночной стоимости с независимым оценочным заключением (думаю, одно только здание Главпочтамта стоит сильно больше всего капитала компании, который оценивается менее 30 млрд сумов, а ведь отделений сотни по всей стране)? При капитализации дивидендов будет ли дана такая же возможность остальным акционерам, или капитализация будет осуществляться только по госдоле?
И, самое главное, будут ли учитываться голоса по госдоле при голосовании за вопросы инвестирования и привлечения этих новых акционеров?
Думается, что решение должны принимать миноритарии, так как именно их интересы подвергаются риску. Государство должно сделать им выгодное предложение, от которого они не смогут отказаться, или выкупить долю миноритариев по реальной рыночной цене и превратить почту в 100-процентную государственную компанию.
А ведь можно было принять то же самое решение с более правильными формулировками, которые не заставляли бы миноритариев нервничать. Например, рекомендовать Агентству по управлению госактвами рассмотреть вопрос увеличения уставного фонда, представить бизнес-план и дорожную карту акционерам, предложить им инвестировать на схожих условиях и сохранить свои доли, провести IPO (первичное размещение) акций на бирже с привлечением местных брокеров
Именно эти риски и постоянные примеры игнорирования прав миноритарных инвесторов, как местных, так и иностранных, существенно бьют по инвестиционной привлекательности страны.
В международной практике сложно представить такую ситуацию. Более того, в большинстве стран используются дополнительные методы защиты миноритариев, как обязательная оферта миноритариям по рыночной или даже более высокой цене, tag-along right (обязательство крупного акционера осуществлять сделки по капиталу только совместно с миноритариями)
Не знаю, был ли согласован документ с Агентством по развитию рынка капитала как регулятором рынка, Минфином как акционером большинства банков, Центробанком, который регулярно рекомендует банкам избавляться от непрофильных активов. Очевидно, что в ситуации, когда каждое ведомство действует в отрыве от другого, никакой чёткой стратегии развития экономики страны реализовать не получится.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Matt Mardanov
Наверное, все хорошо когда все хорошо на бумаге для чиновников.
На самом деле, на инвестиционный климат влияют много дригие факторы:
1. Коррупция
2. Политическая стабильность
3. Ресурсы
4. Промышленная инфраструцтура
5. Дороги
6. Выход на море
7. Экономические свободы
8. Политический строй/политические свободы которых нет.
9. Размер рынка
10. Членство в ВТО
Самый главный здесь в Узбекистане отсутствие какой-либо промышленной инфраструктуры.
Основа этой инфраструктуры энергия. ЕЕ нет даже для местного населения. Так, не сити надо строить, а электрические станции надо строить и имет/ натуральный газ на рынке двое превышаюший потребности местного населения.
Еше одно важное дело — это покупательная способность населения. Она очень низкая означаюшая отсутствие рынка сбыта. Возможно експорт поможет пока Россия под санкциями. Даже это сомнительно, иностранным компаниям запрешено экспортировать их продукцию в Россию из-за ее агрессивное поведение против соседей. Куда экспортировать? Рынки сбыта очень важны для иностранных инвесторов. Они не приходят в Узбекистан продовать свои товары только в Узбекистане. Так, надо думать глубже. Узбекистан может остаться такой же отсталой на много веков или сделает то, чрго соседи не сделали. В первую очеред Узбекистан должен быт челено ВТО. Без этого челенства, экспортные товары облагаются тарифами в любой другой стране. Туризм тоже под вопросом. Нет туристической инфраструктуры тоже. Многое сделано, но класс обслуживания очень низкий. Безвизовый режим с развитыми странами (туристы в основном в тех странах)поможет: но качество обслужинвания должно быть очень высока без местных выходок безпардонности и высокомерия. Надо улыбаться другим, а не делать отталкиваюший вид. Многое должно меняться. Все ето произойдет тогда, когда все живут на заработанное, а не на взятки, вымогательство или воровство.
Высокого полета, Узбекистан!
Karen Srapionov
Matt,
а по теме будут комментарии?
