Парламентские выборы 22 декабря в Узбекистане прошли в условиях улучшенного избирательного законодательства и большей открытости, однако «старые нездоровые привычки» показали, что «предстоит еще большая работа». Такое мнение выразил президент Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Георгий Церетели, руководивший краткосрочной миссией ОБСЕ по наблюдению за выборами.
В понедельник миссия по наблюдению за выборами, организованная совместно Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и ПА ОБСЕ, представила в Ташкенте предварительные выводы мониторинга соответствия прошедших выборов обязательствам Узбекистана в рамках ОБСЕ и международным обязательствам и стандартам демократических выборов, а также национальному законодательству.
«Страна преодолела важный рубеж. Широкомасштабные реформы, проводимые властями Узбекистана, оказали реальное и прямое влияние на эти выборы,» — сказал Георгий Церетели. Он отметил заинтересованность политических лидеров, официальных лиц и обычных граждан в улучшении демократических процессов в стране.
«Я наблюдал в разных местах, как молодые и пожилые избиратели тратили по 10−15 минут и даже по полчаса, чтобы внимательно изучить плакаты с информацией о кандидатах и их платформах. Такая вовлеченность и уровень заинтересованности воодушевляют», — сказал глава ПА ОБСЕ.
В то же время процесс голосования был омрачен многочисленными нарушениями, такими как голосование за других лиц, вбросы бюллетеней и пренебрежение ключевыми процедурами при подсчете голосов, сказал Георгий Церетели. Он связал это со «старыми нездоровыми привычками и традиционным поведением», от которых нужно избавляться.
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».
Председатель миссии ПА ОБСЕ Кари Хенриксен отметила: «Очевидно, что страна меняется. Естественно, изменения не происходят за одну ночь. Демократизация требует времени, это тяжелая работа и бесконечный процесс. Самое главное — она требует политической воли для внедрения изменений и конкретных мер. Но это того стоит».
Руководитель миссии БДИПЧ ОБСЕ Тана де Зулуэта сообщила, что выборам предшествовало два важных изменения в Узбекистане. Во-первых, это высокий уровень сотрудничества и диалога организации с властями, в ходе которого были учтены многие рекомендации ОБСЕ, касающиеся избирательного законодательства и приблизившие его к международным стандартам. Второй важный момент — это «амбициозный план сформировать единый электронный реестр избирателей».
Она добавила третий важный момент: «Это атмосфера. Я наблюдала за выборами 2015 года, и да, сейчас это совсем-совсем другая страна… В первую очередь, благодаря новой свободе выражения и пространству, в том числе блогам, где люди могут выражать мнения, публиковать их в интернете и быть услышанными».
На фоне этих позитивных изменений «было разочарованием наблюдать в день выборов нарушения, которые были довольно серьезными», призналась Тана де Зулуэта.
Учитывая отмеченные недостатки, крайне важно, чтобы средства массовой информации не упускали имеющихся у них возможностей для контроля честности и прозрачности второго тура выборов, подчеркнула она.
По ее мнению, граждане должны чувствовать непосредственную причастность к процессу выборов. «Меня сильно удивило, что представители политических партий в ходе подсчета голосов выглядели несколько равнодушными к результатам голосования. Не было заметно чувства причастности к процессу», — сказала глава миссии.
В международной миссии ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами были задействованы 316 наблюдателей из 37 стран, в том числе 271 эксперт и наблюдатель от БДИПЧ и 45 парламентариев и сотрудников Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Они присутствовали на открытии 134 избирательных участков, наблюдали за процессом голосования на 1270 участках по всей стране, за подсчетом голосов на 125 участках и за обработкой результатов голосования в 94 окружных избиркомах. Такой охват позволяет получить общую картину процесса, определить топологию нарушений и экстраполировать данные на всю страну, отметил Георгий Церетели.
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».
Процесс голосования был оценен негативно в 14% наблюдаемых избирательных участков. Среди серьезных нарушений в процессе голосования, которые отметили наблюдатели ОБСЕ, — разрешение голосовать без документов, удостоверяющих личность, множественное голосование и голосование за других, а также регистрация в день выборов без необходимой проверки.
Подсчет голосов был оценен негативно в 42% отчетов наблюдателей, что Тана де Зулуэта назвала довольно негативным показателем. Почти в 50% наблюдаемых участков избирательные комиссии не соблюдали процедуры. Большое количество УИК столкнулось с трудностями при сведении данных в протоколах, говорится в выводах миссии.
В ряде избирательных участков УИК заранее подписали пустые протоколы, а некоторые наблюдатели сообщили о фальсификации данных в списках избирателей и данных, введенных в протокол.
