Проект постановления президента Узбекистана «О стратегических направлениях развития органов и учреждений юстиции до 2030 года» опубликован для обсуждения.

Министерство юстиции предлагает внедрить в нормотворческую практику такие инструменты, как регуляторная гильотина, оценка регуляторного и фактического воздействия, а также гендерно-правовую и научную лингвистическую экспертизы. Подробнее о них рассказал старший консультант Минюста Камолиддин Исломов.

Регуляторная гильотина — это снижение административного бремени на субъекты предпринимательства. Для внедрения регуляторной гильотины необходимо назначить уполномоченный орган по ее проведению, который совместно с министерствами и ведомствами будет инвентаризировать законодательство, влияющее на бизнес.

Каждый нормативно-правовой акт, как ожидается, будет проходить через фильтры и впоследствии относиться к одной из трех категорий: «сохранить», «упростить» или «отменить». По категориям «упростить» и «отменить» уполномоченный орган будет вносить соответствующие предложения в вышестоящий орган.

Минюст предлагает девиз правотворческой деятельности: «отсутствие правового регулирования лучше, чем принятие некачественного, непродуманного нормативно-правового акта». Его реализация должна заключаться в проведении госорганами оценки регуляторного воздействия предложений по регуляторному вмешательству и проектов.

Предполагается, что этот этап уже на стадии инициирования позволит отсеивать нецелесообразные инициативы, что сэкономит время, кадровые и финансовые затраты. После разработки проекта документа орган госуправления будет проводить обязательную оценку регуляторного воздействия.

Для предотвращения принятия нормативно-правовых актов, создающих дискриминацию по отношению к мужчинам и женщинам, Минюст будет проводить гендерно-правовую экспертизу в рамках правовой экспертизы. Это анализ нормативно-правовых актов и их проектов на соответствие принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Все эти меры, по мнению Минюста, позволят поднять на новый уровень нормотворческий процесс и сэкономить бюджетные средства, которые расходуются на разработку и внесение потенциально нецелесообразных проектов документов.