Вы во всем правы, но только толку нет это писать под всеми постами подряд, потому что даже если повезет, и это прочитает человек, который имеет отногение к принятию решения, то после таких комментариев они говорят “Аааа, это там всё пустой гап, можно игнорировать“.
Это не вам конкретно претензия, а в целом, т.к. я вижу эти комменты везде. Давайте лучше острые вопросы и примеры по теме.
Тагаев Илхомжон
Карен, у меня есть версия, что подобные решения это требование как раз Агентства (АУГА), потому что он ещё не готов самостоятельно принимать решения и отвечать за них в будущем. А так всем удобно, а что, кто то будет против решения президента? Неа, быстренько согласуют все что подсунут и не подумают о последствиях.
Helge Kim
Хорошая и интересная статья! Спасибо автору за неё:)
Maermir Mirzaev
Увы, подобная практика была и есть до сих пор. И в других “отраслях“ тоже. Вот конкретный пример “по теме“, когда государство, с помощью алчных “наймитов“, нарушило права “некого“ миноритарного инвестора. Ещё в 2005 году этого миноритария, с долей 1, 5%, буквально “обобрали“ при выходе из состава участников предприятия “Уз***лойиха“, пользуясь “прикрытием“ ГКИ, поскольку там была и гос. доля. Убытки миноритария — миллиарды сум. Суд, естественно, на стороне власти, а Генпрокуратура и МВД “ничего противозаконного“ в этом экономическом преступлении не обнаружили. Государство то гораздо сильнее миноритария! А наши суды и “правоохранители“, как известно, почти всегда на стороне — нет, не Закона, а более “сильного“ в этом неравном противостоянии! Вот и “бьётся“ этот бедолага миноритарий и по сей день за “свои кровные“, да только наше Государство, в лице своих уполномоченных "органов, " не особо желает достижения, вещаемого практически из каждого утюга, Верховества Закона и Торжества Справедливости. Это так, информация к размышлению..
Matt Mardanov
Эти фундаментальные производственные вопросы. Хорошая инвестиционная политика может быть хороша, Hо ona неподкрепленная ресурсами. Без индустрилаьной инфраструктуры никуда. Китай имеет такую инфраструктуру, но Виетнам не имеет. Поэтому зарубежные компании предпочитают Китай. Узбекистан имеет больше чем достаточно бурого угля, котоый может обогреть многие новые электрические станции. Упор должен быть на инфраструктуру, а не на строительство сити которые никому не нужны. Их надо строить когда экономика процветает. И не государство должно строить такие сити. Также, страны с нулевой государственной собственностью на средства производства процветают. В Америке нет гос собственности за исключением армии и ее инфраструктуры и почты. Не надо продавать госпредприятия кому-то за бесценок. Надо сделать акционерными обшествами и постепенно сделать полностью частными у которых нет определленного хозяина-барина, есть манаджмент и миллионы акционеров. Строить электрические станции надо срочно. Народ сидит в холоде. Не стыдно ли это? Надо войти в ВТО срочно и иметь доступ к Европе, Америке, и другие рынки богатых стран. Экспортировать надо в богатые страны. Там цены гораздо высокие чем экспортировать в Китай. Страна может стать крупнейшим снабженцем сладких фруктов и бахчвых во многих странах. Арбузы везде есть, но дыни уникальны в Узбекистане. Хлопок? Нет будушего этой отрасли в такой стране где воды мало. Сады нужны. С одного гектара землы сады могут прозвести 10 раз больше дохода чем хлопок. Очень многое надо сделать, но ключ всему индустриальная инфраструктура. Без нее ни одна иностранная компания не будет инвестировать. Также членство в ВТО очень важно. Эти две составляюшие поможет Узбекистаны продвигаться вперед очень быстро. Не надо сидеть и думать где еше занимать деньги. Это может сделать Узбекистан придатком Китая или другой страны. Занимат кредиты не надо для пустых затрат. Кредиты надо брать, чтобы создать индустриальную инфраструктуру. Меня очень раздражают китайские буквы над гостинницей Саехат и других местах. На худой конец, буквы и слова должны быть английскими — международный язык. Продажа объектов Китаю ухудшит национальную безопасноть. Продавать объекты надо населению мелкими порциями/акциями и занимать профессиональных манаджеров. Манаджеров должны контролитровать борды/советы директоров которые могут быт акционеры, профессионалы в отрасли и т.д. Я думаю я был конкретнее в этот раз.