Наблюдатели были свидетелями «серьезных процедурных нарушений или упущений» в 15 из 105 наблюдаемых окружных комиссий. Большое количество итоговых протоколов УИК были заполнены или изменены, часто без официальных решений, в помещениях ОИК.
В выводах миссии говорится, что истинной конкурентной борьбы на парламентских выборах не наблюдалось. Недостаточное государственное финансирование, а также негибкие и излишне детализированные рамки постановлений Центризбиркома негативно отразились на агитационных возможностях кандидатов. Сама предвыборная агитация была в целом ограничена, и за пределами медиа-пространства активных дебатов практически не наблюдалось.
В последние годы парламент получил дополнительные полномочия, которые потенциально могли бы существенно изменить баланс власти в правительстве. Но все партии поддерживают политику президента, оппозиционные партии отсутствуют, а избиратели не имеют реального выбора, отмечает БДИПЧ.
Законодательная база в отношении основных прав и свобод, ключевых для проведения демократических выборов, остается «излишне ограничительной». В стране по-прежнему ограничивается фундаментальное право на свободу ассоциации, предполагающее, в том числе, право на формирование политических партий. Женщины остаются недостаточно представленными в общественной и политической жизни страны. До настоящего времени реформы осуществлялись сверху вниз, и их необходимо дополнить возможностями для гражданских инициатив, говорится в заявлении.
Реформы в стране создали больше возможностей для граждан публично выражать критику, и терпимость властей к критике возросла. Тем не менее, публичное несогласие, высказанное онлайн и оффлайн, может повлечь за собой наказание, а многочисленные правовые нормы об уголовных и административных правонарушениях потенциально препятствуют свободе слова, подчеркнули в БДИПЧ.
Текст заявления миссии БДИПЧ ОБСЕ на русском и узбекском языках
Ib Igne Ignum
//однако “старые нездоровые привычки“// хорошо подмечено.
//представители политических партий в ходе подсчета голосов выглядели несколько равнодушными к результатам голосования. Не было заметно чувства причастности к процессу// потому что их само государство назначает на выборы, штаны протирать.
ODAM ODAMOV
“Меня сильно удивило, что представители политических партий в ходе подсчета голосов выглядели несколько равнодушными к результатам голосования. Не было заметно чувства причастности к процессу“, — сказала глава миссии.
Подозреваю что это было потому-что представители полит. партий заранее знали что станут депутатами, вне зависимости от результатов голосования.
Павел Чирцов
А я вот не вижу особого греха, если за всю семью голосует один человек! В нашем в целом патриархальном обществе это вполне нормально, а вот вбросы — это уже совсем другое дело!
Виктор Неизвесный
Так а что мешает партиям проводить более активную политику в течении 5 лет, а не только за пол года до выборов? Кто им запрещает тратить собственные средства на агитацию и проекты? Не хотят-вот и не делают!
Вилли Токарев
Какие у партий средства — членские взносы? Сегодня в медиа можно выступить с любыми предложениями, но боятся.
Peter Invanov
Страна хочет привлечь иностранные инвестиции, а ее законы не соответствуют международным принципам (ООН, ОЭСР и др.) государственного регулирования. Нужно начать строить правовое государство, сильный Парламент, профессиональные и независимые суды, независимое следствие, принять закон об общественной палате и др. Судья и хоким должны быть выборными должностями. В таком только случае удастся привлечь иностранный капитал, а значит создать новые рабочие места.
user-0034831
Самая объективная статья, которую мне доводилось читать. Спасибо газете.uz что печатает такие отчеты и сведения. Я сама всю жизнь живу в Узбекистане, приходилось многое наблюдать, но такой возможности высказать и выразить свое мнение, без оглядки на нашу “демократию в действительности“ до настоящего момента пока не имела, да и желания особого не было)))..
Bahodir Jumaev
вбросы бюллетеней и пренебрежение ключевыми процедурами при подсчете голосов, это же готовый материал для прокуратуры. Правохранительные органы ваш выход. Оправдывайте расходы которые народ делает на вас из своего кармана. Ничего лишнего от вас не требуется всего лишь выполните свои прямые обязанности. Успехов вам в вашем нелегком труде.
Вилли Токарев
Согласен с Peter Invanov
ARBUZIK play
Как обычно фикция. Давно пора сократить сенат до 50 -70 депутатов.
Зачем нам 250? и каждому по 10млн минимум платят.
Депутаты должны быть представители народа. А у нас депутаты -директора, президенты и руководители ассоциаций и холдингов. Чьи интересы им ближе? только свои личные.