6 января Telegram-канал Schetchik.uz опубликовал проект постановления президента о мерах по ускорению внедрения автоматизированной системы контроля и учета поставок природного газа (АСКУГ) в Узбекистане.

В документе отмечается (пункт 1), что Министерство энергетики и компания «Худудгазтаъминот» разработали технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учета природного газа (АСКУГ) стоимостью 644 млн долларов.

В проекте сообщается, что проведены прямые переговоры с компаниями Pietro Fiorentini (Италия), «Софтмакс Системы Телеметрии» (Беларусь), «Худудгазтаъминот» и «Технопарк» (учрежденная хокимиятом Ташкента) по внедрению АСКУГ до 1 января 2023 года.

Планируется, что необходимые средства на финансирование производства электронных газовых счетчиков компанией «Технопарк» выделит Национальный банк, в том числе:

а) на покупку оборудования и приборов, необходимых для производства электронных счетчиков газа, поставку программного обеспечения и необходимых инструментов;

б) на покупку комплектующих и запасных частей, сырья, материалов и технических средств для производства готовой продукции;

в) на покупку техники, строительных материалов, металлоконструкций, технических средств для реконструкции производственных помещений и капитального ремонта;

г) на формирование оборотного капитала, необходимого «Технопарку» для производства готовой продукции.

В рамках реализации проекта (пункт 2) заказчиком выступает «Худудгазтаъминот», «Технопарк» — поставщиком электронных счетчиков газа, редукторов, защитных коробок и автоматизированного ПО для обработки и передачи данных электронных счетчиков, а «Софтмакс Системы Телеметрии» и ее дочерняя компания — разработчиком АСКУГ и биллинговой системы, а также поставщиком необходимого оборудования и запчастей.

Как отмечается в проекте постановления (пункт 3), «Худудгазтаъминот» совместно с «Софтмакс Системы Телеметрии» к 1 марта 2020 года должны разработать центр обработки данных АСКУГ.

До 1 июля 2021 года «Худудгазтаъминот» должен будет обеспечить покупку всего объема электронных газовых счетчиков, произведенных «Технопарком».

Документом (пункт 4) намечено поручить ответственным министерствам и ведомствам в месячный срок сформировать источники финансирования проекта за счет собственных средств «Худудгазтаъминот», средств международных финансовых институтов, иностранных правительственных финансовых организаций, республиканских фондов и коммерческих банков (включая иностранные) и других не запрещенных законодательством средства.

Узпромстройбанку намечено поручить в месячный срок выделить первоначальные кредитные средства «Худудгазтаъминот» для покупки электронных газовых счетчиков, редукторов и защитных коробок. Минфину предлагается дать право предоставить государственные гарантии Узбекистана по привлекаемым кредитам (пункт 5).

В рамках реализации проекта в порядке исключения разрешено предоставление кредитов компаниям «Технопарк» и «Худудгазтаъминот» от НБУ и Узпромстройбанка до завершения экспертизы Центра комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности (пункт 7).

Кроме того, также в порядке исключения, предлагается разрешить «Худудгазтаъминот» заключать договора в иностранной валюте для покупки газовых счетчиков у «Технопарка».

Проектом постановления (пункт 8) предусмотрено до 1 января 2023 года освободить «Технопарк» и «Худудгазтаъминот» от таможенных платежей (за исключением сборов), НДС, сборов за регистрацию модулей мобильной связи по IMEI и акцизного налога для мобильных операторов, которые в рамках внедрения АСКУГ будут предоставлять услуги мобильной связи.

В документе отмечается (пункт 9), что установкой и пломбировкой счетчиков займется Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре. «Узстандарт» будет проверять приборы учета каждые 10 лет за счет «Худудгазтаъминот». Кроме того, услуги мобильной связи для АСКУГ будут покрываться из собственных средств «Худудгазтаъминот» и мобильных операторов.

Проектом (пункт 11) предлагается в течение двух месяцев обеспечить компанию «Узбектелеком» необходимыми серверами для формирования и ведения базы данных АСКУГ.

С 1 января 2020 года на период реализации проекта (пункт 4 приложения) предлагается ввести индексируемую, при необходимости, инвестиционную наценку в размере 15 сумов за 1 кВт*ч электрической энергии и 17 сумов за 1 кубометр природного газа (реализуемых в республике), которая направляется исключительно на погашение привлеченных средств республиканских фондов, коммерческих банков, международных финансовых институтов и финансирование других расходов в рамках проекта.

