Закон Узбекистана «О занятости населения» планируется обновить. Эксперт Министерства занятости и трудовых отношений Ботир Алимухаммедов на встрече в пятницу представил концепцию новой редакции закона.

По его словам, необходимость разработки новой версии закона вызвана тем, что действующая редакция, принятая в 1998 году:

  • содержит нормы, которые являются устаревшими (координационные комитеты содействия занятости), не применяемыми на практике (компенсация затрат при переезде на работу в другую местность) и сложными для реализации (прекращение, приостановка выплаты и сокращение размера пособия по безработице);
  • не в полной мере отражает современные реалии и будущее занятости населения. В законе отсутствуют нормы об обеспечении занятости людей со стороны негосударственных, частных структур, а также за счет развития и регулирования внешней трудовой миграции;
  • не включает новые формы организации трудоустройства населения, такие как дистанционная работа, работа в коворкинг-центрах, вовлечение в предпринимательскую деятельность, использование цифровых технологий при оказании услуг по трудоустройству.

«Самое сложное — это все, что связано с назначением и расчетом пособий по безработице. Их размеры, порядок перерасчета, приостановки, выплаты — там очень много условностей и очень много отсылочных норм. Это породило массу сложностей, более того, я бы сказал, что это породило большое количество нарушений самого же закона о занятости», — сказал эксперт.

Ботир Алимухаммедов отметил, что новая редакция закона будет носить характер прямого действия — в ней практически не будет отсылочных норм. «Максимально, на 99%, отсылочные нормы убраны, — подчеркнул он. — Все нормативно-правовые отношения, связанные с занятостью, которые содержатся и изложены в других актах, кроме закона о занятости населения, включены в новую редакцию закона».

Проект документа содержит 11 глав и 147 статей и 11 разделов (в действующей версии — 40 статей и 5 разделов), объединенных в своеобразный кодекс законодательства о занятости населения. В нем, в частности, есть пять новых разделов, среди которых — трудоустройство граждан Узбекистана за рубежом и иностранных граждан — в Узбекистане, а также национальная система оценки квалификации, развития компетенций и навыков.

В концепции закона также будет пересмотрен порядок признания гражданина безработным.

«Идея такая — упростить. Во-первых, потому что пособие по безработице назначалось как минимум четырем категориям безработных. Тогда это, может, было актуально. Например, стремящийся возобновить работу после длительного, более одного года, перерыва. Практика показывает, что доля таких безработных ничтожна. Я думаю, что мы ограничимся двумя категориями безработных — это те, кто впервые ищет работу, и те, кто стал безработным в связи с тем, что произошли изменения, объективно не зависящие от него», — отметил представитель министерства.

Предлагается установить размер пособия по безработице не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который сейчас составляет 577172 сумов.

«Это надо будет согласовывать с Министерством финансов, но мы ввели норму, которая обеспечивает реальную защиту безработных. Нужно иметь в виду один принципиальный момент. Мы не можем пойти на то, чтобы размер пособия по безработице был таким, чтобы люди формировали у себя иждивенческие настроения, — сказал Ботир Алимухаммедов. — Он не должен быть таким, чтобы граждане получали стимул жить только на пособие и не работать. Во всем мире такая практика применяется».

В проекте новой редакции закона также приведены такие направления, как национальная система оценки квалификации и развития профессиональных навыков и единая национальная система труда, включающая электронный учет трудового стажа, трудовых книжек.

Министерство занятости и трудовых отношений призвало граждан направлять конструктивные предложения по проекту закона «О занятости населения» в новой редакции и концепцию новой редакции Трудового кодекса по адресу inbox@mehnat.uz. Документы будут опубликованы в официальном Telegram-канале Минтруда.