Slava K
to Matt Mardanov
НАБОР БУКОФ написали..
Ответьте на простой вопрос — кого WTO сделала счастливым и богатым?
Назовите страны.
Только не нужно про Китай.. там никакого влияния, или помощи не было.
Matt Mardanov
После вхождения в ВТО, Китай свободно начал тороговать в Амрике и Европе, Японии, и других развитых странах где покупательная способность населения велика и можно делать прибыли в огромных объемах. Также, Западные компании свободно начали инвестировать в Китае. Китай поличил наибольшую пользу с членства в ВТО чем любая другая страна. Также Виетнам и другие страны имеют огромную пользу от свободной торговли и инвестиций. Почему так: все члены ВТО имеют аналогичные системы законов и регулируюшие порядки и конечно же подходяшую промышленную инфраструктуру. Чтобы быть членом ВТО, страна проводит переговоры с каждым членом организации, чтобы законы были универсальны во всех странах-членах и отвечали интересам каждого члена. Так, Китай исползовал все преимушества членства. Каримов не хотел или не смог, потому что ему сопротивлялись дочери и местные баи. Такая же ситуация возможно сложилась сейчас, потому что перестали говорить о членстве Узбекистана ВТО вообше.
Matt Mardanov
Что пугает иностранных инвесторов? Серезные переривы в снабжении электрической энергией, натуральным газом, и бензином. Также, они не доверяют пропан как опасное горючее. А бензина купишь не везде. Также дороги плохие, нет покупателей. Узбекистан имеет хорошую и дешевую рабочую силу и огромныс запасы природных ископаемых. Надо привлечь крупные нефтяные компании таких как Шелл, Мобиил, БП длы производства нефти и газа. Не надо их боятся. Узбекистан получит столько сколько другие страны получают с них. Наконез, законы плохи, не выдерживают стандарты ВТО. Все это означает, что Узбекистан пока имеет дорогу в никуда. Необходимо изучить опыт Казахстана хотябы. Я не говорю о Южной Корее которую Американцы сделали индустриальной державой, не Китай.
Karen Srapionov
2 Илхомжон, насколько я понимаю, нет. Но точно сказать нельзя, т.к. никто из ведомств комментария не дал.
Karen Srapionov
2 Maermir,
Попробуйте ещё раз. Сейчас АРРК активно судится с эмитентами. Недавно было что-то похожее с ТАПОиЧ — помогли в суде выбить деньги. Надеюсь, будет улучшаться ситуация, но ясно, что рук не хватает. Неудивительно, как в новостях писали, у них бюджет что-то около 3млрд. сум на 70-80 человек где-то.. это ничто — 3-4 млн в месяц на человека включая не толкьо ЗП и налоги, но и все прочие адм. расходы. У нас на портреты больше тратят. Стыдно и обидно.
Karen Srapionov
Matt, Шелл и БП пугает отсутствие газоснабжения? Разберитесь в своих мыслях.
Мы тут про совсем других инвесторов говорим, им отсутсвие газа не страшно. И Нефти у нас мало. С газом сильно лучше, но тоже нет таких новых больших месторождений, чтобы Шелл или БП прибежали сюда вкладывать миллиарды, а на меньшее им неинтересно.
Про законы ничего не скажу, но вот про их исполнение — тут и есть проблема. Когда выходит УП, которое противоречит и Закону и предыдущим УП — это проблема. Непоследовательноть, непредсказуемость, бардак.
Matt Mardanov
Все есть! Туркменистан выкачивает газ из под Узбекистана. Только геолого- разведка определит что есть и что нет. Никто не делал этого. Также эти компании найдут и газ и негт, сделает фракинг и произведут энергию необходимую для строительства электрической энергии. Да это очень крупный вопрос по сравнению с разговором в статье. На каждом шагу нарушаются права инвесторов. Почему, потому что их мало по сравнению с теми кто хочет пожрать их как голодные волки.