Комментарий Schetchik.uz

Авторы канала, комментируя документ о проекте установки «бесплатных» счетчиков, указывают на отсутствие пилотного проекта, тендерных торгов, а также освобождение компаний, участвующих в проекте, от налогов и обязательных платежей.

«При таком тираже (3,5 млн приборов) и освобождении от налогов приборы учета должны стоить копейки,. ан нет. Ориентировочная стоимость за штуку предполагается в районе 80 долларов за прибор с пропускной способностью от 0,016 до 6 куб. м/ч. Аналоги от 20 долларов запретили. Прибор с пропускной способностью до 10 куб. м/ч будет стоить 115 долларов. При том, что счетчик-то механический. То есть, механические счетчики из Беларуси по 50−60 долларов запретили и вернулись к тем же механическим только с итальянским названием „Pietro Fiorentini“. Будут собираться у нас, но в разы дороже», — говорится в сообщении.

Schetchik.uz задает несколько вопросов:

  • Почему за бортом оказались местные производители приборов учета газа, такие как Sarf, Sensus и Avangard?
  • Почему все три местных производителя платят 15% НДС, а с начала 2019 года еще и дополнительную 20-процентную пошлину при растаможивании комплектующих для газовых счетчиков, а участник проекта освобожден от всех этих платежей?
  • Не налицо ли откровенное выдавливание других участников рынка с предложением более современных видов приборов и более доступными ценами?
  • Почему исполнитель столь масштабного проекта не имеет опыта работы в данной сфере, а продукция не прошла пилотных проектов на территории Узбекистана?
  • Почему выбран только один метод (GSM/GPRS) передачи данных? За счет кого будут оплачиваться ежемесячные расходы за услуги сотовой компании? Почему не рассматриваются другие методы сбора данных, например через радиоканал 433MHz или LoRa на свободных частотах, которые не такие затратные, как GSM? Сегодня ни один оператор не покрывает удовлетворительным сигналом всю территорию страны.
  • Почему проект АСКУГ должен финансироваться за счет инвестиционной надбавки в 17 сумов на каждый реализуемый кубометр газа, которая ляжет на конечного потребителя? Проект АСКУГ больше нужен газоснабжающей компании или населению?

Реакция Антимонопольного комитета

Антимонопольный комитет Узбекистана провел изучение документа и опубликовал заключение. В нем указывается, что ряд пунктов проекта постановления, включая пункты 1, первые абзацы пунктов 2, 3, 5, пункты 6, 8 и 11, противоречат требованиям законов «О государственных закупках» и «О конкуренции», а также пункту 27 указа президента от 13 августа 2019 года (УП-5780).

АМК предлагает исключить эти пункты с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства и проведения тендеров (торгов) с учетом льгот и преференций, предусмотренных в проекте.

Комитет отмечает, что в пунктом 4 проекта планируется поручить ответственным министерствам и ведомствам в месячный срок сформировать источники финансирования проекта за счет собственных средств «Худудгазтаъминот», средств международных финансовых институтов, иностранных правительственных финансовых организаций, республиканских фондов и коммерческих банков (включая иностранные) и других не запрещенных законодательством средства.

«Целесообразно выделить кредитные средства Национального банка Узбекистана, указанные в пункте 2 документа, после уточнения источников финансирования проекта, и исключить этот пункт», — говорится в заключении.

Антимонопольный комитет подчеркивает, что пунктом 3 указа «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» от 2 сентября 2017 года запрещается осуществление платежей в иностранной валюте за товары (работы и услуги). Поэтому предлагается пересмотреть абзац 4 пункта 7, чтобы привести его в соответствие.

Кроме того, согласно закону «О метрологии», а также для поддержки предпринимателей, занимающихся метрологической деятельностью и создания здоровой конкурентной среды в этой сфере предлагается, помимо «Узстандарта», добавить другие аккредитованные организации, оказывающие метрологические услуги.

Узбекистан приступил к внедрению АСКУГ в 2015 году. Тогда сообщалось, что учет газа будет автоматизирован до 2021 года. В ноябре 2017 года президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление об ускорении внедрения автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии и газа. Документом предполагалось закупить счетчики энергии и газа у французской Sagemcom, немецкой Elster и отечественной компании Tosheleсtroapparat. Планировалось, что Sagemcom также привлекут к разработке Единой биллинговой системы коммунальных услуг в части энергии и газа.